15 мая 2024
450 тысяч слов
+30 за сегодня

Значения слова клуб

все
Словарь Ушакова
Политическая наука: Словарь-справочник
Этимологический Словарь Русского Языка
Альтернативная культура. Энциклопедия
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

клуб

1.

клуб1, клуба, муж. (англ. club).

1. Общественная организация, объединяющая лиц одного социального круга для совместного отдыха и развлечения. Клуб художников.

| Спортивное общество. Клуб альпинистов. Клуб футболистов.

2. Культурно-просветительная профсоюзная организация при каком-нибудь предприятии или учреждении, имеющая специально оборудованное помещение (неол.). При заводе открыты клуб и читальня. Клуб текстильщиков. Красноармейский клуб.

3. В эпоху Великой революции во Франции и теперь в Польше - партийная организация. Клуб якобинцев. Коммунистический клуб польского сейма.

2.

клуб2, клуба, мн. клубы, клубов, муж.

1. То же, что клубок в 1 и 2 знач. (устар.). «Гнездятся клубом в нас пороки.» Пушкин.

2. Летящая масса (пара, дыма), имеющая шаровидное очертание. Клубы пыли. Дым из трубы валил клубом. «Дым багровый клубами всходит к небесам.» Пушкин.

Политическая наука: Словарь-справочник

клуб

(англ. club)

общественная организация, объединяющая группы людей в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными, досуговыми и другими интересами.

Этимологический Словарь Русского Языка

клуб

Немецкое – Klub.

Английское – club.

В русском языке слово употребляется со второй половины XVIII в. в значении «организация, объединяющая людей по интересам».

Первоначально были распространены две формы: «клуб» и «клоб». Первая форма, как полагают исследователи, пришла из немецкого, а вторая – непосредственно из английского.

Производное: клубный.

Альтернативная культура. Энциклопедия

клуб

1) излюбленный способ самоорганизации политической и художественной альтернативы;

2) пространственный формат бытования техно-культуры.

К. естественным образом приходит на смену тусовкам: каким бы ни был уровень изначальной анархичности и раздолбайства движения, рано или поздно его апологеты начинают ощущать острую необходимость выгородить свою территорию на неприветливом пустыре социума. К. как место для своих, избранных, наиболее «продвинутых», отмеченных сопричастностью великому делу, зараженных общим сумасшествием, идеально подходит для любых радикальных игрищ. У государства меньше поводов для репрессий против нестандартного, диковинного сообщества, если оно закреплено в минимально вменяемой структуре. Что там, за стенами, — как бы частное дело членов К., главное, чтобы оставался незыблемым установившийся «снаружи» порядок вещей. Важнейший фактор — эмоциональный. К. создает ощущения защищенности от чужих, от внешней агрессии, с одной стороны, и дружеской сопричастности, сплоченности — с другой. В клубы не объединяются разве что хиппи — ввиду врожденной асоциальности, но, в конце концов, цветы лучше всего растут на земле.

Все остальные, от байкеров до гомосексуалов, так или иначе стремились к минимальному комфорту. К. может стать настоящей лабораторией для создания и распространения новых концепций либо направлений. Сильны своей клубной солидарностью Ангелы ада. Трудно переоценить ту роль, которую рок-клубы Ленинграда (Санкт-Петербурга), Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска, Харькова сыграли в становлении советской рок-музыки. А скрещивание К. со сквотом дало отменный результат в Италии — в виде социальных центров, ставших опорой не только радикальных движений, но и многочисленных гражданских инициатив.

Однако наиболее полно креативный и развлекательный потенциалы К. проявились с расцветом техно. Новая музыкальная субкультура, в отличие от предшествовавших, поставила именно герметичность К. во главу угла; массовые рейвы на открытом воздухе — форма, заимствованная у не слишком любимых рок-н-ролльных 1960-х. Появился даже соответствующий лексикон — клубиться, клабберы (завсегдатаи К.). Именно в клубах создаются самые невероятные звуковые сочетания, небывалые доселе стили, восходят новые диджейские звезды. Техно-К. полностью самодостаточен, он, по сути, представляет собой продуманную замкнутую реальность, захватывающую клаббера целиком, вплоть до подсознания, которое в некотором роде программируется с помощью сверхнизких частот. Расцвет клубного движения в России (в Москве в первую очередь) стал для многих настоящим бытийным прорывом. Никогда прежде у живущих в этой части света не появлялись столь обширные территории полностью приватного, никак не контролируемого государством, времяпрепровождения. Неудивительно, что К. был воспринят не просто как модное веяние, но как проект новой альтернативы, равно захватив и бывших рокеров — многие из них поверили в продуктивность рейва — и вновь народившуюся прослойку бандитов, и юных техно-фриков, и взыскующих новых глубин апологетов психоделической революции. Учитывая важность последнего компонента, наиболее радикальным К. стал московский Птюч (также издававший одноименный журнал), в котором психоделическими были и музыка, и антураж, а отношение к приему соответствующих препаратов — более чем терпимое.

