класс [ас], класса, муж. (лат. classis).
1. Социальная группа, часть общества, объединенная общностью интересов вследствие одинакового отношения к средствам производства и противостоящая другим социальным группам в силу противоложности экономических интересов. «Классами называются большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большею частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.» Ленин. Рабочий класс. Ликвидировать кулака как класс.
2. Группа учащихся средней школы, проходящих в течение года совместно одну общую программу. Наш класс идет на экскурсию.
| группа учащихся художественной школы, занимающаяся под руководством определенного преподавателя или проходящая определенный предмет. Пианисты класса Игумнова. Класс декламации. Класс композиции.
| подразделение в системе школьного курса, соответствующее году обучения. Ученик перешел в 5-й класс.
3. Комната, в которой происходят учебные занятия одной группы учащихся. Ребята вышли из класса в коридор. В новом здании школы были устроены светлые, большие классы.
4. Урок (устар.). «Не шевельнул он ни глазом ни бровью во всё время класса, как ни щипали его сзади.» Гоголь. «Было воскресенье, и классов не было.» Достоевский. Ходить в классы (на уроки).
| только мн. Школа (устар.). Мореходные классы.
5. Разряд, подразделение, отдельная группа. При статистическом обследовании промышленные предприятия были разделены па 2 класса: до 100 рабочих и свыше 100 рабочих.
| Одно из *****
оплачивается по определенному тарифу и которые оборудованы с определенной степенью удобства (дорев. и загр.). Билет первого класса. Вагон третьего класса.
11. Совокупность цифр трех соседних разрядов числа (мат.). Первый класс составляют единицы, десятки и сотни.
12. только мн. Детская игра, состоящая в том, что на земле рисуют фигуру, разделенную на клетки, и прыгают на одной ноге, стараясь протолкнуть носком камушек из одной клетки в другую.
1) все опционы на покупку и продажу одной и той же ценной бумаги (одного вида ценных бумаг).
2) понятие марксистской экономической теории; большая группа участвующих в общественном производстве людей, характеризуемая такими признаками, как общность вида трудовой деятельности, форм собственности на средства производства, способа Получения дохода, меры свободы выбора трудовой деятельности, степени участия в управлении. Например, рабы, помещики, капиталисты, рабочие, крестьяне.
(от лат. classis — разряд) — термин для обозначения множества элементов, обладающих некоторыми свойствами, признаками; в биологии — одна из высших систематических категорий, или таксонов, объединяющих родственные отряды животных или порядки растений, например, класс млекопитающих, класс птиц и т. д.
Таксономическая категория, рангом выше отряда и ниже типа.
1. школьный - постоянный в пределах учебного года коллектив учащихся, работающих по единой учебной программе (см. Классно-урочная система). В РСФСР в 1918-34 назывался также группой. Предусмотрено деление К. на группы для занятий по иностранному языку, на звенья или бригады при организации трудового обучения. Общее руководство учебно-воспитательной работой в К. осуществляет классный руководитель. Орган ученического самоуправления в К. - классное собрание (см. Самоуправление ученическое).
2. Класс-комплект - учащиеся одного или нескольких (до 4) классов, занимающиеся с одним учителем в малокомплектной школе.
3. Годичный план обучения с указанием изучаемых дисциплин и распределением времени между ними (см. Учебный план).
4. Учебное помещение в школе, специально оборудованное и удовлетворяющее санитарно-гигиеническим требованиям. Классные помещения в школе распределяются в соответствии со ступенями обучения. Начальное обучение наиболее целесообразно организовывать только в отдельных классах. В крупных школах для учащихся средней ступени выделяются отдельные К., в первую очередь для преподавания тех предметов, по которым проводятся ежедневные занятия (русский язык, литература, математика). Для учащихся средней и старшей ступени предусмотрена кабинетная система организации занятий (см. Кабинет).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 120)
Ч421.211
Ч421.492.3
разряд или группа однородных предметов (см. классификация).
♦ (Символизм в общественном мнении) "за успешность был переведен из класса мещан в класс индивидуалистов…" (Б. Томаш., "Форм. метод", в "Совр. лит.", 1925, 145).
♦ Гражданская война началась и кончилась крахом классового чувства перед национальным: началась чехословаками, а кончилась Польшей.
все опционы на покупку и продажу одной и той же ценной бумаги (одного вида ценных бумаг).
разряд, устанавливаемый жюри кровным собакам на выставках.
Перечень параметров электропроводной линии / канала, определяемый международными и европейскими стандартами градация приложений по эффективной полосе частот, требуемой для их работы.
Класс
♦ Classe
Множество элементов, входящее в более широкое множество, в частности – множество индивидуумов, как правило различаемых по профессиональному или имущественному признаку, входящих в общество. В этом смысле классы представляют собой абстракцию (существуют только индивидуумы), но вполне законную (изолированный индивидуум – тоже не более чем абстракция; он существует только в совокупности с другими индивидуумами) и полезную абстракцию. Понятие класса дает возможность лучше разобраться в неизмеримо сложной сущности социума. Теоретический анализ при этом помогает добиться целей, которые ставит перед собой политическая или профсоюзная борьба. Для лучшего понимания необходимо разделение; для эффективных действий – объединение. Научный анализ в данном случае встает на службу солидарности.
