(1 Мак 15:23, Деян 4:36, 11:19 и др.) — остров в восточной части Средиземного моря, между Киликийским и Финикийским берегом, имеющий вид неправильного параллелограмма и оканчивающийся длинным, узким полуостровом в с.-в. направлении. Во всю длину острова тянется цепь известных с древности в мифологии Олимпийских гор, высшая вершина коих г. Олимп имеет 7 000 футов в высоту. На юг от означенных гор тянутся очень живописные равнины, в которых в обилии растут нарциссы, анемоны и лютики. Да и вообще остров славился в древности производством пшеницы, винограда, гранатовых смокв, благовонной смолы, воска, меда и т. п. Впрочем, шелк и хлопчатая бумага считались главными произведениями острова, а Кипрские леса кедровые, кипарисовые, дубовые, особенно славились богатством хорошего материала для кораблестроения. Кипр также славился своими медными рудниками, обильным производством вина, плодов, меда, льна и т. п. Соломин (Деян 13:5) был главным г. Кипра и лежал на восточном берегу, а Пафос — второй большой город, находился на противоположной оконечности острова и был впоследствии резиденциею римского правителя. Он называется и доселе также Пафосом или Баффою. Остров первоначально был заселен Финикиянами и постепенно переходил под власть Египта, Ассирии, Персии и Рима. Быть может, на о. Кипр указывается и в Ветхом Завете, именно в книге пр. Иезекииля (27:6) под названием оо. Киттимских, а из 1 Мак книги (15:23) видно, что во времена Антиоха здесь жило много Евреев. Жители Кипра и древности, как известно, отличались распущенностью своих нравов. Означенный остров был месторождением Варнавы (Деян 4:36). Христианство впервые введено здесь несколькими лицами, бежавшими сюда от гонений, бывших после убиения Стефана (Деян 11:19), и затем некоторые из Кипрян пошли в Антиохию, и проповедовали здесь Господа Иисуса Христа Грекам (ст. 20). Из Антиохии Павел и Варнава выступили на миссионерское поприще, и о. Кипр был первым местом их апостольской деятельности. В г. Пафосе они противодействовали козням волхва Елимы и обратили к вере проконсула Сергия Павла (Деян 13:4-12). Затем остров снова посетил Варнава в сообществе с Марком (Деян 15:39). Упоминаемый в той же книге (21:16) Мнасон, давний ученик, был также родом Кипрянин. Из святителей Кипрских первых веков христианства особенно известны: Епифаний, архиепископ 4-го века, и Софроний архиепископ 6-го века. О дальнейшей судьбе Кипра по истории известно, что в средние века (1192-1473) о. Кипр имел своих королей; с 1489 года достался Венецианской республике, а с 1571 года покорен полководцем Селима II и на всегда присоединен к Турции. Настоящий главный город острова — Никозия. С того времени, как остров подпал под владычество Турок, земля остается здесь в запустении, а жители в бедности. Древнего богатства и роскоши не осталось почти никаких следов.
(греч. Kypros)
остров в восточной части Средиземноморья. Богатые полезные ископаемые и выгодное географическое положение издревле способствовали установлению торговых и культурных связей К. со странами Востока. Следы первых поселений на К. относятся к эпохе неолита. В сер. II тыс. до н.э. здесь появились раннерабовладельческие города, а в XV - XI вв. до н.э. К. колонизовали ахейцы, основав города Саламин, Курион, Пафос и Лапитос. В XIV - XIII вв. до н.э. К. был одним из центров эгейской цивилизации; в VIII в. до н.э. его покорила Ассирия, в 1-й пол. VI в. до н.э. - египетский фараон Яхмос II, а в сер. того же века - Ахемениды. В период Греко-персидских войн города К. выступили на стороне Эллады. В 333 - 323 гг. до н.э. К. входил в состав государства Александра Македонского, с 294 по 58 г. до н.э. был в царстве Птолемеев, а с 58 г. до н.э. им овладел Рим.
Коровина А.К., Сидорова Н.А. Города Кипра. М., 1973; Коровина А.К., Полевой В.М., Сидорова И.А. Сокровища Кипра: Древнее искусство. Искусство средних веков. М., 1976.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
о-в в Средиземном море, богатый медными месторождениями. В XIII в. до н. э. заселен греками. Как важнейший торговый пункт, связывающий Др. Грецию, Восток и Африку, часто переходил из рук в руки. К. принадлежал Египту (ок. 1500 и с 569 по 526), Финикии (800), Ассирии, Персии, Македонии (с 333) и, наконец, птолемеевскому Египту (с 294). Это отразилось на культ. К. Здесь было разработано слоговое письмо (силлабарий), неск. напоминающее клинопись. Оно существовало до IV в. до н. э. наряду с гр. письмом финикийского происх. На территории о-ва сохранились многочисл. памятники антич. иск-ва, стиль к-рых также отличается от др.-гр.: керамика с гравированным, накладным и расписным орнаментом, бронзовые изделия, скульптура из известняка, а также знаменитое святилище Афродиты-Киприды, по мифу, рожденной на К.
