29 мая 2024
450 тысяч слов
+9 за сегодня

Значения слова кокс

все
Словарь Ушакова
Культурология. Словарь-справочник
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой

Словарь Ушакова

кокс

кокс, кокса, мн. нет, муж. (нем. Koks) (тех.). Пережженный каменный уголь, употр. как топливо.

Культурология. Словарь-справочник

кокс

Харви Кокс (Сох) (р. 1929)

амер. протестантский теолог, проф. теологии Гарвард. ун-та, с 1956 баптистский пастор. Преподавал в теол. учебных заведениях США и Германии. Кн. "Мирской град" (1965), переведенная на многие языки, принесла ему известность. В ней К. говорит о необходимости осмыслить Библию с совр. т.зр. и создать новую теологию, способную отвечать на вопросы нерелиг. человека, о христ. осмыслении секуляризации, к-рую К. отождествляет с "совершеннолетием человека", как его понимал христ. теолог Д. Бонхёффер, и с "расколдовыванием мира" (Вебер, Макс). К. последовательно истолковывает секуляризацию как законное дитя библ. религии и как рез-т действия христ. Вести (Евангелия) в истории. Он принимает известный социол. тезис о христианстве как специфически городском типе культуры, связывая эту идею с "универсальностью и радикальной открытостью христианства". В совр. городе воплощен социальный облик нового секуляризованного мира. Основой для принципиально нового разговора христ. теологии с "секулярным человеком" может стать обсуждение проблемы "царства Божия": изучение смысла евангельского символа "Царства Божия", привело К. к выводу: "Царство Бога, выраженное в жизни Иисуса из Назарета, остается наиболее полным проявлением сотрудничества Бога и человека в истории. Пытаясь влиять на жизнь мирского града, мы тем самым проявляем верность Царству сегодня". "Радикальный теолог" (так его называли после выхода кн. "Совращение духа. Употребление народного благочестия и злоупотребление им"), К. провозглашает переход христ. Вести от обороны к наступлению, стремлению проповедовать слово Бога, чтобы изменить и обновить мир. К. полагает, что "ортопраксия" ("страдание вместе с Богом в мирской жизни", как сказал бы Бонхёффер) — именно та ситуация, когда происходит становление социально ответств. мышления. Христианство снова может стать творч. силой, формирующей зап. культуру. Эту возможность К. связывает с концом "современности". В кн. "Религия в мирском граде: к постмодернистской теологии" (1984) К. дает определение уходящего "совр. мира", выделяя пять его конститутивных признаков: суверенные нац. гос-ва как компоненты мирового полит. порядка; основанная на науке технология и научная картина мира, ставшая источником важнейших культурных символов; бюрократич. рационализм как гл. способ организации человеч. деятельности; стремление извлечь макс. прибыль, ставшее гл. мотивацией в трудовой деятельности, а также в обмене товарами и услугами; секуляризация и тривиализация религии: священное ставится на службу профанному, религия нужна совр. миру для поддержания личной морали и публичного порядка. "Модернизм" К. определяет как интеллектуальную деятельность, порожденную этими специфич. условиями совр. мира; эти пять опорных конструкций современности на наших глазах "разлагаются изнутри". Возникает вопрос о новой, "посткапиталистич. мировой экон. системе". Эпоха "тривиализованной" и "прирученной" религии закончилась. К. подробно анализирует возрождение агрессивной фундаменталистской религиозности. Как социолог он констатирует: религия возвращается в "мирской град". Как теолог он говорит об опасностях и надеждах, связанных с превращением религии в самостоят. полит. величину. В статье "Религия в мирском граде" К. подходит к ответу на вопрос, возможно ли "постмодернистское" или "демодернизированное" христианство. Теологи постмодернистского движения в христианстве утверждают торжество жизни над смертью. Предлагаемый ими стиль жизни противопоставляет общинность индивидуализму, органич. принципы общинной жизни — механистическим. Их духовные наставления призывают покинуть монастырские кельи и окунуться в бурлящую вокруг жизнь. И повсюду звучит пасхальная Весть, воодушевлявшая раннюю Церковь и ставшая ныне гл. провозвестием церквей постмодернистского периода. Для теол. целей К. более всего подходит отождествление "современности" с Новым временем; тогда "постмодернизм", "постсовр. эпоха" — период, наступивший после "конца Нового времени".

Соч.: The Secular City: Secularization and Urbanization in Theological Perspective. N.Y., 1965; The seduction of the Spirit: The Use and Misuse of People's Religion. N.Y., 1973; Religion in the Secular City: Toward a postmodern Theology. N.Y., 1984; Мирской град: [гл. из кн.] // Знамя. 1992. N 9; Религия в мирском граде // Октябрь. 1992. № 6; Мирской град. Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте. М., 1995.

Лит.: Роднянская И.Б. Х.Г. Кокс. Праздник шутов: Теол. очерк празднества и фантазии // Совр. концепции культурного кризиса на Западе. М., 1976; Лёзов С. Христианин в обезбоженном мире // Знамя. 1992. N 9; Он же. Харви Кокс: религия после конца Нового времени // Октябрь. 1992. № 6.

С. В. Лёзов.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Энциклопедический словарь

кокс

(нем. Koks, от англ. coke), твердый остаток, получаемый при коксовании природных топлив (главным образом каменного угля), а также некоторых нефтепродуктов, напр. гудрона. Содержит 91-99,5% углерода. Каменноугольный кокс - топливо и восстановитель железной руды в производстве чугуна, нефтяной кокс - материал для изготовления электродов и коррозионноустойчивой аппаратуры, восстановитель при получении ферросплавов и др.

Словарь Ожегова

кокс

КОКС, а, м. Твёрдая масса, получаемая путём прокаливания каменного угля, торфа, нефти и других продуктов без доступа воздуха, употр. как топливо, а также в металлургическом и химическом производстве.

| прил. коксовый, ая, ое. К. газ (получаемый при коксовании каменного угля). Коксовая печь (для выработки кокса).

Словарь Ефремовой

кокс

м.
Твердое топливо, получаемое из каменного угля, торфа и т.п. путем нагревания
без доступа воздуха.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом кокс

  • Потом ты забыл, что кокс – это праздник, и стал занюхивать каждый день с утра пораньше, чтобы не свихнуться, и тебе выть хочется, когда в него подмешивают слабительное, и хочется оторвать зудящий нос, когда подмешан стрихнин.
  • Никаких приспособлений для приготовления пищи в такой печке нет – только поддувало и колосники, на которых горит кокс.
  • Адвокат неуклюже возился с солонкой, в которой был кокс.
  • Руда, известняк, кокс – все сыплется в чрево могучих печей, расположенных у подножия вулкана и от него же питающихся.

Цитаты со словом кокс

  • Сперва ты нюхал просто так, из интереса, время от времени, потом для того, чтобы взбодриться по выходным, дальше — чтобы опять же взбодриться, но уже и по будням. Потом ты забыл, что кокс — это праздник, и стал занюхивать каждый день с утра пораньше, чтобы не свихнуться.
    Фредерик Бегбедер, "99 франков"