коллективизм [оле], коллективизма, мн. нет, муж. (книж.).
1. Общность, коллективность владения, пользования, труда.
2. Принцип общественной солидарности, товарищества.
(от лат. collectivus - собирательный)
нравственный принцип, утверждающий приоритет интересов и целей коллектива над устремлением индивида и характеризующий высокий уровень групповой сплочённости. В социальном и нравственном плане К. противоположен как индивидуализму, так и групповому эгоизму (корпоративизму). В теории коммунистического воспитания был провозглашён идейно-нравственным принципом, якобы наиболее соответствующим общественной сущности человека. На самом деле, односторонность К. не позволяет снимать объективные противоречия между личностью и обществом.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 123)
Ч421.352.15
индивидуализм
Коллективизм
♦ Collectivisme
Превалирование над всем коллективистского начала, особенно – коллективной собственности. Коллективизм является попыткой преодоления эгоизма с помощью закона. Этим объясняется, почему исторически коллективизм приводит к тоталитаризму. Если не удается добиться поставленной цели с помощью морали, приходится прибегать к принуждению.
КОЛЛЕКТИВИЗМ, а, м. Принцип общности, коллективное начало в общественной жизни, в труде, в какойн. деятельности. Дух коллективизма.
| прил. коллективистский, ая, ое.
м.
Принцип коллективного начала в работе, трудовой деятельности, общественной
жизни.
— Слово К. не имеет в литературе одного общепринятого значения. В узком смысле оно обозначает учение особой школы писателей социалистического направления, присвоивших себе название коллективистов в отличие от остальных социалистов; в широком — оно употребляется или как совершенно равнозначащее слову социализм, или с несколько своеобразным, но близким к последнему значением. Впервые слово К. употреблено было в 40-х гг. французским экономистом Пеккером (Pecqueur), который и является первым представителем К. В своих главных трудах (см. ниже литературу). Пеккер излагает основы наиболее справедливого, по его мнению, и наиболее выгодного для национального богатства общественного строя. Он требует социализации (слово, им тоже впервые изобретенное) или обобществления лесов, путей сообщения, минеральных богатств и, в конце концов, всех производительных сил природы, орудий труда и кредита. Капитал также должен сделаться общественным, а каждый человек получит право на определенную часть произведенного им предмета, строго пропорциональную времени затраченного труда. Различия в вознаграждении сообразно профессиям уничтожатся, ибо все роды промышленности одинаково необходимы для общества. Враг коммунизма, посягающего, по его мнению, на личную свободу, Пеккер не допускает в будущем республиканском и социалистическом строе ни общности потребления, ни государственной формы производства. Единственным крупным собственником будет государство, но предпринимателями явятся рабочие ассоциации, одушевленные братскими и религиозными чувствами. Религия будущего — рациональный деизм, толкование которого народу возьмут на себя мудрейшие люди, участвующие и в управлении. Теократическая сторона идеального строя Пеккера является сколком с учения сенсимонистов, под сильным влиянием которого он долго находился. Влияние Пеккера было невелико и ограничивается одним Луи Бланом, воспринявшим его общие идеи. Почти одновременно с Пеккером, но независимо от него, к аналогичным выводам приходит Франсуа Видаль, состоявший с 1848 г. главным секретарем в Commission de Gouvernement pour les travailleurs. Целым рядом проектов, предложенных им люксембургской комиссии и собранных в книге "Vivre en travaillant", он старался побудить республиканское правительство заняться крупными экономическими реформами. Он требует концентрации кредита в руках государства, рекомендует устройство национальных складов и периодических базаров, выкуп государством железных дорог, каналов и рудников, широкую организацию дела страхования. Для безработных им проектируется учреждение земледельческих колоний с гарантированным minimum'ом заработной платы, безземельным государство должно дать возможность приобрести землю на выгодных условиях. Все проекты Видаля, имея временный, практически характер, должны содействовать воцарению в будущем вполне коллективистического строя, подготовляемого торжеством крупной промышленности. Считая конкуренцию и существующую форму вознаграждения (salariat) причинами бедности и формулируя раньше Лассаля железный закон заработной платы (см.), Видаль полагает, что в будущем рабочие станут получать свою долю произведенного ими продукта и, кроме того, пропорциональную их труду часть общего барыша. Не рассчитывая на чувство долга и любви (в этом его существенное отличие от Пеккера), Видаль ожидает постепенного усиления государственной власти и, в конце концов, законодательного принуждения граждан к труду. Будучи сначала последователем Фурье, затем, приняв кличку коллективиста, Видаль является провозвестником некоторых положений научного социализма. Третий, самый популярный представитель К. в узком смысле — бельгийский экономист Жан Колен (см.). Предшественник Генри Джорджа, он требует преимущественно национализации земли, почему