28 сентября 2024
450 тысяч слов
+33 за сегодня
Всё об этом слове:

Значения слова комическое

все
Энциклопедический словарь
Словарь Ефремовой
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Эстетика. Энциклопедический словарь

Энциклопедический словарь

комическое

(греч. komikos - веселый, смешной, от komos - веселая ватага ряженых на сельском празднестве Диониса в Др. Греции), категория эстетики, означающая смешное. Восходит к игровому, коллективно самодеятельному смеху, напр. в карнавальных играх. В ходе развития культуры обособляются виды комического - ирония, юмор, сатира. Различаются высокие виды комического (напр., образ Дон Кихота у Сервантеса) и забавные, шутливые виды (каламбур, дружеские шаржи и т. п.). Для комического, отражающего противоречия реальности, важна игра на утрировке величины предметов (карикатура), на фантастических сочетаниях (гротеск), сближении далеких понятий (острота). На комическом основан один из главных видов драмы - комедия.

Словарь Ефремовой

комическое

ср. разг.
То, что лежит в основе комедии (1), отражая ее сущность.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

комическое

(от греч. komikos — веселый, смешной) — категория эстетики, подразумевающая отражение в искусстве явлений, которые содержат несоответствия или противоречия (цели — средствам, формы — содержанию, действия — обстоятельствам, сущности — ее проявлению и проч.) и вызывает смех.

Рб: эстетические категории в литературе

Вид: ирония1, сатира, смех, фарс1, юмор

Жанр: анекдот, комедия

Асс: каламбур

* "Бывает смех издевательский, язвительный, смех от отчаяния и т.д. Комическому же, напротив, свойственна бесконечная благожелательность и уверенность в своем безусловном возвышении над собственным противоречием, а не печальное и грустное его переживание" (Г. Гегель).

"Всякое противоречие есть источник комического и смешного" (В.Г. Белинский). *

Эстетика. Энциклопедический словарь

комическое

   эстетическая категория, обозначающая все то, что является противоположностью серьезного и трагического в жизни и искусстве и что порождает у человека характерную психологическую реакцию в виде улыбки, смеха, хохота. Основанием комического является обнаружившееся противоречие между сутью чего-либо и ее проявлениями, отклоняющимися от этой сути. Случайные или закономерные, эпизодические или систематические девиации (отклонения) характеризуются в категориях либо юмора, либо сатиры. Смех связан с чувством удовольствия, испытываемым человеком при виде того, как девиация, свидетельствующая о физическом иди духовном несовершенстве кого-либо, достигает степени, достойной осуждения, но еще не вызывающей отвращения или ужаса. Предметом осмеяния, как утверждал еще Цицерон, не могут быть серьезные пороки и преступления. Они заслуживают предельно серьезного реагирования и сурового наказания, а расслабляющий смех неуместен по отношению к ним. Смех должен быть разумно избирателен и милосерден. Его предметом «могут быть те слабое, какие встречаются в жизни людей, не слишком уважаемых, не слишком несчастных и не слишком явно заслуживающих казни за свои злодеяния» (Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. - М., 1972. - С. 59).

   Философы нового и новейшего времени рассматривали смех в контексте психофизиологических понятий. Р. Декарт относил его к физиологическим аффектам. Т. Гоббс считал его проявлением страсти человека к подчеркиванию своего превосходства над кем-либо, над чьими-либо слабостями. Б. Спиноза квалифицировал смех как эмоцию удовольствия и веселого торжества, испытываемую человеком в тех случаях, когда он обнаруживает в предмете своей ненависти нечто, достойное пренебрежительного отношения. И. Кант определял смех как психологический аффект, возникающий в результате внезапной разрядки напряженного ожидания и его превращения в ничто. Г. В. Гегель видел в смехе характерное проявление бесконечной самоуверенности индивидуальной субъективности, способной в процессе осмеяния возвыситься над чем угодно. Для Ф. Ницше смех - остаточная форма страха, возникающая в тех случаях, когда нечто пугающее мгновенно рассеивается и оказывается совершенно безопасны, сообщая человеку чувство облегчения и веселя его.

   Чаще всего категория комического разворачивается во всей полноте своих эстетических возможностей применительно к повседневности обыденных нравов, к различным проявления человеческого несовершенства. Не случайно Н. Буало считал, что только низкие жанры предоставляют наибольший простор для всех форм комического.

   ◘ Лит.: Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. -М. 1965; Бергсон А. Смех. -М., 1992; Борев Ю. Комическое. -М. 1979; Дземидок Б. О комическом. - М., 1974; Карасев Л. В. Философия смеха. - М. 1996; Лихачев Д С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в древней Руси. -Л., 1964; Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. -М., 1976; Спиридонова Л. Бессмертие смеха: Комическое в литературе русского зарубежья. - М. 1999.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc