02 июня 2024
450 тысяч слов
+3 за сегодня
Всё об этом слове:

Значения слова колеса

все
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Библейский Словарь к русской канонической Библии

колеса

кол’еса (Иез.1:16 -21; Иез.10:2,6,9,10,12,13,16-17,19; Дан.7:9) — символ вездесущности (разные направления) и всеведения (глаза) Божия.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

колеса

К. — сплошной или сквозной круг, употребляемый всегда в связи с перпендикулярной к нему осью или валом. При этом К. может быть насажано на ось глухо, так что они вместе составляют как бы одно целое, или вольно, и в этом случае К. вращается отдельно от оси. По роду своего действия в механизмах и приборах разного рода К. могут быть разделены на две главные группы: передаточные, служащие для передачи силы, и антифрикционные (называемые часто неправильно фрикционными), вставляемые между двумя движущимися телами для уменьшения трения. К первой группе принадлежат шкивы ременных и канатных передач, фрикционные и зубчатые К. (см.), ко второй блоки (см.), направляющие ролики и экипажные К. Экипажное К. состоит из средней части — ступицы, насажанной свободно на оси или неизменно с ней связанной, наружного обода и соединяющих эти две части — спиц. Последние иногда заменяются сплошным кругом. Ступицы обыкновенных тележных К. вращаются вокруг своих осей, имеющих простое поступательное движение вместе с кузовом экипажа. К. же железнодорожных вагонов, тачек и некоторых других движущихся приборов неизменно скреплены с осями и вращаются вместе с ними в буксах, связанных с поддерживающей рамой экипажа. Ступицы обыкновенных экипажей деревянные. При больших нагрузках, например для тяжелых ломовых телег, локомобилей, лафетов артиллерийских орудий и пр., пользуются более дешевыми и прочными чугунными ступицами, а деревянные ступицы К. легких экипажей лучшей конструкции обыкновенно обделываются железными или бронзовыми втулками. Отверстие ступицы бывает цилиндрическое или коническое, соответственно форме конца железной (стальной, а иногда и деревянной) оси (осевой шейки). Для сохранения положения ступицы на осевой шейке, у корня последней приварена или врезана кольцевая шайба, а на выступающем конце ее закрепляется чека или навинчивается гайка, с допущением некоторого зазора для свободного вращения К. Оконечностям экипажных осей придается небольшой наклон наружу для предупреждения качаний колес. Спицам также придается некоторый уклон, т. е. они располагаются по поверхности усеченного конуса, обращенного вершиной внутрь, так что при насадке К. на наклонную ось нижние спицы, выдерживающие весь груз экипажа, всегда располагаются вертикально. Спицы бывают деревянные или железные. Обод экипажных К. составляется из (обыкновенно шести) буковых или дубовых косяков, которые связываются вставными шипами и стягиваются железной шиной, надетой на колесо в разогретом состоянии и прибитой к ободу шинными гвоздями. Колеса примитивных повозок, сохранившихся доныне в степных местах России, имеют ободья, выгибаемые из одного цельного куска. В двухколесной арбе, унаследованной жителями азиатских владений России от первобытного индогерманского народа (см. "Отчет о путешествии в Ферганскую область", А. ф.-Миддендорфа в "Записках Императорской Академии Наук", VII-й вып., т. XXIX, № 1, 1881), обод колеса составляется большей частью из трех косяков, сращиваемых накладным замком. Стык косяков обхватывается расщепленным концом добавочной спицы, упирающейся другим концом в деревянный обрубок, зажатый близ ступицы между двумя соседними спицами. Для предупреждения дальнейшего расщепления добавочной спицы, она обхватывается близ обода кольцом. К. роскошных городских экипажей снабжаются иногда для более спокойной езды и уменьшения шума резиновыми шинами. Спицы вставляются обыкновенно на шипах одним концом в обод, а другим в ступицу. При железных ступицах шины эти уширяются в виде прилегающих друг к другу секторов, которые закрепляются между двумя кольцевыми выступами ступицы с помощью болтов с винтовой нарезкой. Железные и стальные ободья употребляются редко, для К. весьма тяжелых или очень легких экипажей (например велосипедов), или же в форме небольших цельных колесцов (например в тачках, переносных горнах и пр.),так как для обыкновенных экипажей они при достаточной прочности оказываются слишком тяжелыми. Выгодно сделать ободья широкими, чем уменьшается сопротивление движению экипажа, потому что широкий обод прикрывает неровности пути и притом не так скоро изнашивается шина. С другой стороны, узкие шины портят также шоссейное полотно, легче прорезая щебеночный слой. Поэтому в некоторых государствах изданы постановления, определяющие наименьшую ширину железных шин для экипажей, допускаемых к обращению на шоссейных дорогах. У нас этот предел установлен в 3¼ дюйма. Диаметр (высота) К. должен быть возможно больше, так как при этом уменьшается трение в осях и легче преодолеваются неровности пути; но высота К. не должна превосходить некоторого предела, иначе экипаж будет слишком тяжелым и малоустойчивым. Наибольшей высотой отличаются К. арб (около 2 м), облегчающие проход их по бездорожной степи и через арыки и быстрые реки. В обыкновенных четырехколесных повозках, для облегчения движения экипажа с места, задние К. делаются выше передних. Для изготовления экипажных К. в настоящее время употребляются специальные машины. К. железнодорожных вагонов бывают железные со спицами и деревянные сплошные; последние бывают также стальные и чугунные, а на некоторых американских железных дорогах применяются под товарными вагонами К., прессованные из бумажной массы. К. с тонкими трубчатыми стальными спицами, расположенными в двух обращенных в разные стороны конических поверхностях и со сквозными же ободьями, употребляются преимущественно под резиновыми шинами для велосипедов и других легких экипажей. Ступицы железнодорожных вагонных и паровозных К. растачиваются на конус (уклон производящей 1:200), причем К. надевается на ось давлением гидравлического пресса в 50000 до 56000 кг. Вследствие такого значительного давления, пара К. с осью образуют одно целое — колесный стан или скат. Подобным же образом насаживаются на К. шины или бандажи, имеющие снаружи закраину для удержания вагона на рельсах. Бандажи делаются всегда из твердой стали и по мере срабатывания обтачиваются, а затем при совершенном износе заменяются новыми.