Увы, обволакивающие миражи первых К. рассеялись в жестоком потрясении дефолта 1998 года. Ныне К. — часть шоу- и ресторанного бизнеса. Это не хорошо и не плохо, главное, что они сохранились как таковые. Многие — со своим лицом и стилем, некоторые — вполне радикальные и альтернативные.

Будущее клубного движения как такового зависит от многих факторов. При любом общественном раскладе всегда найдется достаточно персон, жаждущих группового укрытия. Для богатых К. — место обслуживания их доходов. Для менее состоятельных — зримое воплощение их права на неприкосновенность досуга. Для разного рода маргиналов, радикалов, бунтарей, художников, безумцев и т. д., и т. п. — резервация. Одна резервация — одно племя.

К. — особая территория, которая формируется еще до ее физического воплощения, как идея. Если таких потенциальных клабберов будет достаточно много, то резервации станут структурой. Сетью. Страной, которая сможет не только защищаться, но и атаковать.

Д. Десятерик

СМ.: Байкеры, Виджей, Гейкультура, Группа, Диджей, Кислота, Рейв, Рок, Сквот, Социальные Центры, Техно, Тусовка.

Энциклопедический словарь

клуб

(англ. club), общественная организация, объединяющая группы людей в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными, досуговыми и другими интересами.

Словарь Ожегова

клуб

КЛУБ 1, а, мн. ы, ов и ы, ов, м. Шарообразная летучая дымчатая масса. Клубы дыма. Клубы пыли.


КЛУБ 2, а, мн. ы, ов, м.

1. Общественная организация, объединяющая людей на основе общности, сходства, близости интересов занятий. Спортивный к. Шахматный к. К. книголюбов. К. деловых встреч. К. юмористов. Дамский, мужской к. Артистический к.

2. Культурно-просветительное учреждение, в к-ром собираются люди для отдыха, развлечений; здание, помещение такого учреждения. Заводской к. Танцы, дискотека в клубе. Кружок самодеятельности при клубе. Построен новый к.

3. Учреждение или общественная организация (обычно международная), занимающаяся финансовой или коммерческой деятельностью. Европейский к. стран-кредиторов. Инвестиционный к. К. взаимного страхования (судовладельческий). Парижский к. (межправительственный институт стран-кредиторов, ведающих внешними займами).

Ночной клубночной ресторан с развлекательной программой.

| прил. клубный, ая, ое. К. устав. Клубные встречи. Клубная сцена. Клубная программа.

Словарь Ефремовой

клуб
  1. м.
    1. разг. Большой клубок (1).
    2. Масса чего-л. движущегося, летящего (дыма, пара, пыли и т.п.), имеющая шарообразную форму.
  2. м.
    1. :
      1. Общественная организация, объединяющая людей на основе сходства интересов, общности занятий (политических, научных, художественных, спортивных и т.п.) или для совместного отдыха, развлечений.
      2. Культурно-просветительная организация при предприятии или учреждении, задачей которой является обычно организация отдыха трудящихся.
      3. устар. Круг представителей какого-л. привилегированного сословия, регулярно собирающихся для совместного времяпрепровождения.
      4. Название политических организаций во Франции в эпоху революции конца XVIII в.
    2. Здание, помещение такой организации.
    3. перен. разг. Место, где собирается много людей и ведутся различные разговоры, споры и т.п.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

клуб

(англ. Club, нем. Klub, франц. cercle; y нас в старину клоб). — Великобритания — страна, где впервые появились особого рода общества, известные под именем клубов. Саксонское слово clubbe первоначально означало палку, затем складчину, долю, которая приходится по раскладке на каждого члена какого-нибудь товарищества, собрания, наконец — самое собрание, а также здание для общественных собраний. Наиболее характерная черта К. заключается в том, что его члены, принадлежащие обыкновенно к одному и тому же общественному классу, сходятся с известными целями в определенном месте; самые цели могут быть до крайности разнообразны, начиная от удовольствий и кончая стремлениями политическими, научными, художественными, литературными.