Е.А.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
(Деян.4:36 ; Деян.11:19,20; Деян.13:4 ; Деян.15:39 ; Деян.21:3,16; Деян.27:4) — остров в восточной части Средиземного моря, заселенный в древности финикийцами и славившийся многими богатствами (медью, получившей свое название от этого острова, древесиной, вином, медом, фруктами). В 333 ·г. ·до-РХ остров был захвачен греками, а в 58 ·г. ·до-РХ стал римской провинцией. (см. Киттим)
(греч. Κύπρος, лат. Cyprus, турец. Kibris) — остров в северо-восточном конце Средиземного моря, под 34°34' и 35°43' северной широты; имеет форму вытянутого четырехугольника, с длинным узким полуостровом Карпас и мысом св. Андрея на северо-востоке. По величине — 9601 кв. км — К. занимает третье место среди островов Средиземного моря. Вдоль северного берега, от мыса Кормахити на западе до мыса св. Андрея на востоке, тянется известняковая горная цепь, достигающая наибольшей высоты в своей западной части. Параллельно ей тянется южнее горный хребет Олимп; главные его вершины Тродос (2018 м), Maxepa (1442 м) и Ставрос (1740 м). Между обеими горными цепями находится равнина Мессария, орошаемая главной рекой острова, немноговодным Пидиасом (Pediaos древних), впадающим в залив Фамагуста, на восточном берегу. Климат К. вообще может быть назван теплым и сухим. В городе Ларнака средняя температура года 20,5°, января — 11,6°, июля — 28,6°. Как и в Сирии, и в Палестине, осень гораздо теплее весны, например средняя температура мая 21,9°, октября — 24,6°. В год выпадает всего 34 см осадков (исключительно в виде дождя), в том числе 9/10 с ноября по апрель, а в июле и августе его совсем не бывает. Морозов на берегу моря не бывает. В горах К. значительно холоднее. Растительность богатая там, где имеется достаточно воды, но плодородная почва в запустении: обрабатывается лишь 1/5 всей поверхности. Только пшеница, ячмень и некоторые плодовые деревья, например маслина, не требуют искусственного орошения, необходимого для кормовых трав и овощей. Землетрясения, войны, повальные болезни и варварское турецкое владычество содействовали обезлюдению острова, имевшего в древности более миллиона жителей. В 1891 г. их было 209291 (из них ¾ христиан, остальные магометане); они занимаются хлебопашеством, садоводством, шелководством, выделкой ковров, глиняной посуды и кож. Скотоводство (овцы, козы, свиньи), пчеловодство и шелководство незначительны, как и виноградарство, хотя условия для последнего весьма благоприятны. Вывоз вина, соли, пшеницы, ячменя, хлопчатой бумаги, южных фруктов. Меры употребляются английские, а неофициально — и прежние турецкие. Золото: 1 фунт стерлингов = 180 пиастрам, 1 наполеон = 142 пиастрам и 20 парам; серебро: 1 шиллинг = 4,2 пиастра; бронза: 1 пиастр = 40 парам. Из линейных мер — пик, большой и малый, из весовых — кантар с подразделениями и проч. Главный город острова — Левкосия (прежде Никосия) — местопребывание архиепископа К. Лучшая гавань и торговый пункт — Ларнака. Остров делится на 6 округов и управляется представителем королевы Великобритании, наряду с которым стоит законодательный совет из 4—8 членов.
