китайцы, китайцев, ед. китаец, китайца, муж. Народ, населяющий Китай.
(самоназвание - хань, ханьжэнь), народ, основное население КНР (св. 1,093 млрд. человек). Общая численность ок. 1,125 млрд. человек (1992). Язык китайский. Верующие - буддисты, даосисты, конфуцианцы, есть христиане и др.
КИТАЙЦЫ, ев, ед. аец, айца, м. Народ, составляющий основное население Китая.
| ж. китаянка, и.
| прил. китайский, ая, ое.
представители древнейшей дальневосточной нации, проживающие в одноименном государстве.
Своеобразие исторического, социально-политического, экономического и культурного развития Китая оказало большое влияние на формирование психологии населения, к числу основных черт которой можно отнести: трудолюбие, терпеливость, выносливость, упорство, настойчивость, хладнокровие, выдержку, спокойствие, самоотверженность. По этой причине никакой вид деятельности не оскорбляет, не угнетает китайцев и в каждом из них они способны добиться высоких результатов.
Китайцы широко известны как малоприхотливые люди. Испокон веков они довольствовались тем, что имели, стараясь добыть минимум для пропитания в условиях тяжелой борьбы за существование. Не случайно китайская пословица гласит: "Тому, кто не испытал горечь жизни, никогда не придется оценить ее сладость". Оказала свое влияние и конфуцианская идеология, ориентировавшая сознание людей не на прелести загробной жизни, а на довольство минимумом в условиях реальной жизни. Она учила их видеть социальный идеал не в удовлетворении широко возникающих потребностей, а в достижении счастья с тем, что имелось. Простые китайцы привыкли считать, что счастье зависит не от внешних обстоятельств, а от них самих. В результате неприхотливость, умеренность, приспособляемость, умение наслаждаться жизнью, довольство малым стали целым комплексом взаимосвязанных черт их национального характера.
Образ мышления китайцев можно назвать практическим, чуждым ненужным сложностям. Китаец, как правило, отдает предпочтение простым интеллектуальным построениям как наиболее доступным и рациональным для запоминания, жизни и деятельности. Он очень редко руководствуется абстрактными принципами, его логика отличается высокой предметностью, показателем чего являются, например, пословицы и поговорки. "Не забывай прошлого, оно учитель будущего", "Пришло счастье - будь бдителен; пришло горе - будь стоек",-гласит китайская мудрость, и чувствуется истинно практический ум этого народа. Но это совсем не означает, что его мышление примитивно, оно своеобразно. Нужно видеть за его естественной простотой сложное содержание.
Китайцы - энергичные, предприимчивые люди, стремящиеся в любых условиях достичь поставленной цели. Вот как описывает это японский профессор Хаясэ: "Они питались поначалу одной рыбой, откладывая каждую иену, которую приносит профессия парикмахера, повара или портного, - описывает он адаптацию китайца к условиям жизни в Японии. - Когда средств хватало на старенький велосипед, они приобретали его, и кто-нибудь из семьи превращался в бродячего торговца. Второй ступенькой становился подержанный мотоцикл. На этой стадии китаец делается более уверенным в себе и даже становится агрессивным. Он уже старается не просто продавать что-нибудь, но и ссужать деньги, товары в долг под проценты. Он обрастал постоянными потребителями и заводил на них бухгалтерскую книгу. Если у него находился родственник или близкий приятель, которые уже миновали эту стадию развития, ему удавалось получить у них взаймы какую-нибудь сумму для приобретения лавочки. Потом он превращался в оптового торговца, с которым безденежные люди предпочитали расплачиваться эквивалентами своего труда или сельскохозяйственной продукцией. Расширяя свою предпринимательскую деятельность, китаец приобретал участок земли и строил на ней фабрику, нанимал работников". По этой причине в большинстве стран Юго-Восточной Азии оптовая и розничная торговля, а также импортно-экспортные операции сосредоточены в руках китайских эмигрантов. Китайцы владеют 30% капиталов Малайзии и Сингапура, 30% служащих Малайзии - китайского происхождения.
Сложные климатические и природные условия страны, особенно необходимость строительства ирригационных сооружений для защиты от стихийных бедствий, по-числу которых Китай занимает чуть ли не первое место в мире, а также связанная с этим необходимость тяжелого, титанического труда обусловили ту исключительную роль, которую всегда играли в стране община и коллективистский труд. В результате у китайцев сформировались и всегда очень ярко проявляются такие национально-психологические качества, как жесткая дисциплина, высокая степень зависимости индивида от группы, специфическая сплоченность на основе четкого распределения ролей, высокая степень доверия к мнению группы, а также особый характер сочувствия и переживания, проявляющиеся в межличностных отношениях.
Весьма своеобразно общение китайцев.Если там один человек встречает другого, оба должны показать друг другу свое глубокое уважение. Каждый обязан дать знать, что считает другого развитым и образованным человеком, даже в том случае, если они прекрасно понимают, что это не соответствует действительности. Во время разговора один на один с малоизвестными людьми китайцы ведут себя специфически. Японец, например, наклоняется далеко вперед, двигает всеми мускулами лица и тела. Китаец же, наоборот, сохраняет неподвижными положение лица и тела, сидит прямо, выгнув спину, не шевелится совсем, только губы слегка движутся, а голос приближен к шепоту. Очень громкий разговор считается попросту неприемлемым. Наши глаза и брови во время беседы тоже находятся, как правило, в движении, давая собеседнику дополнительную информацию о нашем настроении, впечатлениях о разговоре. Лицо же китайца остается беспристрастным или выражает елейность. Признательность - это и есть проявление его вежливости, как он ее понимает. Китайцы избегают смотреть прямо на собеседника, потому что по их представлениям так делают только враги или ненавидящие друг друга люди. Добрым же знакомым сверлить друг друга глазами считается неприличным. Когда же мы в серьезной беседе встречаем потупленный или старательно отводимый взор китайца, не зная этой существенной особенности, мы часто начинаем, повинуясь нашим чувствам, подозревать китайца в неискренности или, как минимум, в невнимании к нам. Однако мы не правы в этом своем подозрении, т. к. это всего лишь дань установившейся привычке. Китайцам в общении в целом присуща черта, которую можно назвать поразительной вежливостью. Она не является простой формальностью, внешней формой поведения. Для нее характерны предупредительность, игра воображения, умение поставить себя на место другого и скромность, соединенная со старанием всячески уважать собеседника.
(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)