22 ноября 2024
450 тысяч слов
+33 за сегодня

Значения слова контрапункт

все
Словарь Ушакова
Словарь музыкальных терминов
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

контрапункт

контрапункт, контрапункта, мн. нет, муж. (нем. Kontrapunkt) (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии в одно целое. Высший расцвет контрапункта - творчество Баха и Генделя.

| Отдел теории музыки, посвященный изучению правил многоголосия. Изучать контрапункт.

Словарь музыкальных терминов

контрапункт

(нем. Kontraptmkt, от лат. punctum contra punctum, буквально: точка против точки)

1. То же самое, что Полифония. Делится на контрапункт строгого стиля и контрапункт свободного стиля.

2. Мелодия, звучащая одновременно с темой, в фуге — противосложение.

3. Одновременное звучание двух или нескольких самостоятельных голосов.

Энциклопедический словарь

контрапункт

(нем. Kontrapunkt), в музыке -

  1. одновременное сочетание 2 и более самостоятельных мелодий в разных голосах.
  2. Мелодия, присочиняемая к данной мелодии.
  3. То же, что полифония.
  4. Подвижной контрапункт - повторное проведение полифонического построения с изменением интервалов между мелодиями или времени их вступления друг относительно друга.

Словарь Ожегова

контрапункт

КОНТРАПУНКТ, а, м. В музыке: одновременное движение нескольких самостоятельных мелодий, голосов, образующих гармоническое целое (многоголосие), а также учение о таком движении.

| прил. контрапунктический, ая, ое и контрапунктный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

контрапункт
  1. м.
    1. Искусство гармонического сочетания в многоголосном музыкальном произведении двух или нескольких одновременно звучащих самостоятельных голосов, мотивов, мелодий; само такое сочетание.
    2. Один из разделов теории музыки, посвященный изучению таких сочетаний.
    3. Мелодия, сопровождающая основную тему.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

контрапункт

(ит. Contrapunto, нем. Contrapunkt, франц. Contrepoint) — соединение нескольких мелодических самостоятельных голосов, отличающееся полным благозвучием. Разница между гармонией и К. та, что в первой голосоведение является следствием правильного чередования аккордов, а во втором аккорды являются следствием совпадения нескольких самостоятельных голосов. В гармонии на первом плане выбор аккордов, а на втором — голосоведение, не особенно рельефное. В К. на первом плане рельефность, самостоятельность голосоведения, а на втором — гармония. К. предшествовали орган (в конце Х ст.), параллельный (сочетание голосов в квартах, квинтах, октавах в прямом направлении), блуждающий (развился из предыдущего, вследствие прибавления других интервалов), фо-бурдон (сочетание голосов преимущественно в секстах и квартах). Одновременно с последним развился дискант, в котором видны попытки придать голосам большую самостоятельность, сообщая им противоположное движение (XII ст.). С развитием нотного письма явилось слово К. К нотам данной мелодии (Cantus firmus) приписывались ноты другой мелодии; нота (punсtus) одной мелодии ставилась против ноты другой. Этот процесс сопоставления нот — punctus contra punctum или нота (точка) против ноты (точки) — и получил название К. Сперва развился строгий К., основанный на правильном отношении всех мелодических голосов к мелодии баса. В таком К. все голоса на сильных временах совпадают с басом в консонансах или в приготовленных диссонансах (синкопа), имеющих правильное разрешение на ступень вниз. На слабых временах допускаются тоже консонансы и плавно идущие диссонансы. Мелодия каждого голоса не может заключать в себе хода на хроматический полутон, увеличенных и уменьшенных интервалов, обеих септим и большой сексты. Свободный К., развившийся позднее, основан не только на контрапунктических, но и на гармонических правилах. В нем допускаются на сильных временах диссонирующие аккорды; движение мелодии гораздо свободнее, в ней только запрещены ходы на увеличенные интервалы и септимы. Как строгий, так и свободный К. делятся на простой (всякое правильное контрапунктическое сочетание) и сложный, в котором голоса могут взаимно перемещаться при сохранении полного благозвучия, т. е. каждый голос может быть перенесен на октаву или другой интервал вверх или вниз; напр., партия дисканта может быть перенесена в бас, а партия баса — в дискант. По числу голосов, способных перемещаться, сложный К. называется двойным (два перемещающиеся голоса), тройным (три), четверным (четыре). На почве К. развились полифонические формы имитации, канона, фуги, фигурованного хорала и пр. Величайший композитор в области строгого К. — Палестрина (см.), в области свободного — И.-С. Бах (см.). Развитию контрапункта содействовали теоретики: Франкон Кельнский (1047—1083), Маркет Падуанский (XIII ст.), Иоанн Мурский (1300—1360), Иоанн Тинкторий (XV ст.), Иоган Фукс (XVII ст.), автор сочинения "Gradus ad Parnassum", Кирнбергер (XVIII ст.), новейшие: Ден, Керубини, Маркс, Рихтер и мн. др.

Н. Соловьев.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом контрапункт

  • По его мнению, музыка началась с нидерландских контрапунктов и была продвинута Палестриной, Орландо Лассо и Бахом (перед которым он преклонялся и чьи произведения изучил досконально), затем Моцартом и Бетховеном, немецкими мистерами Шубертом и Шуманом, а от них дорога прямиком вела к Чайковскому.
  • «Золотая середина» – фаза, неизменно образуемая равновесием нисходящих и восходящих тенденций, – счастливый, но, как правило, краткосрочный период, когда контрапункт внутренней гибкости и устойчивости проявляет себя в наиболее мягких формах.
  • Птицы – умиротворение для детской психики и замечательный контрапункт к Ван Дер Линку.
  • Это – необходимая для современного человека часть его образа жизни, своеобразный контрапункт стрессовой ситуации мегаполиса, отсутствия чистой природы и искренности человеческих отношений.