ковчег, ковчега, муж.
1. Легендарное судно, в котором по библейскому рассказу люди и животные спасались с Ноем во главе от всемирного потопа.
2. перен. О всяком большом, вмещающем много народу помещении (разг. шутл.). Ваша карета - это целый ковчег (или - Ноев ковчег).
3. Обложенный золотом ящик, в котором хранились ветхозаветные священные скрижали евреев (ист., церк.). Ковчег завета.
4. В православных церквах - ларец для хранения различных предметов, признаваемых священными (церк.).
5. перен. Символ средства спасения (поэт. устар.). Ковчег спасения. Ковчег надежды.
1. Большое плавучее судно, сделанное Ноем по повелению Бога, в котором Ной спасся с семьей и множеством живых существ от потопа (см. Быт. 6, 13-22).
2. Деревянный киот, в котором хранились скрижали Закона, золотой сосуд с манной и жезл Аарона.
3. В иконописи углубленное среднее поле иконной доски.
, а, м.
1. Судно, на котором, по библейской легенде, спаслись от всемирного потопа люди и животные.
2. Символ спасения и надежды (переносн.).
* ► Твой монастырь за облаками, Как в небе реющий ковчег, Парит, чуть видный, над горами. // Пушкин. Стихотворения // *
◘ НОЕВ КОВЧЕГ.
3. Ларец, ящик для хранения особенно важных и ценных предметов.
* ► Тут он отцово копье из Ковчега прекрасного вынул. // Жуковский. Одиссея //* *
♦ Точно ли Ной строил ковчег один с сыновьями? а если у них были работники, как на старых гравюрах, то знали ли они, что их на борт не возьмут? или их обманули в последний миг?
ковч’ег (греч. ящик) —
а) плавучее сооружение из осмоленного дерева, построенное Ноем по повелению Божию, похожее скорее на дом со сходящимися вверху стенами, чем на корабль. Ноев ковчег имел внушительные размеры, в несколько раз превосходящие размеры Соломонова храма. Его длина была 150 м, ширина 25 м и высота 15 м. Боковые стены сходились вверху до расстояния в полметра, сбоку была одна дверь, а наверху — отверстие (Быт.6:14 -16). Внутри ковчега было три этажа (палубы). По этому образу в 1609 ·г. богатый меннонит Петр Янсен из Голландии построил ковчег и оказалось, что туда можно было поместить более 7000 пар животных с запасом пищи на год (вместимость его оказалась равной вместимости железнодорожного состава длиной более 6 км);
б) (Быт.50:26) — гроб или саркофаг, ·возм., металлический или каменный, какие употреблялись для захоронений фараонов;
в) ковчег свидетельства (Исх.16:34), откровения или завета — ящик, сделанный Моисеем по повелению Божию в Синайской пустыне из дерева ситтим и богато украшенный золотом, для хранения откровения, данного Богом (Исх.25:10 -22). Его размеры были: длина 1.25 м, ширина и высота 0,75 м и ставился он прямо на землю. Крышка его была из чистого золота с изображениями двух херувимов. По Евр.9:4 в нем хранились кроме скрижалей завета еще жезл Аарона и сосуд с манной, но по Исх.16:33 ; Чис.17:10 они были помещены перед ним (·срн. 3Цар.8:9 ; 2Пар.5:10). Ковчег завета всегда шел впереди израильтян, когда они шли по пустыне (Чис.10:35 -36). После перехода Иордана он был установлен в Силоме (Нав.18:1). Затем он оказался в Массифе (Суд.20:27), затем снова в Силоме (1Цар.3:3), где он пробыл в общей сложности около 350 лет. Оттуда израильтяне взяли ковчег на войну с филистимлянами (1Цар.4:4), которые и захватили его (·ст. 11). Он пробыл в плену семь месяцев (1Цар.6:1), после чего был возвращен и простоял некоторое время на большом камне на поле Иисуса из Вефсамиса (1Цар.6:18 -20). После этого ковчег завета был перенесен в Кириафиарим, где пробыл в доме Аминадава «лет двадцать» (1Цар.7:1 -2), но фактически много больше, ибо царствование Саула продолжалось 40 лет и о ковчеге в это время не упоминается (1Пар.13:3). Давид по воцарении над всем Израилем (то есть через некоторое время после семилетнего царствования в Хевроне) перенес его сначала в дом Аведдара Гефянина (2Цар.6:10 -11), а затем в Иерусалим (·ст. 17), в город Давидов, то есть на Сион (2Пар.5:2). Отсюда его, по-видимому, брали на войну (2Цар.11:11), но после постройки храма, он был поставлен окончательно на свое место — в давире под крылья херувимов (3Цар.8:6 ; 2Пар.5:7). Но его вынесли и отсюда, очевидно, при Манассии (2Пар.33:7), после чего Иосия снова вернул его в храм (2Пар.35:3). Дальнейшая судьба ковчега не известна, ·возм., он сгорел вместе с храмом (2Пар.36:19), ибо среди сосудов, возвращенных Киром евреям, его не было. Но в будущем он и не нужен будет (Иер.3:14 -16), он явится в храме Божием на небе (Отк.11:19). (см. скиния, херувим, храм)
Сборник русской зарубежной литературы. Нью-Йорк. 1942. Издатель - Союз русских писателей в Нью-Йорке, стр. 258. Поэты-эмигранты: А. Ачаир, Т. Баженова, Е. Гессен, А. Головина, Ю. Иваск, Вяч. Лебедев, И. Михайловская, А. Несмелое, Т. Остроумова, Е. Рубисова, Ю. Софиев, Ю. Терапиано, М. Толстая, А. Штейгер.
м стар. кованый сосуд, окованный сундук для хранения, сбережения чего-л. (Даль, 2, 128). Др.-рус. ковъчегъ = ковъчегъ (с 13 в.) ящик, хранилище, сокровищница; рака, гроб (Срезневский, 1, 1243). Поликарпов, 1704 ковчег (Сл. Акад., 1956, 5, 1094). Огиенко относит ковчег к древнейшим тюркизмам 1915, 30). Фасмер также считает, что ковчег "вост. происхождения: ср. чаг. kopur сосуд, koburcak коробка (откуда венг. koporco), кюэр. korur гроб, монг. qagurcaq, калм. xurt+soq большой ящик, гроб" (2, 272). ср. Радлов капса (ком.) ящик (2, 431); кова (тур.) = = кога посуда, ведро (2, 664); кован (тур., чаг.) ящик цилиндрической формы (2, 664).
♦ (ENG ark)
(евр. 'aron, tebah)
судно или ящик. В Библии встречаются оба значения: Ноев ковчег (Быт. 6-9) и ковчег Завета (Нав. 3-8).
КОВЧЕГ, а, м.
1. Ветхое или странное на вид судно, корабль, а также старая повозка, рыдван (обл. и прост. ирон.).
2. В старинном и церковном обиходе: ларец или сосуд для хранения ценных предметов (в церквитакже предметов, относящихся к обряду причастия).
• Ноев ковчег1) по библейскому сказанию: судно, в к-ром праведный человек Ной во время всемирного потопа взял парами людей и животных, семена растений для продолжения жизни на Земле; 2) разнородная группа людей, животных, оказавшихся в тесном соседстве (книжн.).
| уменьш. ковчежец, жца, м. (ко 2 знач.).
| прил. ковчежный, ая, ое (ко 2 знач.).