В Англии К. существуют уже около 800 лет. Одним из первых кружков подобного рода был основан сэром Вальтером Ралей, в таверне Мермайд, под именем Bread или Friday street Club; среди его членов были Шекспир, Бомон, Флетчер и др. Бен Джонсон считается основателем Devil Tavern Club, у Темпль-Бара. В конце XVII в. появились политические клубы: White Club, основанный тори, Brook's Club — вигами. В Kit-Cat Club (по имени пирожника Христофора Ката) было 40 человек из приверженцев Ганноверского дома и вместе с тем любителей бараньих паштетов; в нем участвовали Мальборо, Сундерлэнд, Галифакс, Роберт Вальполь. В Brother's Club были членами Болинброк, Гарлей, Свифт. В 1764 г. основан К. Джонсона, переименованный в 1779 г. в литературный К. (Literary Club). Вокруг Джонсона группировались здесь Оливер Гольдсмит, Рейнольдс, Борк, Гиббон, Гаррик. Athen œ um Club, специально для литераторов, художников, государственных деятелей и т. п., основан в 1827 г.; одним из первых членов его был Вальтер Скотт. В общем, клубная жизнь — это характеристическая черта современных английских нравов, особенно политических, литературных и художественных классов. В настоящее время главнейшие политические клубы: Карльтон К. (the Carlton Club), основанный герцогом Веллингтоном, the Conservative, the Junior Carlton, the S. Stephen's, the Reform, the Devonshire, the Union, the Eighty Club. Первые три К. составляют сосредоточие консервативной партии; последний основан в 1880 г. наиболее выдающимися сторонниками Гладстона. Вообще в каждом более значительном городе тори, виги и унионисты имеют свой К. У каждой профессии есть свои К.: университетский мир имеет the united Universi t y, Oxford and Cambridge, the New University; армия и флот — the United service, the Junior United service, the Army und Navy; для дипломатов существует St. James Club; есть, затем, the Traveler's Club, the East India United Service, the Oriental etc. Условия принятия в К. разнообразны. Первоначальный взнос — от 15 до 40 фунтов стерлингов, ежегодный — от 10 до 20 фунтов стерлингов, число членов — от 500 до 2000. Явление новейшего времени представляют собой многочисленные Working Men's Clubs, где рабочие сходятся для беседы, чтения газет и т. п. В последние годы появилось много специально женских К. Типичный К. интеллигентной женщины среднего круга, вынужденной добывать себе средства к жизни уроками или другими занятиями, — это Somerville Club в Лондоне, который в 1894 г. насчитывал более 800 членов-женщин, и в который мужчинам разрешается доступ только в качестве гостей; во главе К. комитет из 20 женщин; при поступлении единовременный взнос в 10 шиллингов и столько же ежегодно; 2 раза в неделю дебаты и лекции по разнообразнейшим вопросам, преимущественно текущей общественной жизни; раз в месяц концерт и танцевальный вечер. Первый К. работниц — Soho Club, основан девушкой из интеллигентных сфер, мисс Стенли. По его образцу возникло в Лондоне более 20 других К. для фабричных работниц и женщин, живущих шитьем и т. п. занятиями. Членский взнос 2 шиллинга, кухня очень дешевая; при К. читальные залы, залы для музыки и танцев, аудитория; везде читаются лекции, дебатируются вопросы общественной и профессиональной жизни. Существуют в Англии и такие К., которые вовсе не имеют в виду доставлять своим членам возможность приятного или полезного препровождения времени, а задаются особыми целями. Таков, например, альпийский К. (см. Альпийские общества) или Benefit Clubs. В них сохранилось основное значение слова club, как складчины; это больничные, похоронные, вдовьи, сиротские и т. п. кассы.

