колорит, колорита, муж. (от лат. color - краска, цвет).
1. Взаимное соотношение красок (на картине) с точки зрения тона и насыщенности цвета (живоп.). Яркий колорит.
2. перен. Характерный отпечаток, особенность чего-нибудь (книж.). Рассказчик придал этому событию юмористический колорит. Вся обстановка носила мрачный колорит. Яркий колорит эпохи.
(от лат. color - цвет) - общий характер сочетания цветов в многокрасочном произведении искусства (картине, цветном рисунке), а также в рисунке ткани.
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
(итал. colorito, от лат. color - цвет), система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства. Одно из важнейших средств эмоциональной выразительности - может быть теплым (преимущественно красные, желтые, оранжевые тона) и холодным (преимущественно синие, зеленые, фиолетовые), спокойным и напряженным, ярким и блеклым, основанным на локальных цветах и на использовании тональных отношений, рефлекса, валера.
КОЛОРИТ, а, м.
1. Соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета. Тёплый, холодный, яркий к.
2. перен. Отпечаток чегон., совокупность особенностей (времени, местности, характера). К. эпохи в историческом романе. Местный к.
| прил. колористический, ая, ое (к 1 знач.) и колоритный, ая, ое (к 1 знач.).
колористь и пр. см. колер.
(итальянское colorito, от латинского color ≈ цвет, окраска), в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности. К. служит одним из важнейших средств эстетически эмоциональной выразительности, одним из компонентов художественного образа. Характер К. связан с содержанием и общим замыслом произведений, с эпохой, стилем, индивидуальностью мастера. Исторически сложились две колористические тенденции. Первая связана с применением системы более или менее ограниченных количественно локальных цветов , а часто и с символическим значением цвета (например, в средневековом искусстве). Для второй характерны стремление к полной передаче цветовой картины мира, пространства и света, использование тона , валёра и рефлекса . К. может быть по характеру цветовых сочетаний спокойным или напряжённым, холодным (при преобладании синих, зелёных, фиолетовых тонов) или тёплым (при преобладании красных, жёлтых, оранжевых), светлым или тёмным, а по степени насыщенности и силы цвета ≈ ярким, сдержанным, блёклым и т.д. В каждом конкретном произведении К. образуется неповторимым и сложным взаимодействием красок, согласующихся по законам гармонии, дополнения и контраста. Задачи К. зависят от вида искусства, материала и функций произведения. В скульптуре и архитектуре система цветовых отношений обычно называется полихромией .
Лит.: Ивенс Р.-М., Введение в теорию цвета, пер. с англ., М., 1964; Волков Н. Н., Цвет в живописи, М., 1965.
В. С. Турчин.