концерт, концерта, муж. (итал. concerto).
1. Публичное исполнение музыкальных произведений. Концерт симфонического оркестра. Дать концерт (об исполнителе).
2. Род большого музыкального произведения для одного инструмента с акомпанементом оркестра (муз.). Концерт для скрипки.
3. перен. Согласованные выступления нескольких государств (книж., газет.). Концерт великих держав. Европейский концерт.
• кошачий концерт (разг. шутл.) - 1) завывание котов; 2) перен. нестройный, дикий шум, крики (с целью досадить кому-нибудь). Школьники устроили кошачий концерт нелюбимому педагогу.
Кошачий концерт шутл. - о нестройной музыке, пении и т. п.
(ит. concerto от лат. concerto — соревнуюсь)
1. Публичное исполнение музыкальных произведений.
2. Жанр крупного музыкального произведения виртуозного характера для солиста (реже двух-трех) с оркестром, написанного чаще всего в форме сонатного цикла.
3. Полифоническая вокальная или вокально-инструментальная музыка, опирающаяся на сопоставление двух или более партий (певческих голосов, органа, инструментального ансамбля).
, -а, м.
1. Публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и других номеров по определённой программе.
* Благотворительный концерт. *
2. Крупное музыкальное произведение для одного, реже для двух-трёх инструментов в сопровождении оркестра.
|| прил. концертный, -ая, -ое.
* Концертный зал. Концертный костюм. *
КОНЦЕРТ, а, м.
1. Публичное исполнение музыкальных произведений (возможно в сочетании с хореографическими, декламационными и другими номерами). Сольный, хореографический, эстрадный к. Дать к. Выступить с концертом. Идти на к., прийти с концерта.
2. Музыкальное произведение одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра. К. для скрипки с оркестром.
| прил. концертный, ая, ое. К. рояль. Концертная программа. К. зал.
(итал. concerto, лат. concertus) — музыкальное сочинение, написанное для одного или нескольких инструментов, с аккомпанементом оркестра, с целью дать возможность солистам выказать виртуозность исполнения. К., написанный для 2-х инструментов, называется двойным, для 3-х — тройным. В таких К. оркестр имеет второстепенное значение и только в отыгрышах (t u tti) получает самостоятельное значение. К., в котором оркестр имеет большое симфоническое значение, называется симфоническим. К. состоит обычно из 3-х частей (крайние части — в быстром движении). В XVIII стол. симфония, в которой многие инструменты местами исполняли соло, называлась concerto grosso. Позднее симфония, в которой один инструмент получал более самостоятельное значение в сравнении с другими, стала называться symphonique concertante, concertirende Sinfonie. Слово К., как название музыкального сочинения, появилось в Италии в конце XVI ст. К. в трех частях явился в конце XVII ст. Итальянец Корелли (см.) считается основателем этой формы К., из которой развились в XVIII и XIX ст. К. для разных инструментов. Наибольшей популярностью пользуются К. скрипичные, виолончельные и фортепианные. Позднее К. писали Бах, Моцарт, Бетховен, Шуман, Мендельсон, Чайковский, Давыдов, Рубинштейн, Виотти, Паганини, Вьетан, Брух, Венявский, Эрнст, Сервэ, Литольф и пр. Небольших размеров К., в котором части слиты, называется концертино. К. называется также публичное собрание, в котором исполняется ряд произведений вокальных или инструментальных. Смотря по программе, К. получает название: симфонического (в котором исполняются преимущественно оркестровые произведения), духовного, исторического (составленного из произведений разных эпох). К. называется также академией, когда исполнителями, как соло, так и в оркестре, являются перворазрядные артисты.
Н. С.