Понятие класса многим обязано Марксу, который считал классовую борьбу «двигателем» истории и ее основной реальностью, начиная с разделения труда и заканчивая пришествием коммунизма. То, что этот двигатель – единственный, представляется сомнительным, как и вероятность того, что классовая борьба рано или поздно исчезнет. С какой стати всем членам общества иметь одни и те же интересы? И разве эти интересы не должны определяться, во всяком случае частично, тем местом, которое каждый из них занимает внутри общества? Так стоит ли надеяться на исчезновение конфликтов, столкновений, необходимости выяснять соотношение сил и компромиссов? Представители буржуазии в основном голосуют за правых – и тем настойчивей, чем они богаче; рабочие голосуют за левых – и тем тверже, чем они организованнее и менее подвержены ксенофобии; и никто на свете не убедит меня, что они делают это просто так, по привычке или в результате какого-то ослепления. И если в наше время «среднему классу» все успешнее удается гарантировать победу центристских сил (на протяжении последней четверти века во Франции у власти поочередно оказываются либо правоцентристские, либо левоцентристские партии), я никогда не поверю, что единственная причина этого – в пристрастии людей к «золотой середине».
Ошибка Маркса не в том, что он ввел понятие классовой борьбы, а в том, что он полагал, будто классовой борьбе может прийти конец, и мечтал о создании однородного, умиротворенного общества (коммунистического и бесклассового общества, в котором не останется нужды в государстве). Из-за этой утопии погибло больше людей, чем из-за самой классовой борьбы, которая побуждает жить, а не убивать, и действовать, а не мечтать.
Ошибка многих сегодняшних либералов в том, что они полагают, будто классовая борьба уже закончена и под анонимной и благотворной дланью рынка остались только индивидуумы, связанные отношениями соперничества и солидарности. Эта антиутопия не менее убийственна, хотя она убивает скорее на расстоянии (нищета оказывает свое убийственное воздействие в основном в странах третьего мира) и не так открыто. Но это еще не причина, чтобы с ней мириться.
Оставаться верным марксизму, в том числе против самого Маркса и тем более против тех, кто спешит похоронить его идеи, значит хранить убеждение, что с классовой борьбой не может быть покончено, что следует стремиться не к ее уничтожению, а к ее организации, регулированию и использованию. Этому и служат государство, профсоюзы и партии. Иного пути к прогрессу нет и быть не может. Зачем еще нужен двигатель, если не для того, чтобы двигаться вперед?
I.
1) Совокупность, разряд, группа предметов или явлений, обладающих общими признаками;
2) биол. одна из высших систематических категорий, объединяющих родственные отряды животных или порядки растений; мат. совокупность цифр трех соседних разрядов числа;
3) технический разряд, присваиваемый судам или самолетам в зависимости от типа постройки и оборудования;
4) тип кают теплохода, парохода (ранее также тип вагонов поезда), оборудованных с определенной степенью удобств, проезд в котором оплачивается по соответствующему тарифу;
5) постоянный (в пределах учебного года) коллектив учащихся в началной и средней школе, занимающийся по единой учебной программе;
6) школьное помещение, в котором проходят учебные занятия;
7) в некоторых специальных учебных заведениях – группа учащихся, специализирующихся по какому-л. предмету;
8) степень, уровень, в зависимости от которого определяется место в ряду других подобных; степень подготовленности к чему-л., квалификации в какой-л. области, деле, занятии; разг. вообще высокий уровень владения чем-л., мастерство в какой-л. области;
9) определенная степень чина в табели о рангах в дореволюционной России; степень некоторых гражданских званий. –
► лат. classis «1) разряд, класс (римского населения); перен. разряд; 2) группа, школьный класс». Заимств. из фр. classe, нем. Klaβe «1) чин, ранг, сословие; 2) род предметов, явлений; 3) школьный класс» (Шан., 145-146; Бирж., 369).
Употребляется с конца XVII – начала XVIII вв. в значениях «разряд, класс, сословие» (ДРС, VII, 153). Впервые фиксируется в Рос. Цел. (621).
В значении «школьной класс» известно с конца первого десятилетия XVIII в. (Бирж., 369). Фиксируется в Сл.Яновск. (II, 226). С момента принятия Петром I «Табели о рангах» слово класс приобретает значение «служебно-чиновный разряд», сохранявшееся до революции 1917 г. (Сл.Кург., 397). С 20-х годов ХVIII в. слово класс находит применение в научной сфере – «разряд, род предметов, явлений» (Бирж., 369). Фиксируется в СА 1847 (II, 173).
В последней трети ХVIII в. под влиянием французского источника слово класс наполняется социальным смыслом, в этот период на его семантику оказывает влияние и русское слово «состояние» (Шан., VIII, 146).
