Китовра́с - в славянской мифологии крылатый конь с человеческим торсом и головой как у кентавра, способен к оборотничеству.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
Американский ЛЕФ. (сборник стихов). Редактор Д. Д. Бурлюк. № 1-5. Нью-Йорк. 1924.
персонаж древнерусских книжных легенд. Упоминается в XIV веке в рукописных текстах как чудовище-кентавр, иногда с крыльями. В большинстве случаев Китоврас по желанию помогает царю Соломону строить храм, состязается с ним в мудрости. В некоторых вариантах легенд Китоврас наделен чертами оборотня - днем он правит людьми, а ночью оборачивается зверем и становится царем зверей. Легенды о Соломоне и Китоврасе получили на Руси самостоятельное развитие. В них о Китоврасе рассказывается, что он был родным братом Соломона. Поимка Китовраса связывается с предательством его неверной жены, которую он носил в ухе (А.В. Чернецов).
— баснословное существо в древнерусских апокрифах. Название его считают происшедшим от греческого κένταυρος — "кентавр". К. является существом вещим; изловленный царем Соломоном, он удивляет его своей мудростью. В позднейших сказаниях К. царствует "в граде Лукорье", где днем он царем над людьми, ночью — над зверями. Он иногда является похитителем жены у Соломона и гибнет в бою с ним. В еврейских сказаниях, соответствующих русским апокрифам о Соломоне и К., вместо него является демон Асмодей (см.). Черты К. в русских и Асмодея — в еврейских сказаниях, в западной легенде перенесены на Морольфа и Мерлина. История развития сказаний о Соломоне изложена у Веселовского: "Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине" (СПб., 1872).