18 июня 2024
450 тысяч слов
+41 за сегодня

Значения слова клятва

все
Словарь Ушакова
Этимологический Словарь Русского Языка
Библейская энциклопедия арх. Никифора
Фразеологический словарь (Волкова)
Энциклопедия иудаизма
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Библия: Тематический словарь
Вестминстерский словарь теологических терминов
Тезаурус русской деловой лексики
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой

Словарь Ушакова

клятва

клятва, клятвы, жен. Торжественное утверждение, уверение, подкрепленное упоминанием чего-нибудь священного, ценного, авторитетного, присяга. Дать клятву кому-нибудь. Клятва в верности или верности. Взять клятву с кого-нибудь. Разрешить кого-нибудь от клятвы. Преступить клятву. «Клятву верности сдержали.» Лермонтов.

Аннибалова или Аннибаловская клятва (книж.) - особенно серьезная, важная, на всю жизнь (знаменитый карфагенский полководец 3 в. до н.э. Аннибал девятилетним мальчиком, по преданию, дал отцу пред алтарем клятву в непримиримой вражде к Риму до конца своей жизни). - Я поклялся никогда не примиряться (с крепостным правом). «Это была моя Аннибаловская клятва, и не я один дал ее себе тогда.» А.Тургенев.

Этимологический Словарь Русского Языка

клятва

Старославянское – клятва.

Слово сформировалось на базе общеславянского корня kleti – «кляну, проклинать». Первоначально слово имело значение «проклинать себя», позднее изменившееся на «клясться».

Некоторые исследователи отмечают связь слова с корнем «клонить», объясняя это тем, что раньше было принято отдавать поклон при клятве.

Родственными являются:

Болгарское – клетва.

Польское – klatwa.

Чешское – klatva, kletva.

Производные: клятвенный, клясться, клянущийся, заклятый.

Библейская энциклопедия арх. Никифора

клятва

   торжественное обращение к Всемогущему Богу, верному и нелицемерному Свидетелю того, что утверждается или отрицается. Клятва у Евреев была прямая и непрямая. Непосредственное обращение к Богу, как к Верховному Свидетелю, было дозволено Законом (Вт 6:13), и она выражалась в различных формах. Так, например, выражения: «Господь между мною и тобою» (Быт 16:5); «пусть будет Судьей: жив Господь!» (2 Цар 12:5); «пусть то и сделает мне Господь» (Руф 1:17); «свидетель мне Бог» (Рим 1:9). О клятвах, составлявших непосредственное обращение к Богу, хотя бы при сем и не употреблялось имя Божие, можно читать в Евангелии Матфея (5:34). «А Я говорю вам: — говорит Господь, — не клянись вовсе ни небом, потому что оно престол Божий»… и пр. Далее мы читаем в Свящ. Писании о том, что евреи клялись иногда жизнью царя (Быт 42:16), жизнью какого либо частного лица (1 Цар 1:26), полевым скотом (Песн 2:7), храмом, алтарем, жертвами (Мф 23:16-22). Клятвы вообще произносились, поднявши руку вверх: «Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке, неба и земли», — сказал Авраам царю Содомскому (Быт 14:22). «Я подъемлю к небесам руку Мою, — представляется в Вт 32:40 сам Господь как бы клянущимся, — и клянусь десницею Моею и говорю: живу Я во век!», или обратившись лицом к жертвеннику (3 Цар 8:31), или, наконец, положивши руку под стегно (Быт 24:2). Первая форма при произнесении клятвы считалась наиболее распространенною. Клятвы произносились при следующих случаях: когда заключался завет или договор между людьми (Быт 14:22, Деян 23:21); когда заключался договор между царем и его народом, и наоборот (1 Цар 14:24-28, 3 Цар 18:10); иногда при произнесении обета (Чис 30:2); при раскрытии какого либо преступления (Чис 5:21). В означенном случае употреблялась особая форма заклятия, именно, заклинающий обыкновенно говорил: «заклинаю тебя Богом живым» (Мф 26:63), и заклинаемый отвечал на это: «аминь», или: «ты говоришь». В послании к Евреям (6:16-18) ап. Павел говорит следующее: «Люди, клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественные показать наследникам обетования неприложность Своей воли, употребил в посредство клятву». «Из сего должно заключить, — замечает по поводу означенных слов известный церковный вития-богослов митр. Филарет, — что если сам Бог для непреложного уверения употребил клятву, то кольми паче позволено и должно нам в важных и необходимых случаях, по требованию законной власти; употреблять клятву и присягу с благоговением и с твердым намерением отнюдь не изменять ей». Клятвы у евреев считались греховными, когда, например, произносились в пустых случаях и напрасно (Исх 20:7), когда клялись истуканами и идолами и др. В более чистые времена иудейской истории у Евреев всякая клятва считалась священною (Нав 9:20), но в позднейшие времена иудейские раввины уже учили, что если в какой либо клятве не произнесено имя Божие, то она совсем не обязательна, и вследствие такого неправильного понимания и лжеучения, естественно распространялись обманы и вероломство. Подобного рода клятвы строго воспрещались Господом и Его апостолами (Мф 5:33-37, Иак. 5:12). «Не клянись вовсе, — учил Господь, — но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх того, то от лукавого» (Мф 5:37). Следуя этому учению, Ессеи действительно вовсе не клялись. Ложная клятва состоит в том, что люди утверждают клятвою то, чего нет. Это грех против третьей заповеди.