В Соединенных Штатах Северной Америки К. имеют совершенно другое значение. Обширнейшие и роскошные гостиницы доставляют янки все удобства английских К., не обременяя его разными формальностями, требуемыми при поступлении в число членов К. Поэтому в Соединенных Штатах распространены лишь чисто политические К. Долго они не имели даже отличительных признаков К. — постоянного существования и регулярных собраний в определенном месте: они учреждались на время президентских компаний и прекращали свое существование по окончании выборов. В 1860 г. республиканские К. проявили оживленную деятельность при избрании Линкольна. После междоусобной войны основаны во всех Штатах и территориях Союза постоянные К., которые служат для молодежи школой в деле защиты интересов партии. В штате Нью-Йорк союзы, известные под именем Таммани и Ирвинг-Галль, тоже приближаются к типу таких К. В 1887 г. состоялось в Нью-Йорке национальное собрание республиканских клубов всего Союза; было до 1500 делегатов, в том числе много сенаторов, депутатов, бывшие министры и губернаторы. В этом собрании обсуждались вопросы об увеличении количества республиканских К. и о лучшей их организации. Собрание имело большое влияние на результат президентских выборов 1888 г.

Во Франции для обозначения К. употребляется слово cercle, что первоначально означало собрание княгинь и герцогинь, которые в присутствии королевы сидели, образуя круг. Впоследствии это понятие расширилось, и при Людовике XIV cercle означало собрание мужчин и женщин, сходившихся по вечерам для беседы. Затем появились К. в эпоху великой революции, чисто политические (см. Клубы времен революции), совершенно прекратившие свое существование при консульстве. Июльская революция 1830 г. породила в Париже два политических К. (Soci été des amis du peuple и Soci été des droits de l'homme), но они имели лишь мимолетное существование, как и многочисленные К., возникшие в 1848 г., из которых наиболее известен К., основанный под именем Soci été ré publicaine centrale Луи Огюстом Бланки (см.). Все эти К. были закрыты после июльского восстания. Ныне французские cercles — это К. по образцу английских, помещения для чтения журналов, для игры на бильярде, в карты и т. д. И во Франции К. бывают с различными целями: литературные, художественные, политические, военные, торговые, духовные и т. д. Наиболее известны в Париже: земледельческий К., жокей-К., артистический союз, К. Сен-Симона (исторический), К. изящных искусств и т. д. Как всякие ассоциации, К. находятся в ведомстве министерства внутренних дел и подчинены дирекции общественной безопасности. Разрешение открыть К. дается лишь при определенных условиях, из которых главные: организация комитета, ответственного за все издержки, производимые от имени К.; в К. не имеют доступа женщины и несовершеннолетние, не допускаются азартные игры, дебаты о политических и религиозных вопросах; воспрещается изменять устав без разрешения администрации; каждый год представляется список всех членов и т. д. Впрочем, эти условия не всегда соблюдаются: некоторые К. существуют исключительно благодаря азартным играм (особенно баккара), иные обходятся без разрешений. С К., имеющих задачей одно лишь приятное препровождение времени, взимается особый налог, причем законом 1890 г. все такие К. разделены на 3 класса: 5% с общей суммы членских взносов платят К., в которых сумма эта не превышает 3000 франков, 10% — если сумма эта колеблется от 3 до 8 тыс. франков, и 20% — если она превышает 8 тыс. франков. Налог этот относят к числу налогов на предметы роскоши. Католические К. (Cercles catholiques) впервые появились во Франции в 1841 г. Особенно быстро они начали распространяться в последнее время, благодаря энергической деятельности и пропаганде виконта де Мен. Это — общества ремесленников, организуемые клерикалами и следующие началам католического социализма (см.). В 1888 г. таких К. было до 350, число членов доходило до 37000. Каждый год бывает общий съезд делегатов всех католических К. Они имеют свой орган под названием "l'Association catholique". Военные К. во Франции. Уже в прошлом столетии офицеры обыкновенно собирались в каком-нибудь кафе, куда воспрещался вход нижним чинам. Впоследствии встречаются собрания офицеров в домах командиров. Военные клубы, общие для офицеров всех родов оружия одного гарнизона, появляются только в 1872 году. Они называются R é union des officiers, имеют целью распространение и популяризацию военных наук, устраивают библиотеки, публичные лекции и т. д. В 1886 г. открыт в Париже Cercle national des arm é es de terre et de mer, a затем открыты и в провинции военные К., членами которых обязательно состоят все офицеры действительной службы, а офицеры запаса и территориальной армии — по желанию. При парижском Cercle national выходит еженедельный орган "Revue du cercle militaire".

