ПАДЕЖ | Ед. ч. | Мн. ч. | |
---|---|---|---|
И. | колле́ж | колле́жи | |
Р. | колле́жа | колле́жей | |
Д. | колле́жу | колле́жам | |
В. | неод. | колле́ж | колле́жи |
одуш. | |||
Т. | колле́жем | колле́жами | |
П. | колле́же | колле́жах |
(франц. сollege)
учебное заведение во Франции и ряде стран Африки и Азии, ранее относившихся к французским колониям. Во Франции первые К. возникли в средние века при университетах; давали среднее образование. Изучались латынь, теология, логика. В эпоху Возрождения в учебный план К. были включены греческий язык, риторика, история. В 15 в. стали открываться К., не связанные с университетами, большинство их в 16 в. оказалось в руках иезуитов (см. Иезуитское воспитание). В период Великой французской революции все К. были закрыты. В 1808 наименование К. было присвоено муниципальным или частным средним школам (государственные школы назывались лицеями). Оканчивающие К. держали экзамен на бакалавра.
В результате реформ 60-70-х гг. К. превращён в неполную среднюю школу (4 года обучения на базе 5-летней начальной школы), обучение в которой обязательно для всех детей 11-15 лет. Обучение делится на два 2-летних цикла: 6-й и 5-й классы - цикл наблюдения; 4-й и 3-й - цикл ориентации (в системе образования Франции принят обратный порядок нумерации классов, начиная с 6-го). В 4-м и 3-м классах вводятся факультативные курсы (3 ч в неделю): древние языки, второй иностранный язык, усиленная программа по одному иностранному языку, введение в технологию. Выбор одного факультатива обязателен. Факультативы призваны способствовать правильной ориентации учащихся на последующие направления учёбы или профессиональной деятельности.
К. в странах Азии и Африки являются, как правило, неполными средними школами.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 122)
См. также Коллегии
Ч424