Фразеологический словарь (Волкова)

клятва

  Аннибалова или Аннибаловская клятва (книжн.) - особенно серьезная, важная, на всю жизнь [знаменитый карфагенский полководец 3 в. до хр. э. Аннибал девятилетним мальчиком, по преданию, дал отцу пред алтарем клятву в непримиримой вражде к Риму до конца своей жизни].

    -Я поклялся никогда не примиряться (с крепостным правом).

    -Это была моя Аннибаловская клятва, и не я один дал ее себе тогда. Тургенев.

Энциклопедия иудаизма

клятва

(Швуа)

   К. занимает важное место в законодательстве эпохи Талмуда*. Сказано в Торе*: "Если отдаст кто ближнему своему осла или вола, или овцу, или любую скотину на хранение, и она падет, или будет покалечена, или похищена, а очевидца нет, К. перед Господом да будет между обоими, что не наложил руки своей на собственность ближнего своего" (Исх. XXII, 9- 10). Из текста Торы очевидно, что если ответчик не может представить свидетелей своей невиновности, то только К. может освободить его от ответственности и уплаты убытка. Разумеется, ответчик должен уплатить истцу за убыток, если он не желает поклясться. В Талмуде мы находим три вида клятв: "швуа мин hа-Тора", "швуа д'рабанан" и "швуат гесет". "Швуа мин hа-Тора", или клятва из Торы, произносится в ситуациях, которые разъяснены в Торе.

   Во всех случаях, когда невозможно доказать вину ответчика, его обязывают принести К., и она освобождает его от ответственности. В случае же отказа принести К., ответчик присуждается к уплате иска. Иной характер носит "швуа д'рабанан", то есть К., введенная мудрецами. Во многих случаях истца обязывают принести К. в своей правоте, и если он отказывается, ответчик не обязан уплатить. Обязанность клясться возлагается на истца в следующих особых случаях: если наемный работник утверждает, что не получил положенной ему платы, он клянется в этом и получает требуемое. Так же клянутся ограбленный или раненый, если у них нет свидетелей против обвиняемого.

   "Швуат Гесет", введенная мудрецами, - К. ответчика, категорически отвергающая претензии истца. Она освобождает его от уплаты иска.

   Если ответчик, обязанный поклясться, подозревается судом в том, что поклянется ложно, то клянется истец и получает иск.

   В принесении ложной К. подозревались игроки в кости, ростовщики, гоняющие голубей и торгующие овощами и фруктами, созревшими в год шмита*.

   Кроме упомянутых случаев, хазал* возложили обязанность К. и на компаньонов, арендаторов, опекунов и т. п.

   В эпоху Средневековья во многих христианских странах, когда евреи произносили слова К., на них сыпались проклятья и оскорбления. Целью этих законов было унизить евреев в глазах окружающих, опозорить в глазах народа, как заведомых клятвопреступников. В X в. в Византийской империи вышел закон, согласно которому К. еврея обставлялась так: еврей должен был стоять в воде, опоясанный терновым поясом, поклясться именем "Барасси бараа", то есть "Брейшит бара" (первые слова в Библии), и сказать, что если К. эта ложна, то "да поглотит его земля, как поглотила она общество Кораха". В XV веке в Силезии еврей, принося К., обязан был стоять на треножнике. За каждое падение с этого неудобного пьедестала он платил штраф. Если еврей падал четыре раза, суд признавал его виновным. В Германии еврей, принося К., призывал на свою голову все проклятья, которые содержатся в книгах Левит и Второзаконие, все казни египетские и проказу.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

