кодекс, кодекса, муж. (лат. codex).
1. Систематизированный свод законов (офиц., юр.). Кодекс законов о труде.
2. перен. Общая совокупность правил, привычек, убеждений (книж.). Это не укладывается в его моральный кодекс. Условный кодекс приличий.
3. Старинная рукопись в переплете (филол.). Пергаментный кодекс.
(лат. codex)
систематизированный единый законодательный акт, регулирующий однородную область общественных отношений (гражданский кодекс, уголовный кодекс, семейный кодекс). Кодекс являются результатом кодификационной деятельности законодателя. Кодекс обычно содержит только основу правовых норм; остальные нормы включаются в другие законы и подзаконные акты. Понятие кодекса в разных странах отличается спецификой. В США кодексы составляют путем консолидации отдельных законов и норм общего права. Во Франции получила распространение практика издания консолидированных законодательных актов, также называемых кодексами, по отдельным отраслям правового регулирования. В такие кодексы входят как законодательные, так и регламентарные нормы.
(от лат. codex - книга)
единый систематизированный законодательный акт, объединяющий правовые нормы, относящиеся к единой отрасли права. Например, кодекс законов о труде, налоговый кодекс.
(лат. codex — букв, ствол, бревно) — основная форма средневековой книги из пергамена (с VI в.), в период Позднего Средневековья — из бумаги. Папирус как писчий материал не сразу исчез из употребления. В эпоху Раннего Средневековья его привозили из Египта, а в X в. наладили производство и в Сицилии. Однако применялся он в основном для документов папской курии (до конца XI в.), а не для книг. В странах, расположенных севернее Альп, папирус был заменен пергаменом, и до XIII в. именно пергамен был основным материалом для письма.
Писали гусиными, лебяжьими и павлиньими перьями по линейкам, намеченным пункторием и проведенным острой палочкой, дававшей бесцветный след. С сер. XI в. иногда проводили цветные линейки (след от свинцовой пластинки), а в XIII в. подчас делали их чернилами. Чернила изготавливали из сока дубовых орешков, и они отличались большой стойкостью — смыть их практически было невозможно. Часто (из-за дороговизны пергамена) текст в к. счищался и записывался заново (см. Палимпсест). При переписке употреблялись и цветные чернила. Так, красными чернилами выписывали вводные или заключительные слова главы. Для инициалов предпочитали краски, в XII в. — красную, зеленую и голубую (Средневековье любило сверкающие, яркие цвета, это был «варварский» вкус).
Текст писали различными (в зависимости от времени) типами письма (см. Каролингский минускул; Унциальное письмо), затем иллюминировали (см. Иллюминирование). Тетради (см. Кватернион) сшивали, обрезали, выравнивали страницы, заключали в переплет из досок, обтянутых кожей, и переплетали. Именно с к. связано появление переплета, страниц. Он вытеснил ант. формы книги — свитки и восковые таблички. С XIII в. появились застежки или кожаные завязки для стягивания досок переплета. Доски переплета украшали металлич. пластинками по углам и посередине. Металлич. наугольники придавали переплету прочность, а выпуклые шишечки на поверхности переплета оберегали кожу от царапин при соприкосновении с поверхностью стола. Затем к. обычно передавали в библиотеку монастыря на хранение. Библиотекарь вел учет книг, составлял их список — каталог, ведал книжным обменом, охранял библиотеку от пожаров и крыс. Вплоть до XIII в. собраниями книг владели только монастыри. В дальнейшем книги хранились также во дворцах королей, крупных сеньоров. Так, большим собранием (1000 книг) располагал королев, замок Лувр. Для большинства населения (неграмотного и малоимущего) рукописная книга была недоступной роскошью, драгоценностью, к ней (особенно в эпоху расцвета Средневековья) испытывали страх и почтение, ее видели только во время богослужения (Библию, Евангелие).
законодательный акт, в котором объединены и систематизированны нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений. КОДЕКС чаще всего относится к какой-либо одной отрасли права. Расположение правовых норм в КОДЕКСЕ производится в порядке, отражающем систему данной отрасли права.
сборник законов, относящихся к определенной области права.
(лат.)
вид книги, получивший распространение с изобретением пергамена. Пергаменный лист складывался вчетверо, затем образовавшаяся тетрадь вкладывалась в др. либо несколько тетрадей скреплялись в корешке.
Я.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
(от лат. codex - книга)
единый систематизированный законодательный акт, объединяющий правовые нормы, относящиеся к единой отрасли права. Например, кодекс законов о труде, налоговый кодекс.
, -а,м.
1. Свод законов.
* Уголовный кодекс. *
2. перен. Совокупность правил поведения, привычек, взглядов.
* Кодекс чести. *
римское понятие (от лат. codex - изначально ствол, пень, позднее - книга), обозначавшее
1) связку из нескольких табличек, покрытых воском, скрепленных друг с другом с одной стороны. Это стало прообразом книги;
2) собрание специальных законов - конституции. Древнейшие кодексы относятся ко времени Диоклетиана. Это собрание законодательных актов. В новое время также применяется для обозначения сборника законодательных актов: Code civil, Code Napoleon.
♦ (ENG codex)
(лат. - книга, писание)
листы пергамента или папируса, сложенные в стопку и сшитые вместе в форме книги. К. заменил свитки, и в таком виде были найдены многие важные новозаветные рукописи.
Syn: свод законов
(лат. codex),
КОДЕКС [дэ], а, м.
1. Свод законов. Уголовный к. К. законов о труде. К. о недрах. Водный к. (акт, регулирующий охрану и использование вод).
2. перен. Совокупность правил, убеждений (книжн.). К. чести.
3. Старинная рукопись в переплете (спец.). Пергаментный к.
— систематический сборник законов, относящихся к отделу или целой совокупности отделов права, изданный законодательной властью. Иногда употребляют это слово в более широком смысле: К. морали, К. грамматических правил и т. д. Некоторые писатели употребляют и такие выражения: "равенство — закон вечный, его К. — разум"; "свобода — единственный религиозный К. нашего времени". Латинское выражение codex или caudex имело еще больше значений. К. назывались: ствол дерева; чурбан или колодка, прикрепляемая к ногам преступника, которую последний волочил за собой и на которую садился; бревна, служившие основанием плавучего моста или перевозного парома; наконец, деревянные дощечки, намазанные воском, предназначенные для письма и в своем соединении составлявшие книгу, в отличие от свитка (volumen). Отсюда, между прочим, codices назывались кассовые книги римлян (см. Codices accepti ас depensi). Издание Грегорианом императорских конституций под названием К. (см. Грегориан), имевшее огромный успех, укрепило за словом значение законодательного сборника. За Грегориановым К. последовали К. Гермогениана, Феодосия и Юстиниана. В средних веках выражение К. затерялось (собрания законов в это время называют просто leges) и восстановляется только с XVI в., впервые в издании так называемого К. Генриха III, составленного Бриссонием и содержащего ордонансы (см.) французских королей. С этого времени оно становится очень употребительным. Ряд сборников законов, особенно с конца XVIII в., получает название К. (см. Кодификация).
В. Н.