консерватория, консерватории, жен. (итал. conservatorio, букв. хранилище). ВыСШАя музыкальная школа. Студент консерватории. Профессор консерватории. Кончить консерваторию. Поступить в консерваторию.
(ит. conservatorio, от лат. conservare — охранять) — в Италии XVI в. заведение, подобное интернату, где дети-сироты обучались ремеслам, а также музыке с целью подготовки церковных певчих — пению. В Венеции подобные заведения назывались оспедале (госпиталь) — для мальчиков и оспедалетто — для девочек. В XVIII в. деятельность этих заведений сократилась. Как высшее учебное заведение для подготовки музыкантов-профессионалов в Париже в 1784 году была создана Королевская школа пения и декламации, в 1793 году преобразованная в Национальный музыкальный институт, а с 1795 года в Консерваторию музыки и декламации. В XIX— XX вв. музыкальные высшие учебные заведения были открыты во многих крупных городах: Праге—1811, Варшаве и Вене — 1821, Лондоне —1822, Мадриде—1830, Будапеште —1840, Рио-де-Жанейро —1847, Бостоне—1853, Дрездене —1856, Петербурге —1862, Бухаресте и Люксембурге—1864, Москве —1866, Копенгагене, Турине, Антверпене, Базеле —1867, Балтиморе, Чикаго—1868, Монреале — 1876, Боготе—1882, Хельсинки—1882, Амстердаме, Карлсруэ — 1884, Гаване—1885, Торонто —1886, Буэнос-Айресе—1893, Белграде—1899, Ла-Пасе —1908, Сан-Пауло — 1909, Мельбурне, Сиднее, Саратове, Киеве, Одессе— 1912—1914, Тегеране— 1918 и т. д.
, -и, ж.
Высшее музыкальное учебное .заведение.
* Выпускник консерватории. *
|| прил. консерваторский, -ая, -ое.
* Консерваторское образование. *
(от итал. conservatorio), музыкальное учебное заведение (высшее, в некоторых зарубежных странах также среднее), готовящее музыкантов-исполнителей, композиторов, музыковедов. В ряде зарубежных консерваторий имеются драматические отделения. В России первые консерватории были открыты в Санкт-Петербурге (1862) и Москве (1866)
КОНСЕРВАТОРИЯ, и, ж. Высшее музыкальное учебное заведение.
| прил. консерваторский, ая, ое.
ж.
Высшее музыкальное учебное заведение.
(ит. Conservatorio, фр. Conservatoire, нем. Conservatorium) — хранилище искусства, высшее учреждение, в котором преподается музыкальное искусство сообразно его традициям и художественно-эстетическим требованиям. Первая К. (conservatorio Maria di Loretto) возникла в Неаполе в 1537 г., благодаря стараниям священника Таппии. Наплыв учащихся был так велик, что явилась потребность открыть еще 3 К. в том же городе. Позже основаны К. в Венеции. К. открывались при духовно-благотворительных учреждениях и назывались тоже Ospedale (приюты). В 1813 г. неаполитанские К. слились в одно музыкальное учреждение, под названием "Real collegio di musica". Во Франции, в 1783 г., основана Ecole royale de chant et de d é clamation, переименованная в 1793 г. в Institut national de musique, а в 1795 г. — в Conservatoire. Парижская К. послужила образцом для всех позднейших К. В Милане К. учреждена в 1808 г., Мадриде и Праге — 1810 г., Варшаве — 1821 г., Вене — 1823 г., Лейпциге — 1842 г., Кельне — 1849 г. В настоящее время все цивилизованные страны, в главных своих музыкальных центрах, имеют К. В СПб. К. основана А. Г. Рубинштейном в 1862 г., при спб. отделении имп. рус. муз. общества. В настоящее время для ее помещения перестраивается Высочайше пожалованное ей в 1889 г. здание бывшего Большого театра. В 1879 г. учреждено при К. общество для вспомоществования нуждающимся ученикам. Учащихся в сезоне 1894—95 г. было 592 (254 ученика и 338 учениц), из них в фортепианном отделе 282, в оркестровом — 165, в отделе пения — 99, теории композиции — 19, органа — 9. Стипендиатов было 139, бесплатно учащихся — 73. Кроме специальных классов, есть обязательные классы — теории, фортепиано, истории музыки, эстетики, пения хорового, светского и духовного и научных предметов. Преподавателей и профессоров в музыкальных классах — 60, в научных — 13. Директорами были: А. Г. Рубинштейн (1862—1867, 1887—1891), H. И. Заремба (1867—1871), М. П. Азанчевский (1871—1876), К. Ю. Давыдов (1876—1887). С 1891 г. директором К. состоит Ю. И. Иогансен. Московская К. открыта в 1866 г. В настоящее время помещение ее (на Б. Никитской) перестраивается на средства, собранные московским отделением имп. рус. муз. общества. Вскоре после открытия К. были устроены в ней бесплатные квартиры для бедных учеников. В 189 4 г. учащихся было 430 (170 учеников и 260 учениц). Директорами московской К. были: Н. Г. Рубинштейн (1866—81), H. А. Губерт (1881—83), К. К. Альбрехт (1883—85), С. И. Танеев (1885—89). С 1889 г. директором ее состоит В. И. Сафонов. Обе К. пользуются правительственной субсидией и состоят в ведении мин-ства внутренних дел. Диплом, выдаваемый окончившему полный курс К., дает звание свободного художника и льготу 1 разряда по отбыванию воинской повинности, а лицам податного сословия — личное почетное гражданство; аттестат дает только льготу по воинской повинности. В настоящее время в Ганновере Оттоном Гиршнером готовится к печати обширное сочинение: "F ührer durch die staatlichen Conservatorien aller Länder, ihre Geschichte etc.".
Н. Соловьев.