В Германии, как и в других странах, появились в конце прошлого столетия К. с политическим характером (майнцские клубисты 1790—1793 гг.), но имперским законом 1793 г. они были запрещены. Революционные движения в различных странах Европы (и в Польше в 1830 г.) сопровождались учреждением политических К., но они имели лишь мимолетное существование, не исключая и многочисленных К., возникших в 1848 г. В настоящее время в Австрии клубами называются иногда парламентские группы; таковы К. Гогенварта (образованный в апреле 1891 г. депутатами австрийской палаты, в числе около 70, из представителей крупной поземельной собственности в Чехии, немецких консерваторов, словаков, хорватов и румын), К. Лихтенштейна и др. Обыкновенно название К. дается в немецких землях увеселительным обществам. Офицерские К., которые пользуются пособиями от казны и главным своим назначением имеют служить столовыми для неженатых офицеров, называются казино; для унтер-офицеров и нижних чинов также устроены казино.

В России К., официально именуемые собраниями, имеют своей задачей доставить членам возможность приятного препровождения времени, для чего устраивают разные игры, балы, маскарады, танцевальные и музыкальные вечера, драматические представления, реже литературные и научные чтения, выписывают книги, газеты и др. периодические издания; к этой основной задаче иногда присоединяются цели благотворительные, но последние всегда почти стоят на втором плане. Впервые К. появились в Петербурге по инициативе иностранцев. В первые годы царствования Екатерины II многие из иностранцев, пребывавших в Петербурге, большей частью англичане, люди торговые, собирались несколько раз в неделю в одной гостинице, которую содержал голландский выходец Корнелий Гардинер. В начале 1770 г. дела его расстроились, и он гостиницу свою закрыл. Тогда один из обычных посетителей последней, фабрикант Фрапцис Гарднер, предложил своим сотоварищам учредить К. Таким образом создался древнейший и наиболее фешенебельный из русских клубов — спб. Английское собрание или клуб; 50 учредителей его избрали своим девизом: concordia et laetitia. В конце 1771 г. число членов дошло до 260, а к 1780 г. наплыв желающих поступить в члены К. был так велик, что установлена была высшая норма в 300 человек. Вместе с тем решено было не принимать в члены лиц выше бригадирского чина; но правило это не могло устоять против натиска генералов и в 1801 г. было отменено. Уже с 1780-х годов Английский К. стал весьма популярен среди русской знати, а с началом текущего столетия мода посещать Английский К. усилилась и продолжалась долго: быть членом Английского К., значило иметь светское положение. Членами его состояли Карамзин, Пушкин, Жуковский, Крылов. Сперанский, граф Милорадович, Кочубей, Строганов и многие высшие сановники. Хотя норма числа членов в 1817 г. повышена была до 350, а в 1853 г. — до 400, тем не менее в 1850-х годах считалось до 1000 кандидатов, которые по старшинству и занимали открывавшиеся вакансии. Виднейшие люди домогались чести вступить в число членов Английского К.; князь Чернышев и граф Клейнмихель так и умерли, не попав в число избранных. В настоящее время доступ в Английский К. несравненно легче. С 1798 г. существует в Английском К. звание почетного члена, которого удостаивались лишь высшие сановники, например Кутузов в 1813 г., Паскевич в 1828 г., впоследствии князь Горчаков. В 1802 г. дипломатическому корпусу предоставлено было право посещать Английский К. Иностранцев, главным образом англичан, в нем всегда было немало. Старшинские журналы сначала велись на немецком языке, как более понятном для русского общества, чем английский. Попытка 1808—1810 гг. вести журналы на русском языке не увенчалась успехом и лишь с 1817 г. русский язык сделался официальным языком Английского К. Членский взнос в 1770 г. установлен был в 10 руб. ассигнациями в год, в 1795 г. он возрос до 50 руб., в 1817 г. — до 110 руб., в 1820 г. — до 150 руб. ассигнациями, в 1840 г. определен был в 35 руб. серебром, в 1852 г. — в 75 pуб., с 1860 г. составляет 100 руб. в год. За первое столетие своего существования Английский К., сверх пенсий и пособий, отпускавшихся ежегодно из особой кассы, препроводил в разные места и по разным поводам до 90 тыс. руб. серебром. В одно время с Английским К. возник и "Шустер-К.", основанный немцем Шустером; в 1772 г. он стал именоваться "Большим бюргер-К." и одно время представлял довольно дружное общество, состоявшее из заслуженных чиновников, артистов, богатых русских и иностранных купцов и зажиточных ремесленников; уделял значительные средства благотворительности, имея более 150 пенсионеров; существует поныне под именем "СПб. первого общественного собрания" (Немецкий К.); при нем в 1869 г. учреждена вдовья касса (см.). В 1784 г. основано было в Петербурге "Коммерческое общество", которое поныне считается одним из солиднейших К. При Екатерине II возникло в Петербурге и несколько др. К., в том числе два музыкальных, просуществовавших лишь несколько лет, и "танцклуб", основанный в 1785 г. гробовым мастером Уленгутом и славившийся в 18 5 0-х гг. своими скандалами. Составлялись также каждую зиму одно английское и одно немецкое купеческое общество для балов (см. Пыляев, "Старый Петербург"). В настоящее время в С.