А. Т.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом колеса

  • Приспособление, определяемое как совокупность узлов, или агрегатов шасси самоходных машин, для передачи крутящего момента от карданной передачи к колесам, также направлено на создание вращательного движения для ведущих правого и левого колес на разных оборотах, необходимых для создания движения в поворотах и на неровных дорогах.
  • Достоинства нового экипажа – не только в сияющих блестящими спицами колесах, хромированной раме и коляске из пластика красного цвета, над которой в случае необходимости раскрывается тент, способный защитить от надоедливого дождя или палящего солнца.
  • На выпускавшихся для детей и пожилых людей трехколесных велосипедах, а также на спортивных двухместных стали монтировать изобретенный в 1877 году Джемсом Старлеем и почти одновременно французом Анри Пекером дифференциал – шестеренчатый механизм передачи усилия двум колесам одной оси, вращающимся при повороте с разными скоростями.
  • Качение управляемых колес без бокового скольжения шин по дороге при криволинейном движении обеспечивается поворотом правого или левого колеса на различные углы, причем угол поворота внутреннего колеса больше угла поворота наружного – такое соотношение углов поворота обеспечивается действием рулевой трапеции.

Цитаты со словом колеса

  • Кое-какие обстоятельства жизни упрямо ускользают из нашей памяти. Кое-какие повороты, некоторые чувства, радости, печали, сильные потрясения по прошествии времени вспоминаются нам неясно и смутно, словно стертые, мелькающие очертания быстро вертящегося колеса.
    Шарлотта Бронте, "Городок"
  • Они уж больше не попадали на помол в ту достославную мельницу, где воды своекорыстий вертят колеса хитростей, где валы честолюбии приводят в движение зубчатки доносов и жернова зависти размалывают зерна лжи...
    Леонид Соловьев, "Повесть о Ходже Насреддине"
  • — Ты не боишься? — Чего? — Того, что я больна. — Я боюсь совсем другого: во время гонок при скорости двести километров у меня может лопнуть покрышка переднего колеса. Лилиан вдруг поняла, чем они похожи друг на друга. Они оба были людьми без будущего. Будущее Клерфэ простиралось до следующих гонок, а ее — до следующего кровотечения.
    Эрих Мария Ремарк, "Жизнь взаймы"
  • Кое-какие обстоятельства жизни упрямо ускользают из нашей памяти. Кое-какие повороты, некоторые чувства, радости, печали, сильные потрясения по прошествии времени вспоминаются нам неясно и смутно, словно стертые, мелькающие очертания быстро вертящегося колеса.
    Шарлотта Бронте, "Городок"
  • Над городом послышался скрип колеса фортуны.
    Илья Ильф