18 июня 2024
450 тысяч слов
+41 за сегодня

Значения слова кондак

все
Словарь Ушакова
Культурология. Словарь-справочник
Православие. Словарь-справочник
Православный энциклопедический словарь
Словарь музыкальных терминов
Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий
Словарь церковных терминов
Православная энциклопедия
Энциклопедический словарь
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

кондак

кондак, кондака, муж. (греч. kontakion) (церк.). Краткая церковная песнь.

Культурология. Словарь-справочник

кондак

(греч. букв. - деревянный валик, на который накручивается свиток, метафорически — сам свиток) — жанр ранневизантийской гимнографии, возникший в V-VI вв. и в VIII в. вытесненный из богослужения каноном. Название «К.» появляется только в IX в.; до этого тексты такого жанра назывались гимном, псалмом, стихотворением, песнью, похвалой, молением (i3|lV0Q, \yotX|l6<;, яо1тцла, ф5т], da|ia, SfeT]Gi<;). Первоначально К. — строфический гимн, содержащий обычно от 18 до 30 строф (икосов), одинаковых по числу стихов (от 3 до 13) и по ритмической организации соответствующих стихов. Первые буквы икосов образуют акростих. После заголовка, содержащего название праздника или имя святого, акростих К. и указание на мелодию, следует от 1 до 3 вступительных строф, называемых «кукулий» или «проимий» (яроо1|1ЮУ), метрически отличных от икосов. Кукулий и К. связаны между собой общим рефреном (припевом), который повторяется после каждого икоса. Последняя строфа содержит краткое описание воспеваемого события или лица и молитвенное обращение. К. восходит к трем гомилетико-литургическим жанрам сирийской литературы:

1) мемра, прозаическая проповедь, ритмизованная средствами синтаксического параллелизма, произносившаяся на утреннем богослужении после чтения Св. Писания;

2) мадраша, силлабический гимн со сложной строфикой, обязательным припевом и часто с акростихом;

3) сугита, диалогическое песнопение с обязательным акростихом (последние два жанра предполагают наличие мелодии). Эти жанры широко использовались в творчестве преп. Ефрема Сирина и других сирийских церковных поэтов IV-V вв., которым, по-видимому, следовал св. Роман Сладкопевец, образцовый автор в жанре К. В генезисе К. участвовали также рефренная псалмодия, восходящая еще к обиходу ветхозаветного храма, и синагогальная экзегетическая проповедь (мидраш), с которой связана гомилетическая установка К. Происхождение К. предопределило характер его исполнения: будучи по существу поэтической гомилией, К. исполнялся солистом, тогда как припев пел хор или народ. Разновидностью К. является акафист.

С возникновением канона К. в первоначальном виде постепенно исчез из литургической практики и отсутствует в соответствующих церковных книгах. От него остались только две строфы, называемые «К.» и «икосом», причем К. соответствует старому кукулию. К. в нынешнем значении исполняется со своим икосом на утреннем богослужении после 6-й песни канона.

Сергей Аверинцев.

София-Логос. Словарь

Православие. Словарь-справочник

кондак

(греч. «палочка, вокруг которой наматывался пергаментный свиток»)

   жанр церковной византийской гимнографии. Основоположником является прп. Роман Сладкопевец (Мелод) (1-я пол. VI в.), непревзойденный автор большинства кондаков. Древние кондаки – многострофные (включающие около 20-30 строф) поэмы. Строфы объединялись единым рефреном и единым метрическим рисунком. Первые буквы строк слагались в акростих. Строфам кондака предпосылалась вводная строфа – кукулий – «капюшон», имеющая другой ритмический рисунок и объем, но тот же рефрен. Строфы читал канонарх, рефрен пел народ. С VIII в. кондак как жанр вытесняется каноном. Число строф кондака сокращается. В современном богослужении сохранились две строфы, называемые кондаком и икосом, которые читаются или поются после шестой песни канона. Этот же кондак читается на часах. В современном кондаке раскрывается догматическое и историческое значение празднуемого события. Исключение составляет сохранившийся полным кондак, который поется и читается при отпевании священника или архиерея. Кондаками также называются строфы акафиста.