-Петербурге существует 20 К., в том числе два яхт-клуба (см. Яхт-клубы), К. для врачей, для инженеров, шахматный, членами которого могут быть лица обоего пола, "Собрание экономистов", издающее свой журнал, "Новый клуб", предназначенный для высшего петербургского общества и взимающий с членов 400 руб. единовременно при поступлении и 2 5 0 руб. ежегодно. В Москве, где ныне 10 К., они впервые возникли также при Екатерине II и сначала имели, по-видимому, временный характер (например, учрежденный в 1780 г. московский дворянский К., о котором сообщает документ, напечатанный в "Русском Архиве", 1879 г., т. I, стр. 523). Первый постоянный К., исключительно для дворян, учрежден был в Москве в 1783 г. сенатором М. Ф. Соймоновым и князем А. Б. Долгоруким и первоначально именовался "Московским благородным собранием". Хотя он был учрежден в самый разгар деятельности московских мартинистов и людьми, среди которых было много масонов, но он остался чуждым общественных движений, и потому его не коснулся разгром московских масонских кружков. В 1803 г. для Московского благородного собрания составлены были правила, в которых оговорено, что "никакие разговоры в предосуждение веры, правительства или начальства в нем терпимы быть не могут". Его балы приобрели всероссийскую известность и блеском своим изумляли даже Потемкина. Император Александр I, состоявший его членом, особым рескриптом (1810) присвоил этому "форуму" дворянства наименование "Российского благородного собрания". К 1844 г. финансовые средства собрания пришли в упадок. Для поднятия их решено было теснее сплотить собрание с московским дворянством: Высочайшим повелением 20 сентября 1849 года постановлено считать дом Российского благородного собрания собственностью московского дворянства. При Екатерине II возник в Москве и "Английский К.", но он был закрыт Павлом I, который хотел было уничтожить и спб. Английский К. (последний отстоял член его князь П. В. Лопухин, в честь которого спб. Английский К. и учредил звание почетного члена). С какой подозрительностью император Павел I относился к клубам, видно из Высочайшего повеления его, по которому прусский купец Ширмер, "просивший позволения учредить общество, в коем гражданские чиновники, равно и ученые, купцы и художники могли бы найти препровождение времени по вечерам", был в январе 1801 г., по выдержании на хлебе и воде в течение одного месяца, выслан за границу ("Русская Старина", 1873 г., т. VII, стр. 576). При Александре I московский Английский К. был в 1802 г. восстановлен, и к концу того же года число членов его возросло до 600 человек (приблизительно столько же он имеет и ныне). Библиотека его представляет собой богатейшее собрание русских периодических изданий (начиная с 1813 г.). До 1833 г. членом этого К. состоял А. С. Пушкин; "в палате Английского клуба" ораторствовал П. Я. Чаадаев; император Николай I иной раз справлялся, что говорят о той или другой правительственной мере в московском Английском К. В провинциальных городах К. стали возникать, главным образом, благодаря съездам дворян для выборов, т. е. со времен Екатерины II, и первоначально имели временный характер. Другим элементом, стремившимся к учреждению К., явилось офицерство, которое для устройства балов привлекала "господ граждан" или в качестве гостей, бесплатно, или же в качестве членов, с обязательным взносом (ср. воззвание офицеров еникальского гарнизона 1819 г. в "Херсонских Губернских Ведомостях", 1866 г., № 99). Ныне не только в губернских, но и во многих уездных городах существует К., иногда и два или больше, из которых один именуется "благородным" или "дворянским собранием". Прежде в К. преобладали танцы и балы, ныне — карточная игра. Так, например, в 1838 г. киевское дворянское собрание получило членских взносов 8600 руб. ассигнациями, что составило 2/3 всех доходов собрания; за одну зиму дан 41 бал. В 1887 г. в общей сумме доходов киевского дворянского собрания, возросшей до 88 тыс. руб., членские взносы составили только 7725 руб., тогда как от карт выручено было 44700 руб., а в виде штрафов за игру после установленного часа поступило 9800 руб.

