конка, конки, жен. (разг.). Городская железная дорога с конной тягой, бывшая в употреблении в крупных городах до введения электрического трамвая. Ехать на конке. Ехать по конке.
| Вагон этой дороги. По улицам тащилась конка.
и КОННОЖЕЛЕЗКА, и, ж.
Городская железная дорога с конной тягой, вагон такой дороги.
* ► Выдержав экзамен, Гвоздилов сел на конку и за шесть копеек доехал до заставы. // Чехов. Свидание хотя и состоялось, но...//; После полудня [Дымов] ехал на конке в другую больницу.Чех. Попрыг. *
конно-железная городская дорога, проложена в Москве в 1872 к открытию Политехнической выставки. Предложение о строительстве линии конки обсуждалось на заседании Городской думы в 1863. Первая линия была проложена от Смоленского (ныне Белорусского) вокзала к Красной площади.
В 1875 было создано «Первое общество конно-железных дорог в Москве». В 1885 организована бельгийская компания «Главное общество конно-железных дорог». Эти организации построили линии конки по Бульварному кольцу, Садовому кольцу, проложили маршруты от центральной части города к его окраинам — на Воробьёвы горы, в Дорогомилово, к Бутыркам и др.
Конка представляла собой открытый или чаще закрытый экипаж, иногда двухэтажный с открытым верхом (империалом). Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером. Конка, вытеснившая постепенно линейки, была более надёжным и удобным регулярным городским транспортом. В районе Трубной площади и на Таганском холме, где линии конки пересекали крутые подъёмы, экипажи поджидали форейторы (обычно мальчики-подростки), которые подпрягали ещё 1—2 пары лошадей и помогали преодолеть трудное место, затем на ровном участке выпрягали дополнительных лошадей.
В 1880-х гг. конка была основным видом городского транспорта в Москве. К 1900 сеть конно-железных дорог в Москве составила 90 км; на линиях курсировал 241 вагон. В 1894—96 перевозилось в год до 25 млн. пассажиров. Для содержания лошадей, хранения, ремонта и подготовки экипажей к поездкам были созданы коночные парки. Конка была выкуплена Городской думой у частных компаний (частично в 1901, полностью в 1911) и постепенно заменена трамваем.
Л.П. Чарноцкая.
КОНКА, и, ж. (устар.). Городская железная дорога с конной тягой, а также вагон такой дороги. Ехать на конке.
| прил. коночный, ая, ое.