ПАДЕЖ | Ед. ч. | Мн. ч. | |
---|---|---|---|
И. | кѝнозвезда́ | кинозвёзды | |
Р. | кинозвезды́ | кинозвёзд | |
Д. | кинозвезде́ | кинозвёздам | |
В. | неод. | ||
одуш. | кинозвезду́ | кинозвёзд | |
Т. | кинозвездо́й, кинозвездо́ю | кинозвёздами | |
П. | кинозвезде́ | кинозвёздах |
• 'КИНОЗВЕЗДА'
"КИНОЗВЕЗДА" (англ. star), понятие, возникшее в амер. кино в 1910-е гг. и распространившееся в европ. кинематографиях, гл. обр. на их сугубо коммерч. сферу. В конкретно-историч. значении "К." - исполнитель, максимально соответствующий (прежде всего внешними данными) персонажу той или иной сюжетно-жанровой модели фильма. В определённом смысле "К." - это типаж. Однако если для сов. и прогрес. зап.-европ. режиссуры, обращавшейся к типажу, равно важны были как социально-характерная внешность, так и "натуральные" особенности психофизич. динамики исполнителя, то в амер. кино характерность типажа подвергалась идеализации, а естеств. поведение актёра сковывалось сценарно-реж. нормативами. В большинстве случаев первые "К." не имели не только актёрского образования, но часто и природных способностей к перевоплощению и вживанию в образ. На развитие феномена "К." также повлияло то обстоятельство, что популярные актёры 1910 - 1920-х гг. (М. Пикфорд, Д. Фербэнкс, Л. Гиш) снимались преим. в однотипных ролях, а ведущие комики (М. Линдер, Г. Ллойд, Б. Китон) представали носителями постоянного образа-маски. Работа "К." была возможна благодаря действовавшей в практике амер. кино 10 - 30-х гг. строгой "специализации" - наличию определённых портретно-физич. рубрик, напр.: "девушки" ("милочки"), "светские дамы", "вамп" ("роковые женщины"). Свод рубрик и исполнителей наз. "системой кинозвёзд" (star-system), имевшей двойной аспект. В социологич. и экономич. смыслах на ней основывалась стратегия завоевания массового зрителя в целях соответствующих идеологич. внушений и получения высоких прибылей. В творч. плане один и тот же исполнитель становился центром замысла фильма. Экр. образ "К." представлял совершенного в своём роде героя, тем самым осуществлялась идеологич. установка Голливуда на отвлечение зрит, масс от реальных социальных и повседневных проблем, на вытеснение их мифами и мечтами о "другой жизни". С этим связан особый культ в 20-е гг. "К.", представавших в ролях "пришельцев": Р. Валентино, Р. Новарро, Г. Гарбо. В 30-е гг. с утверждением реалистич. и критико-реалистич. тенденций в бурж. кинематографиях лидировал более демократич. тип "К." ("парень с нашей улицы", "своя девчонка"). В таких ролях появлялись актёры Г. Купер, Дж. Стюарт, Б. Кросби, К. Кольбер, К. Хепберн, К. Гейбл, К. Грант и др. Накануне 2-й мировой войны в Европе, в 40-50-е гг. в США на первый план выдвинулся новый герой - "потерянный человек" (актёры Ж. Габен, X. Богарт, М. Клифт и др.). Создаваемый "К." образ складывался в сознании публики как собственно из исполнения, так и из легенды (илимифа) "К.". В процессе эволюции кино к углублению человеческого образа социальное назначение "К." и её творч. возможности всё более обнаруживаютсвою внутр. конфликтность. В 30 - 50-е гг. М. Дитрих, С. Треси, Г. Фонда, Габен, Гарбо, Богарт, М. Брандо, М. Монро восставали против однотипных ролей и непременного "паблисити" (публичного освещения частной жизни, реальной или вымышленной). Мн. "К." стали крупными актёрами, но, потерпев поражение в борьбе с системой "К.", порвали с кино (Гарбо). "К." называют также киноактёра, завоевавшего наивысшую популярность. В 60 - 70-е гг. Б. Бардо, Дж. Дин, Брандо были окружены поклонением, напоминавшим культ давних "К.".
◘ Соболев Р., Метаморфозы "системы звезд", в кн.: Мифы и реальность, в. 4, М., 1974; Рубанова И., "Звезды" умерли - да здравствуют актеры!, "ИК", 1976, № 6; её же, Диктатура фаворитов и творчество актеров, там же, № 11; Siсlier J. Le mythe de la femme dans la cinema americain, P., 1956; его же, La femme dans la cinema francais, P., 1957; Anger K., Hollywood - Babylqne, P., 1959; Patalas E., Sozialgeschichte der Stars, Hamb., 1963; Morin E., Les stars, P., 1972; Piter a Z., Dzieje Gwiazdy, Warsz., 1976.
И. И. Рубанова.