Позже, когда Сигизмунд III прислал к царю Борису Годунову (1552–1605, царь с 1598) своего посла Льва Сапегу с предложением вечного мира между Россией и Польшей при выпонении ряда важных условий, в том числе и при условии постройки костелов в Москве для поляков, которые будут состоять на царской службе, и торговцев – католиков разных национальностей, царь ответил отказом.
В отличие от Западной Беларуси костел в восточной части государства ориентирован скорее на распространение католичества на новые социальные слои и массы восточных белорусов, чем на удовлетворение потребностей уже сложившихся католических общин.
Пойти в костел – значит не только вознести молитву Господу, который для всех един, но и вознестись самому над тупым русским быдлом, исповедующим византийское лукавое православие.
Выдающимися памятниками позднего барокко являются алтари францисканского костела Вознесения Девы Марии в Пинске и Успения Девы Марии в Будславе (Мядельский район), костела Иоанна Крестителя в Камаях Поставского района, иезуитского костела в Гродно и др.