В ХIХ в. содержание слова класс расширилось: сложилось общее значение «степень, уровень чего.-л.» (Сл.Даля1, II, 727), а в школьном лексиконе – «урок» (КБАС) и комнату для занятий в школе (Сл.Яновск., II, 226). Под западноевропейским влиянием развились такие специальные значения, как «разряд пассажирских вагонов, кают на корабле» (СА 1909, Вып.4, III, 947-949).
║ Классный. Образовано при помощи суф. -н- (Нов. Словот., 178). Ср.: прил. к сущ. клас (колос) фиксируется в САР, III, 592 (БАС, V, 992-994). Классно. Образовано от прил. при помощи суф. -о (БАС, V, 1000).
║ Классификация. Заимств. из нем. Klassifikation или фр. classification «классификация» (Шан., VIII, 146-147). Фиксируется в Сл.Яновск. (II, 227).
║ Классификатор. Заимств. из нем. Klassifikator «классификатор» (Шан., VIII, 146). Фиксируется в СА 1909 (Вып.4, III, 950).
║ Классифицировать. Заимств. из нем. klassifisieren «классифицировать» (Авилова, 131). Фиксируется в Сл.Даля2 (II, 113-114).
До конца XIX в. словари не отражали социально-политического смысла слова класс. Ср.: «сословие» (Сл.Даля1, II, 727), «общественные классы промышленников и землевладельцев» (Сл. Брокг.-Ефр., XXIX, 323). Процесс формирования омонима
II.
«совокупность людей, объединяемых одинаковым отношением к средствам производства и собственности, к распределению общественного богатства» завершился в начале ХХ в. – сформировалось значение «часть общества, находящаяся в известных экономических и политических условиях» (СИС 1911, 201). Ср.: Сл.Ушак. (I, 1365).
║ Классовый. Образовано при помощи суф. -ов- (СА 1909, IV, III, 947).
║ Классовость. Образовано при помощи суф. -ость (Сл.Ожег.2, 242).
, -а, м.
1. Большая группа людей, объединённых одинаковым отношением к средствам производства, к распределению общественного богатства.
* Рабочий класс. *
2. Разряд, группа, категория, подразделение (в различных классификациях).
* Класс насекомых. *
3. Учащиеся школы или художественного, музыкального училища определённого года обучения, занимающиеся одним предметом.
* Ученики первого класса. Класс скрипки. *
4. Группа учеников школы, обучающихся совместно.
* Учиться в одном классе. *
5. Комната для занятий в школе.
* Просторный класс. *
6. Степень, уровень подготовленности, квалификации.
* Специалист высокого класса. *
7. разг. Высокий уровень мастерства в какой-н.области.
* Показать класс. *
|| прил. (к 1 знач.) классовый, -ая, -ое; (к 3-6 знач.) классный, -ая, -ое.
* Классовая борьба. Классовые противоречия. Классное собрание. Классный игрок. *
, совокупность близкородственных порядков (у растений и грибов) или отрядов (у животных). Примерами классов могут быть у растений – мхи, плауновые, саговниковые, хвойные, у грибов – сумчатые грибы (аскомицеты), базидиальные грибы (базидиомицеты), у животных – насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие. Классы иногда разбивают на более мелкие единицы – подклассы.
в различных классификациях: категория, подразделение.
Разряд пассажирских железнодорожных вагонов, кают на теплоходах, мест в самолетах, устанавливаемый в зависимости от степени удобств, предоставляемых пассажирам (туристам).
1. Syn: категория, ранг, характеристический показатель, разряд, род, жанр, группировка, тип, сорт, вид
2. Syn: урок, занятие
КЛАСС 1, а, м. Большая группа людей с определённым положением в исторически сложившейся системе общественного производства и с определённой ролью в общественной организации труда, объединённая одинаковым, обычно законодательно закреплённым, отношением к средствам производства, к распределению общественного богатства и общностью интересов. Общественные классы.
| прил. классовый, ая, ое. Классовые противоречия. Классовое общество (разделённое на классы).
КЛАСС 2, а, м.
1. Относительно целостное множество каких-н. единиц, существующее в составе сложного единства, расчленяемого на такие множества. Классы слов. К. негативных явлений. К. млекопитающих. К. птиц. К земноводных. К. насекомых.
2. Разряд чего-н., выделяемый по качеству. К. каюты. Ресторан первого, второго класса. Классы морских судов.
3. Группа учеников, учащихся одного и того же года обучения или (в нек-рых специальных учебных заведениях) проходящая один и тот же предмет. Начальные, старшие классы. Ученик первого класса. К. фортепьяно, рояля (в консерватории: факультет или одно из подразделений факультета). Окончить консерваторию по классу вокала.
4. Школьная комната для занятий. Просторные классы. Уборка класса.
5. Степень, уровень чегон., ранг (в 1 знач.). Специалист высшего класса. Международный к. Игра высокого класса. Показать к. в игре (хорошую игру; разг.).
6. В математике: то же, что множество (во 2 знач.).
| прил. классный, ая, ое (к 1, 2, 3, 4 и 5 знач.). Классное расписание. Классная комната.