кларнет, кларнета, муж. (итал. clarinetto) (муз.). Музыкальный духовой деревянный инструмент с прямым наконечником для вдувания воздуха и с раструбом на другом конце.
(от лат. clarus — ясный, чистый звук) — деревянный духовой музыкальный инструмент (диапазон: d — g3) со звуком приятного мягкого тембра. Регистры кларнета отличаются по характеру звучания, что объясняется особенностями акустики инструмента. Низкий регистр — густой, насыщенный; средний — матовый; высокий — ясный, чистый. Кларнет — транспонирующий музыкальный инструмент; бывает настроенным в до мажоре (in С), ля мажоре (in А) и чаще всего в си-бемоль мажоре (in В). Партии кларнета записывают соответственно на большую секунду и малую терцию выше реального звучания. Разновидности кларнета: малый кларнет, альтовый кларнет, теноровый кларнет (бассетгорн), бас-кларнет и контрабасовый кларнет.
[франц. clarinette, от лат. clarus - ясный (звук)], деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован в нач. 18 в. В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо (итал. piccolo), альтовый (т. н. бассетгорн), басовый.
КЛАРНЕТ, а, м. Деревянный духовой музыкальный инструмент в виде трубки с клапанами и небольшим раструбом.
| прил. кларнетный, ая, ое.
м.
Деревянный духовой музыкальный инструмент, имеющий форму цилиндрической трубки
с клапанами и небольшим раструбом на конце.
(итал. — clarinetto, нем. — Clarinette) — духовой деревянный инструмент с клапанами, имеет форму цилиндрической трубки, нижнее отверстие которой оканчивается небольшим раструбом. В верхнее отверстие дуют через мундштук, имеющий форму усеченного цилиндра, с пластинкой или язычком (anche). К. развился в начале XVIII столетия из старинной французской свирели — chalumeau, благодаря трудам Христофора Деннера в Нюрнберге, и получил свое название вследствие сходства высоких звуков со звуками маленькой трубы (clarinetto). В группе духовых деревянных инструментов К. — самый совершенный по чистой, выразительной звучности и техническому устройству. Сопрановые К. бывают разных строев. К. в C — первоначальный и самый старинный. Его партия звучит, как пишется — в скрипичном ключе. Ноты нижнего регистра полновесны и мрачны, среднего — тусклы, слабы, высокого — блестящи, благородны, высшего — пронзительны. В К. в строе B объем тот же, но ноты звучат на большую секунду ниже писаных нот партии, самая же партия пишется в скрипичном ключе и в тональности, отстоящей на большую секунду выше от тональности пьесы; например, если пьеса в C-dur, то партия К. пишется в D-dur. К. в строе A звучит на малую терцию ниже писаных нот; партия К. пишется в скрипичном ключе и в тональности, отстоящей на малую терцию вверх от тональности пьесы; например, если пьеса в C-dur, то партия К. пишется в Es-dur. Чем меньше хроматических знаков в ключе партии К., тем легче играть; поэтому К. in B применяется в пьесах с бемолями, К. in A — в пьесах с диезами. К. in B — наиболее употребительный; по тембру он чище, благороднее К. in C. К. in A по тембру мягче предыдущих К.; характер звука нежный, элегичный. Объемы К.:
К. применяются в симфоническом оркестре (преимущественно — два в одном строе). Басовые К. в C, B и A по внешности пропорционально увеличены в сравнении с сопрановыми К. и имеют их звуковой объем, но только октавой ниже. В техническом отношении они менее подвижны. Низкий и средний регистры самые красивые; по мере приближения к верху звуки теряют свой благородный тембр. В оркестре применяется один басовый К., преимущественно в строе B. Существуют К. высших строев, например в D, Es, они звучат выше сопранового К. в C, редко применяются в симфоническом оркестре по причине резкого, крикливого звука и чаще встречаются в военных оркестрах. Семейство К. обширно. Всех разновидностей К. 12. Здесь рассмотрены только главные.
Н. Соловьев.