колосс [ос], колосса, муж. (греч. kolossos - столб) (книж.).
1. Исполинская, громадных размеров статуя, колонна и т.п. (устар.). Колосс Родосский (статуя др.-греч. бога солнца Гелиоса на о. Родосе в 32 метра).
2. перен. О ком-чем-нибудь подавляющем величиной или величием (книж.). «Колосс двуглавый... Эльбрус огромный, величавый.» Пушкин. Колосс мысли.
• Колосс на глиняных ногах (книж.) - о чем-нибудь с виду величественном, но слабом, внутренне разлагающемся. Россию Николая I часто называли колоссом на глиняных ногах. (Из библейского рассказа о царе вавилонском Навуходоносоре, видевшем во сне громадного металлического истукана на глиняных ногах - символ своего царства, которому суждено разрушиться.)
Колосс на глиняных ногах книжн. - о чем-либо с виду величественном, но по существу слабом (Из библейского рассказа о царе вавилонском Навуходоносоре, видевшем во сне громадного металлического истукана на глиняных ногах, рухнувшем, когда камень, оторвавшийся от горы, ударил его по ногам)
гигантская статуя; К. родосский - одно из семи чудес света.
Е.А.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Колосс на глиняных ногах (книжн.) - о чем- н. с виду величественном, но слабом, внутренне разлагающемся.
► Россию Николая 1 часто называли колоссом на глиняных ногах. [Из библейского рассказа о царе вавилонском Навуходоносоре, видевшем во сне громадного металлического истукана на глиняных ногах - символ своего царства, к-рому суждено разрушиться.]
КОЛОСС, а, м. (книжн.). Статуя, сооружение громадных размеров.
• Колосс на глиняных ногахо ком-чёмн. с виду огромном, но внутренне слабом [по библейскому сказанию о вавилонском царе Навуходоносоре, к-рый в пророческом сновидении о конце своего царства увидел истукана, стоящего на глиняных ногах и рухнувшего под ударами камней].
(κολοσσος, colossus) — название, употребляемое для обозначения всякой статуи, превосходящей своими размерами натуру. Еще в глубокой древности египтяне олицетворяли в подобных статуях своих богов и царей, в намерении гигантизмом этих изображений выразить их величие. Они вырубали их колоссальные фигуры, в стоячем или в сидячем положении, из камня, нередко очень твердой породы, преимущественно для помещений в преддвериях храмов и по дорогам, ведущим к ним. Из бесчисленных К., произведенных египетским искусством, достаточно будет указать на лежащего сфинкса, высеченного из целой скалы, неподалеку от мемфисских пирамид, на статуи фараона Рамсеса II, при входе в Ибсамбульский храм, и на так называемых Мемнонов (статуи матери и жены Аменхотепа III), близ деревни Мединет-Абу.
Древние греки также чествовали своих богов сооружением громадных их изваяний, каковы были, например, знаменитые произведения Фидия — бронзовая статуя Афины-Градохранительницы, стоявшая в афинском акрополе, хрисоэлефантинная статуя Афины-Девы, в Парфеноне, и такая же статуя Зевса, в его олимпийском храме, а также статуя Геры, исполненная Поликлетом, равным образом из золота и слоновой кости, для аргосского храма этой богини. Но все другие древнегреческие К. превосходил своею величиной К. родосский — бронзовая фигура Гелиоса, бога солнца, изваянная учеником Лисиппа, Харесом из Линдоса, в 280 г. до Р. Х. Эта статуя, считавшаяся одним из семи чудес света, имела 32 м высоты и стояла в родосской гавани, но не так, как полагали еще недавно, т. е. не с расставленными над входом в гавань ногами, образовывавшими как бы ворота, через которые могли проходить даже большие корабли. Сооружение ее длилось 12 лет и стоило дороже 300 золотых талантов — суммы, вырученной от продажи материала, брошенного Димитрием Полиоркетом, когда ему надоело осаждать Родос. Будучи разрушена землетрясением, в 224 г., она удивляла своей массивностью еще современников Плиния ("Hist. Natur.", XXXIV, 18). В VII столетии нашей эры арабский полководец Муавиах, после завоевания Родоса, продал обломки этой статуи некоему эдесскому еврею; для их перевозки ему понадобилось до 900 верблюдов.
Из древнеримских К. в особенности заслуживает внимания бронзовая статуя Нерона, высотой в 40 м, воздвигнутая, по приказанию этого императора, скульптором Зенодором, в Риме, на "Священном пути", переименованная, после смерти Нерона, в статую Солнца, а потом превращенная в статую императора Коммода.
Средневековая пластика не производила К., и они стали снова появляться лишь с эпохи Возрождения. Между новейшими К., наиболее замечательны бронзовые статуи Карла Борромео, в Ароне, на Лаго-Маджоре (произведение скульптора Черани, исполненное в 1697 г.), Богоматери, в Пюи (известная под названием No t re-Dame de France, работы Боннасье, 1860 г.), памятник Герману, близ Детмольда (работы Э. фон-Банделя, 1875 г.), национальный памятник немецких побед 1870—71 гг., воздвигнутый в 1877 г. в Нидервальде (работы И. Шиллинга), и статуя Свободы, освещающей мир, в Нью-Йорке (работы Бартольди, 1878—86 гг.).
А. С-в.