(Корнелий, Корнила, Корнил, Корний и Корней)
Рогатый, роговой (лат.) и Римское родственное имя.
5 марта (20 февраля) – преподобномученик Корнилий Псково-Печерский (Рус.).
1 июня (19 мая) – преподобный Корнилий Комельский (Рус.) и преподобный Корнилий, игумен Палеостровский, Олонецкий (Рус.).
4 августа (22 июля) – преподобный Корнилий Переяславский (Рус.) (преставление).
З сентября (21 августа) – преподобный Корнилий Палеостровский (Рус.).
12 сентября (30 августа) – преподобный Корнилий Островский (Рус.).
26 (13) сентября – священномученик Корнилий сотник.
(Деян 10:1) — римский сотник Италийского полка, стоявшего в Кесарии, где он и жительствовал. Хотя Корнилий и был язычник, но, несмотря на то, отличался своею благочестивою жизнью, а именно: боялся Бога со всем домом своим, творил много милостыни народу и всегда молился Богу (Деян 10:2). Однажды во время молитвы ему было видение Ангела и откровение от Бога — призвать ап. Петра для принятия от него слова спасения, что он немедленно и исполнил. Единовременно с этим и ап. Петр имел сверхъестественное видение и откровение, и Дух Божий повелел ему идти с посланными от Корнилия. Обстоятельства чудесного видения ап. Петру касательно призвания язычников к спасению и подробности свидания апостола с Корнилием и его крещения со всем домом изложены в 10 и 11 главах кн. Деяний Апостольских. Тогда-то, наконец, восклицает св. Иоанн Златоуст, открылась дверь язычникам. По свидетельству Иеронима, Корнилий устроил христианскую Церковь в Кесарии, а по другому преданию, он был епископом и совершил много чудес. О дальнейшей жизни Корнилия в Свящ. Писании ничего более не говорится. Память его празднуется Церковью 13 сентября. По свидетельству Евсевия, еще в IV в. по Р. Х., в Кесарии показывали путешественникам купель, в которой, по преданию, ап. Петр крестил Корнилия Сотника; на месте дома его, по словам блаж. Иеронима, была воздвигнута церковь, но в настоящее время не только означенный храм, но и самый город Кесария лежат в развалинах.
Корн’илий (Деян.10:1,3,7,21,22,24,25,30,31) — сотник (командир) римского отряда, расквартированного в Кесарии, римлянин, язычник, но «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим» (Деян.10:2). Первый язычник, обращенный через Апостолов.
сотник Римского полка, стоявшего в Кесари (Деяния апостолов, 10, 1). Он был язычником, но вел благочестивую жизнь. Однажды, когда он молился, ему явился ангел Божий с повелением призвать апостола Петра, чтобы принять от него слово спасения. В то же время имел откровение от Бога и Петр: Божий Дух велел ему отправиться вместе с людьми, посланными Корнилием. Подробности бесед и крещения Корнилия изложены в книге Деяний апостолов. По словам святителя Иоанна Златоуста, «тогда-то, наконец, открылась дверь язычникам» для принятия Слова Божьего.
♦ римский сотник, богобоязненный человек:
Деян 10:1,2
♦ имел видения от Бога:
Деян 10:3-8
♦ Петр проповедовал ему:
Деян 10:23-43
♦ получил дары Святого Духа:
Деян 10:44-46
♦ стал крещеным христианином:
Деян 10:47,48
— один из первых по времени русских учителей раскола. Приняв пострижение, служил при патриархах Филарете, Иоасафе и Иосифе. При возникновении раскола удалился на Дон, оттуда переселился в Нилову пустынь, где произвел возмущение иноков против игумена и, наконец, бежал в Олонецкие леса, где к нему присоединился известный соловецкий инок Епифаний; оттуда имел сношения с главными расколоучителями Аввакумом и Лазарем, когда они находились в Пустозерске. Близость к трем патриархам придавала ему необычайный авторитет в глазах старообрядческой массы; до Денисовых он стоял во главе поморского раскольнического толка. В раскольничьей литературе существует два "жития" его: одно составлено иноком Пахомием (см. рукоп. имп. публ. библиотеки, в печати известно по сокращенному пересказу в "Рассказах из истории старообрядчества" С. В. Максимова) другое — Семеном Денисовым. О значении его в истории раскола см. в исследовании проф. Н. И. Барсова: "Братья Андрей и Семен Денисовы" (М. 1866); о его учении в статьях того же автора: "Спорные вопросы из первоначальной истории беспоповщины" ("Христ. Чтение", 1877).
Н. Б — в.