клятва

кл’ятва — обещание или заверение, в свидетели которых призывается Бог. Произносилась клятва в древности с поднятием руки (Быт.14:22). Имеет также смысл: отделение, предание Богу — как заклятие и проклятие (Чис.5:21 ; Дан.9:11 ; Гал.3:13). (см. заклятие, проклятие)

Библия: Тематический словарь

клятва

А. Клятва у людей

1. Выражения клятвы

"Бог да судит между нами":

Быт 31:53

"Жив Господь!":

Руфь 3:13

"То и то сделает тебе Господь…":

1Цар 3:17

"Да живет душа твоя":

1Цар 17:55

"Свидетель Господь между мной и тобой вовеки":

1Цар 20:23,42

"Истину говорю, не лгу":

1Тим 2:7

"свидетель мне Бог":

Рим 1:9

"Истину говорю во Христе":

Рим 9:1

2. Характеристики клятвы

а. Цели

удалить вопрос:

Исх 22:10,11

подтвердить соглашение с кем-либо:

Быт 31:45-54

подтвердить заключение союза с кем-либо:

Нав 9:3-15

подтвердить завет с Богом:

2Пар 15:12-15

гарантировать повиновение хозяину:

Быт 24:1-4

гарантировать повиновение царю:

Еккл 8:2

гарантировать повиновение Господу:

Неем 10:29

б. Другие аспекты клятвы

должна быть выполнена:

Чис 30:1,2

может связать будущие поколения:

Быт 50:24,25

иногда выставляются определенные условия:

Нав 2:12-21

не нужна для христиан:

Мф 5:33–37; Иак 5:12

Христос ответил на клятву:

Мф 26:63,64

Б. Божия клятва

1. Содержание Божией клятвы

Дать Ханаан потомкам Авраама:

Быт 22:15–18; Быт 50:24

утвердить на престоле Давида его сына:

2Цар 7:10-16

утвердить священничество по чину Мелхиседека:

Пс 109:4

2. Характеристики Божией клятвы

клянется Собой:

Быт 22:16; Евр 6:13-15

не лжет:

Чис 23:19; Евр 6:16-18

выполняет Свои клятвы,

Пс 104:42,43; Лк 1:69–75; Лк 1:32,33; Евр 6:19-7:22

см. также проклятие, обет

Вестминстерский словарь теологических терминов

клятва

 ♦ (ENG oath)

   официальное утверждение, апеллирующее к Богу как свидетелю истинности заявляемого. Оно может касаться прошлого или настоящего факта или заключать в себе обязательство относительно надежности будущего свершения.

Тезаурус русской деловой лексики

клятва

Syn: присяга (оф.), зарок (приподн.), обет (приподн.)

Словарь Ожегова

клятва

КЛЯТВА, ы, ж. Торжественное обещание, уверение. К. верности или в верности. Дать, нарушить клятву. К. Гиппократа (у начинающих врачей: торжественная клятва в верности медицинскому долгу).

| прил. клятвенный, ая, ое. К. обет.

Словарь Ефремовой

клятва
  1. ж.
    1. Торжественное обещание, уверение, подкрепляемое иногда упоминанием чего-л. священного, дорогого для того, кто обещает, уверяет.
    2. :
      1. устар. Проклятие.
      2. Временное отлучение от церкви, сопровождаемое обрядом проклятия.
Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово клятва может быть

Предложения со словом клятва

  • Но клятва никогда не должна служить мне к приобретению имущества, потому что сие представляется крайне гнусным и весьма легко может вовлечь в ложную клятву.
  • Кроме того, тайну эту станет хранить ваша клятва и силою всемогущего Осириса сделает все, чтобы вы не смогли ее выдать ни друзьям, ни родственникам, ни врагам – ни словом, ни письмом, ни намеком.
  • В случае термина «клятва» вообще представляется невероятным, чтобы летописец или автор поучения против язычества употребил два различных слова для обозначения одного понятия, да еще в рамках одного предложения.
  • Врачебная клятва содержала в себе упоминания о богах, имевших прямое отношение к медицинскому искусству, и тех, кто им занимался.

Цитаты со словом клятва

  • Когда господствует добросовестность, достаточно одного честного слова; а когда ее нет - клятва бесполезна.
    Гийом Рейналь