Православный энциклопедический словарь

кондак

краткая священная песнь, содержащая похвалу Иисусу Христу, Богородице, святому или празднуемому событию. Предшествует икосу. Основным творцом кондаков в истории Церкви был святой Роман Сладкопевец.

Словарь музыкальных терминов

кондак

(гр. kontaktion) — короткое песнопение православной церкви, прославляющее Бога, Богоматерь или Святых.

Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий

кондак

краткие песни, соответствовавшие тому дню церковного календаря, когда совершается литургия.

Словарь церковных терминов

кондак

жанр церковной византийской гимнографии. Основоположником является Роман Сладкопевец (Мелод) (1 пол. VI в.), непревзойденный автор большинства кондаков. Древние кондаки - многострофные (ок. 20-30) поэмы. Строфы объединялись единым рефреном и единым метрическим сложением, основанным на изосиллабизме. Первая строфа являлась вступлением, последняя - обобщением назидательного характера. Строфы читал канонарх, рефрен пел народ. С VIII в. кондак как жанр вытесняется каноном. Число строф кондака сокращается. В современном богослужении сохранились две строфы, называемые кондаком и икосом, которые читаются или поются после шестой песни канона. Этот же кондак читается на часах. Исключение составляет сохранившийся полным кондак, который поется и читается при отпевании священника или архиерея. Кондаками также называются строфы акафиста.

Православная энциклопедия

кондак

   один из жанров византийской церковной гимнографии. Основоположником кондака считают святого Романа Сладкопевца, жившего в первой половине IV века. Роман Сладкопевец (Мелод) был непревзойденным автором множества древних кондаков, которые представляли собой целые поэмы (20–30 строф). Строфы были объединены единым размером и припевом-рефреном. Первая строфа служила вступлением, а последняя обобщала содержание кондака, подводя итог, и имела характер назидания. Строфы читались канонархом, а рефрен пели всем миром. В VIII веке кондаки были вытеснены каноном и число строф кондака сократилось. В настоящее время две строфы кондака (кондак и икос) читают после исполнения шестой песни канона. Тот же кондак (но уже без икоса) читают на часах и поют на литургии по малом входе. Исключением из правила служит древний кондак, который принято читать при чине отпевания усопшего архиерея или священника. Кондаками называют также строфы акафиста.

Энциклопедический словарь

кондак

(от греч. kontakion),

  1. жанр ранневизантийской церковной поэзии и музыки, род поэмы-гимна на религиозный сюжет. Характеризуется диалогической драматизацией повествования, строфическим членением, наличием рефрена и акростиха, силлабической метрикой; после расцвета в 6 в. (Роман Сладкопевец) был вытеснен в 8-9 вв. каноном (как жанром гимнографии).
  2. В позднейшем богослужении - короткое православное песнопение на тему праздника (реликт бывшего кондака).

Словарь Ефремовой

кондак

м.
Короткое песнопение на тему праздника (в православном богослужении).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

кондак

(κονδάκια, κοντακια) — собственно пергаментный лист или свиток, исписанный с обеих сторон. Впоследствии словом К. стали обозначать особую группу церковных песнопений, особенность которых состоит в том, что в чинопоследованиях в честь того или иного святого или праздника такое песнопение содержит в себе тему всего чинопоследования. Название К. получило такой смысл, по объяснению Марка Ефесского, со времени одного из наиболее замечательных составителей К. — Романа Сладкопевца (см.); ему явилась во сне Богоматерь и дала съесть свиток, после чего он составил первый свой К. в честь св. Девы, который поется в праздник Рождества Христова: "Дева днесь пресущественного рождает"...

Н. Б-в.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом кондак

  • В этих случаях им, кроме тропарей и кондаков, приведены икосы, стихиры, светилен, или седален.
  • В этих случаях им, кроме тропарей и кондаков, приведены икосы, стихиры, светилен, или седален.
  • В этих случаях им, кроме тропарей и кондаков, приведены икосы, стихиры, светилен, или седален.
  • В этих случаях им, кроме тропарей и кондаков, приведены икосы, стихиры, светилен, или седален.