его коллективизм Малон называет аграрным, в отличие от промышленного К. Пеккера и Видаля. Национализация земли, с точки зрения Колена, необходима не только для уничтожения нищеты, но и для воцарения на земле истинной личной свободы: человек может быть свободным только в том случае, когда главный объект его деятельности, земля, находится в его полном, неограниченном распоряжении. Колен — единственный из всех коллективистов, которому удалось основать свою школу; ее взгляды изложены в трудах Поттера, Гугентоблера, Делапорта и др. Исходя из того положения, что, кроме частной собственности на землю, порабощение работников вызывается вообще всякой монополизацией сил природы и результатов чужого труда, последователи Колена стали требовать обращения в общую собственность "земли, недвижимостей, сделавшихся неотчуждаемыми, капиталов, завещанных предшествующими поколениями, и, наконец, накопленных веками знаний". В своей программе (см. литературу) они следующим образом формулируют те практические мероприятия, которые, по их мнению, должно принять государство для достижения указанной цели: a) наследование в боковых линиях без завещания — уничтожается; при существовании завещания оно допускается за вычетом minimum 25% в пользу общественного капитала; b) общественная собственность признается неотчуждаемой; сюда относятся: земля и принадлежащая к ней недвижимость, жилища, сельскохозяйственные постройки, фабрики и мастерские; c) земля, постройки и инвентарь сдаются обществом в наем нуждающимся в них лицам или союзам лиц; нанимающий должен сам обрабатывать свою землю; d) капиталы и движимости, находящиеся в общей собственности, доходы с них и со сдаваемой в аренду земли, а равно и налоги, не уничтоженные, но реформированные и упрощенные в "рациональном" государственном устройстве, служат на удовлетворение общественных нужд: 1) для обеспечения равного для всех детей воспитания, физического и умственного, и для образования капитала, из которого всем молодым людям, достигающим совершеннолетия, государство выдает своего рода приданое, облегчающее им самостоятельное существование; 2) для призрения стариков, больных, увечных, сирот и вдов; 3) для поддержания рабочих и рабочих коопераций в их конкуренции с частными предпринимателями (предпринимательский капитал вполне не уничтожается). По отдельным вопросам среди последователей Колена обнаружились разногласия. В манифесте 1876 г. французские коллективисты настаивают на сохранении в частной собственности продуктов индивидуального труда и подчеркивают этот пункт, как разделяющий их с коммунистами. Другие коллективисты протестуют против такого ограничения и определяют К. как ту "часть коммунизма, которая осуществима при современных нравственных и экономических условиях". Конечный же идеал К. они выставляют чисто коммунистическим: "все должно принадлежать всем" (журнал "Le Prol é taire", 1879). До 1885 г., т. е. до закрытия основанного Бордом в 1875 г. журнала "Philosophie de l'avenir, organe des socialistes rationnels", вокруг него группируется главное ядро последователей Колена, остающихся верными основным положениям его учения, которое они называют "рациональным социализмом" или "коллективизмом". В Бельгии, где это учение имело особенно много последователей и весьма обширную литературу, оно долго служило препятствием к распространению научного социализма; под его сильным влиянием находился наиболее выдающийся бельгийский социалист, де-Пап. К числу коллективистов Лавелэ причисляет еще бельгийского писателя Гюэ (Huet), автора сочинений "R é gne social du Christianisme" и "Science de l'esprit" (1864); но сам он не называл себя коллективистом и его индивидуалистические тенденции противоречат идеям Пеккера, Видаля и Колена. Из сравнения же рассмотренных выше учений можно вывести следующие основные черты К. в узком смысле: писатели этого направления требуют обобществления тех факторов производства, которые имеют своим источником природу, а также всех результатов кооперации людей или труда с капиталом. Продукты индивидуального труда оставляются коллективистами в индивидуальной собственности, лишь с некоторыми ограничениями, налагаемыми на их наследственную передачу. Большие надежды возлагаются на развитие рабочих коопераций, долженствующих выступить в будущем в качестве предпринимателей, единственных или, по крайней мере, привилегированных. Государство ограничивается, по возможности, ролью главного собственника. Мотивы неизбежного, по мнению всех коллективистов, социального переворота отличаются или исключительно экономическим (у Видаля), или экономически-религиозным (у Пеккера), или нравственно-метафизическим (у Колена) характером. Предлагая для улучшения экономических условий и конечного торжества своих идеалов практические, более или менее осуществимые меры, коллективисты этим существенно отличаются от своих предшественников, социалистов-утопистов и социалистов романтиков, ожидавших осуществления золотого века или от мистических начал, или от обращения людей к известной идеологической системе, или от распространения на земле альтруистических чувств. Защитники законодательных реформ и постепенных улучшений, коллективисты получили название реформистов.
К. в широком смысле не поддается точному определению. Некоторыми писателями (Шеффле, д'Эйхталь) термины "социализм" и "К." употребляются, как равнозначащие. Лавелэ, не разграничивающий точно значения обоих выражений, насчитывает три вида К., смотря по тому, какого рода обобществления он требует: одной ли земли, или постоянных капиталов и орудий труда, или, кроме того, и так называемых оборотных капиталов. Говоря о французских коллективистах, он называет этим именем и анархистов. Таким образом, К. получает более широкое значение, чем социализм. Обыкновенно бывает, однако, обратное. Поль Леруа-Болье называет К. новейшую, научную форму социализма. Вульсей и Киркёп понимают под К. внутреннюю организацию идеального с точки зрения социалистов общественного строя. Малон, в отличие от коммунизма, определяет К. следующим образом: "коммунизм есть обращение в общую собственность производительных сил и товаров под непосредственным руководительством государства; К. есть неотчуждаемость производительных сил, поставленных лишь под опеку государства, которое, за определенное вознаграждение, уступает их во временное пользование профессиональным группам ". В этом смысле К. обнимает собой, по классификации Малона, 7 видов: 1) аграрный К. Колена; 2) промышленный К. Пеккера, Луи Блана и Видаля; 3) интернациональный К. (де-Пап), уничтожающий частную собственность на землю и на орудия труда посредством особой системы прямых и косвенных налогов; 4) революционный К., требующий насильственной экспроприации; 5) марксистский, отличающийся эволюционным характером; 6) анархический, ставящий на место государства общину и требующий ее автономии; 7) реформистский, антимарксистский (самого Малона), ожидающий, что государство пойдет навстречу требованиям социалистов и возьмет в свои руки, однако не в ущерб коммунальному самоуправлению, главные отрасли обрабатывающей промышленности. Де-Пап называет К. "относительным коммунизмом", таким, который требует обращения в общую собственность одних природных факторов производства. Бакунин, подчеркивая свое несогласие с коммунистами, принял на бернском конгрессе в 1868 г., кличку коллективиста. Коллективистами называют себя нередко и современные социалисты, последователи Маркса, с тех пор, как на международном съезде в Базеле (1868 г.) де-Пап под именем К. излагал главные основания научного социализма. Но и в таком случае К. сохраняет обыкновенно несколько отличное от социализма значение: первым термином обозначают преимущественно правовые и экономические основы желательного социального строя, тогда как второй выражает собой всю совокупность идей, составляющих особенность представителей этого направления: и критику существующего порядка, и определенное экономическое учение, и тактическую программу, и, наконец, идеал будущего государственного устройства.
Литература. Naquet, "Socialisme, collectiviste et socialisme libéral" (1890); Leroy-Beaulieu; "Le Collectiv." (1885); Laveley, "Le sociali sme contemporain" (гл. XI, 8-е изд., 1893); d'Eichthal, "Socialisme, Communisme, C." (1892); его же, "Nationalisation du sel et Collectivisme agraire" (1891); Malon, "Le socialisme int é gral" (т. I., 2-е изд., 1891); его же, "Expos é des écoles socialistes françaises, suivi d'un aperç u sur le C. international" (1872); его же статьи в "Revue Socialiste" (1886—87); Gnochi-Viviani, "Il colletivismo nelsocialismo" (Милан, 1879); Guesde, "C. et r évolution"; Boulard, "C. intégral révolutionnaire" (1889); Courtoisfils, "Anarchisme théorique et C. pratique" (1885); Lecler, "La quintessence du C." (1881); G. de Pascal, "Le C. et ses docteurs" (1891); Viellard, "Cathéchisme socialiste ou collectiviste" (1881); Delaporte, "Les collectivistes du socialisme rationnel ne sont pas communistes" (1878); "Programme économique des collectivistes rationnels" (1875); Borde, "Le C. au congrés de Marseille" (1880); Potter, "Cathé chisme social" (Брюссель, 1850); его же, "Economie sociale" (1874); его же, "La propri été fonciè re individuelle et collective sociale" ("Philosophie de l'avenir", 1881); его же, "R ésumé de l'economie sociale d'après les idées de Colins" ("Philos. de l'av.", 1881); его же, "Dictionnaire rationnel"; Hugentobler, "Communisme et socialisme rationnel" (1868); его же, "Dialogues des morts entre Proudhon et Colins" (1868); Colins, "Socialisme rationnel" (1851) и другие сочинения (см. Колен); Pecqueur, "Th éorie nouvelle d'é conomie sociale et politique" (1842); его же, "La R épublique de Dieu" (1843—45); Vidal, "De la ré partition des richesses" (1846); его же, "Vivre en travaillant" (1848).
H. B.