Разрешение на устройство К. спрашивается от министра внутренних дел, которым утверждается и устав К., равно как изменения устава, зависящие от общего собрания членов К., причем обыкновенно требуется большинство 2/3 голосов (исключение составляет спб. Английский К., не имеющий утвержденного устава). В уставах обыкновенно определяется, какие лица могут быть принимаемы в число членов К. Так, например, уставом "спб. Русского купеческого общества для взаимного вспоможения", учрежденного в 1862 г. и известного под именем "приказчичьего К." определено, что членами его могут быть только почетные граждане, купцы и купеческие приказчики. Членами спб. Благородного собрания могут быть лица, состоящие на государственной службе, потомственные почетные граждане, лица, имеющие ученые степени или звание художника, техника и т. п.; не могут быть членами собрания несовершеннолетние, нижние воинские чины, лица, опороченные по суду, и т. п. Посторонние лица допускаются в собрание в качестве "гостей" лишь по рекомендации членов. К. считается юридическим лицом, пользуется правом владеть имуществом, вступать в обязательства; представителем его в гражданско-правовых отношениях является совет старшин, избираемых общим собранием членов. Непосредственное наблюдение за порядком в собрании принадлежит дежурному старшине. Нормальный устав К. дает известную защиту карточным долгам, которые не признаются законом. Если проигравший в установленный срок не уплатит долга, то он, после напоминания, исключается из числа членов, без баллотировки, по постановлению совета старшин. Об офицерских К. в России см. Военное собрание.

Ср. Гордон, "Наши общественные собрания (клубы) с точки зрения юридической" (СПб., 1883); А. Барсуков, "Российское благородное собрание в Москве, по сохранившимся архивным документам" (М., 1886); "К истории московского Английского К." ("Русский Архив", 1889 г., № 5); "Киевское дворянское собрание. Первое 50-летие, 1838—1888" (Киев, 1888); В. Науменко, "К истории киевского дворянского собрания" ("Киевская Старина", 1889, № 2); "Немецкий и Коммерческий К. в Саратове" ("Саратовский Край", изд. саратовским обществом вспомоществования нуждающихся литераторам, вып. I, 1893).

А. Я.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово клуб может быть

Предложения со словом клуб

  • Моя внутренняя энергетика сейчас представляла собой путаный клубок энергетических каналов, с которым мне еще предстоит разбираться.
  • Похмельный хмырь, конечно, не представлял большинства населения, а только лишь разрозненный, растрепанный московский «мужской клуб», однако клуб этот был еще до конца не добит, в нем еще играли на бильярде, делали ставки на бегах, дули водку и пиво под сардельки с кислой капустой или, напротив, на крахмальных скатертях «Националя» употребляли марочный коньяк под семгу, бардачили по «хатам».
  • По имеющимся у нас сведениям, «клубы самоубийц» существовали (а возможно, существуют и поныне) в Лондоне, Вене, Брюсселе, тех же Париже и Берлине, и даже в захолустном Бухаресте, где игра с фортуной «на вылет» считается модной забавой среди молодых богатых офицеров.
  • Обыкновенно Матвей Бенционович сидел вечером один в клубной библиотеке и играл сам с собой в шахматы – достойных противников по этой мудреной игре в нашем городе у него не было.