Монастырь с полным обобществлением собственности его братии.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
(греч. koinobios - общежитие, от koinos - общий и bios - жизнь)
общежительное монашество. Одна из двух осн. форм монашества, при которой монахи объединены в общину-монастырь во главе с духовным наставником (настоятелем - игуменом или аббатом) и соблюдают определённый устав, регламентирующий распорядок дня, богослужение, питание, одежду и занятия братьев. Крупнейшие центры православного монашества в средние века находились в Византии: Студийский монастырь в Константинополе и "монашеская республика" на Афоне. На Афоне учился святой Антоний Печерский, основатель одного из древнейших монастырей Руси, Киево-Печерской лавры.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 120)
общежительная форма монастырского устройства. Возникла на рубеже III-IV вв. Для нее характерна общность собственности и единые для всех требования: общая молитва, общая трапеза, одинаковая одежда.
См. Монашество.
(от греч. κοινός — общий, и βιός — жизнь) — название нынешних так называемых общежительных монастырей, в которых братия не только стол, но и одежду и т. п. получают от монастыря, по распоряжению настоятеля, а, со своей стороны, весь свой труд и его плоды предоставляют обязательно на общую потребу монастыря. Не только простые монахи, но и настоятели таких монастырей ничем не могут располагать на правах собственности; их имущество не может быть ими ни завещаемо, ни раздаваемо. Настоятели в таких монастырях избираются братией монастыря и лишь утверждаются в должности, по представлению епархиального архиерея, св. синодом. Подробно положение этих монастырей определено указом св. синода от 20 марта 1862 г., текст которого см. в "Обозрении церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству" Я. Ивановского (СПб., 1893, стр. 18).
Н. Б-в.