История и археология. Остров был издревле богат металлами, особенно медью (откуда лат. название ее — cuprum), и судостроительным лесом. Древнейшее население было семитского происхождения, из племени хеттитов. Очень рано появились здесь финикийцы; они основали главнейшие города: Саламин, Амафунт, Паф, Соли и др., они же перенесли сюда своих богов и верования. Позже прибыли греческие переселенцы разных племен, преимущественно ионийцы и дорийцы, образовавшие несколько (9) небольших монархических государств. С VIII века до Р. Х. Кипр был подчинен ассирийскому владычеству, но греческие государи продолжали царствовать в качестве вассалов. После падения Ассирийского царства высшая власть на острове перешла к Тиру, пока Амазис не подчинил его Египту, около 560 г. С 525 г. он стал принадлежать персидской монархии, у которой его отняли греки в 479—478 гг. В 410 г. саламинский царь Евагор († в 374 г.) объединил в своих руках весь остров, по языку представлявшийся уже почти вполне греческим государством. После распада империи Александра Великого К. долгое время служил яблоком раздора между Сирией и Египтом, который окончательно и завладел им. Птолемеи правили здесь лично или же присылали сюда своих младших братьев. В 58 г. Катон (Утический или Младший) присоединил К. к римским владениям, а именно к провинции Киликии. Позже К. вошел в состав восточной части Римской империи и получал правителей из семьи императора. В 1182 г. Исаак Комнен распоряжался им независимо. Девять лет спустя остров перешел к Лузиньянской династии, владевшей им до 1489 г. Затем он принадлежал венецианцам, у которых был отнят в 1571 г. турками. Египетский паша Мегмет-Али занял его в 1832 г., но вскоре принужден был возвратить его султану. Во время берлинского конгресса Англия настояла на уступке ей К., под предлогом временной оккупации (конвенция 1 [13] июня 1878 г.). В наше время был сделан на К. ряд в высшей степени важных археологических находок. Герцог de Luynes, на основании монет и надписей, первый определил, что на К. господствовал, в очень отдаленную от нас пору, собственный местный алфавит, по-видимому, происходивший от алфавита хеттитов — слоговой, а не буквенный. Писанные на нем надписи были прочитаны Schmidt'ом, Siegismund'ом и Deec k e. Местонахождения прежних городов — Куриума, Голгои, Амафунта, Пафа и др. — раскапывали, начиная с 1865 г., Lang, Colonna-Ceccaldi и особенно консул Соединенных Штатов, итальянец Palme di Cesnoja, открывший знаменитую сокровищницу в Куриуме, находящуюся теперь в Нью-Йорке. Музеи Луврский, Британский и Константинопольский также обогатились благодаря этим раскопкам, разными чашами ассиро-египетского стиля и многочисленными статуями из известкового камня, стилей ассирийского, египетского и греческого, изображающими жрецов или божества.
Литература. Engel, "Kypros" (Берлин, 1841); De Mas Latrie, "Histoire de l' île de Chypre sous le rè gne des princes de la maison de Lusignan" (3 изд., П., 1851—62); его же, "L' î le de Chypre" (П., 1879) и "Documents nouveaux, serva nt de preuves à l'histoire de Chypre" (П., 1882); Sassenay, "Chypre, histoire et g é ographie" (П., 1878); Cesnola, "Cyprus; its ancient cities, tombs and temples" (Лондон, 1877); его же, "Salamino" (Турин, 1891); Loeher, "Reiseberichte über Natur und Landsc haft, Volk und Geschichte" (3 изд., Штутгарт, 1879); Baker, "Cyprus as I saw it in 1879" (Лондон, 1879); Ohnefalsch-Richer, "Cyprische Reisestudien" (в журнале "Unsere Zeit" за 1880 г., I); Herquet, "Cyprische K ö nigsgestalten des Hauses Lusignan" (Галле, 1881); Kitchener, "Trigonometrical survey of the island of Cyprus" (Лондон, 1885; 15 листов в 1:63360); Perrot et Chipiez, "Histoire de l'art dans l'antiquit é " (т. 3, "Ph é nicie, Chypre", П., 1885); Holwerda, "Die alten Kyprier in Kunst und Kultus" (Лейден, 1885); Cobham, "An attempt on a bibliography of Cyprus" (Никосия, 1886); Agnes Smith, "Through Cyprus" (Лондон, 1887); Sakellarios, "Τά Κυπριακά" (2 изд., Афины, 1890—91); Doell, "Die Sammlung Cesnola" (СПб., 1873); Geslin, "L'Art cypriote" (в "Mus ée archéologique", 1879); "Gazette arché ologique" (III, p. 117; IV, p. 198); Stark, "Systematik und Geschichte der Archeologie der Kunst" (Лейпциг, 1880, стр. 346 и 347); Lolling, "Hellenische Landeskunde und Topographie" (1887, "Handbuch der Klassischen Altertumswissenschaft", т. III); Павловский, "Значение и успехи классической филологии" (Одесса, 1891, "О Кипре", стр. 11 и 12); Зелинский, "Кипр и его богиня" (рецензия на книгу Энмана, в "Журнале М. Н. Пр.").
А. К. В.