10 мая 2024
450 тысяч слов
+3 за сегодня
Всё об этом слове:

Значения слова кощей

все
Словарь Ушакова
Тюркизмы в русском языке
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

кощей

кощей (или кащей), кощея, муж. (казак. - бедняк).

1. (К прописное). В народных русских сказках - мифическое существо: худой, костлявый старик, обладающий тайной долговечности, богатый и злой. Кощей бессмертный.

2. Исхудалый, тощий и высокий старик (разг.).

3. Скупец, скряга (разг.).

Тюркизмы в русском языке

кощей

(кащёй)

м 1. миф. костлявый и злой старик, обладатель сокровищ и тайны долговечности; царъ-кащёй; 2. перен. исхудалый, тощий человек || скупой, скряга. Др.-рус кощеи (с 1170 г.) отрок, мальчик, младший отрок княжеский; пленник, раб (Срезневский, 1, 1307), см. также кощенъ (сухъ телом и кощенъ) и кощъ (сухъ и кощь) (там же); Сл. Акад., 1792 кощей; Даль, 2, 101 и 183 кощей и кащёй || стар. смерд, подлый раб; Ушаков кощей от каз. qosci бедняк (1, 1494). Согласно Фасмеру, кощей в знач. худой, тощий человек и скряга могут быть образованы от слова кость (по Миклошичу), а др.-рус. кощей в знач. отрок, мальчик, пленник, раб - из тюрк. kosci невольник, от kos лагерь, стоянка (Фасмер, 2, 362). "В каз. кош-сы, в других тюрк. языках кош-чы || куш-чы означает 'ездовая прислуга', 'наездник' (Будагов). Одна из дворцовых должностей у золотоордыноких ханов. Так как слово происходит от корня кош 'запряженная пара', то позднее оно приобрело новый смысл в Средней Азии: кош-чы 'имеющий одну запряжку, середняк'" (Дмитриев, 1958, 42). "П. М. Мелиоранский правильно указал, что первоначальным значением слова кошчы на тюркской почве является "состоящий при кочевом поезде (кош), обозный". Он не отметил, однако, того обстоятельства, что и в русских дружинных условиях термин кощей имел тот же смысл... что и тюркское кошчи, т. е. конник с парой (или более) лошадей, служивший в войсках кочевников (а также, по этому образцу, и в русских) для транспортировки ценнейшей добычи и знатнейших пленников" (Попов, 1972, 47, 48). Огиенко (1915, 34) и Галкина-Федорук (1954, 100) отмечают тюркизм ощей (IB Сл. о п. Игор.) в знач. раб. Радлов косшы (каз.) прислуга во время путешествия (2, 627).

Словарь Ожегова

кощей

КОЩЕЙ, я, м.

1. В русских сказках: худой и злой старик, обладатель сокровищ и тайны долголетия. К. Бессмертный.

2. перен. О тощем и высоком человеке, чаще старике, а также о скряге (разг. неодобр.).

Словарь Ефремовой

кощей
  1. м. (а также устар. кащей)
    1. Наделенный бессмертием костлявый и злой старик, обладатель огромного богатства как мифический персонаж русских народных сказок.
    2. перен. разг. Очень худой, изможденный человек.
    3. перен. разг. Очень скупой человек; скряга.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

кощей

(или Кащей) с обычным эпитетом бессмертный — фантастическое лицо русских сказок и былин. К. играет ту же роль скупого хранителя разных сокровищ, что и змей; оба они враждебны сказочным героям и заменяют друг друга, так что в одной и той же сказке в одном варианте действующим лицом выводится змей, в другом — К. бессмертный. Чтобы убить К., нужны необыкновенные усилия, потому что его смерть сокрыта далеко: на море-окияне, на острове Буяне есть зеленый дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, а в утке яйцо; если добыть это яйцо и сжать в руке, К. начинает чувствовать страшную боль, если раздавить яйцо — К. немедленно умрет. То же самое рассказывается и про смерть змея, а в германских сказках — про смерть великана. Подобно змею, К. изображается в сказках людоедом ("Народные сказки" Эрленвейна, № IV) и похитителем девиц и молодых жен, которых он уносит в свое царство. Из сказок К. перешел в былины, где он смешивается с такими чудищами, каковы Идолище поганое и Тугарин Змеевич. В былине об Иване Годиновиче К. налетает на этого богатыря, чтоб отбить у него невесту, Настасью Дмитриевну; в былине о Михаиле Потоке, в списке XVII в., выводится К., царь Золотой Орды; узнав о красоте жены Михаила, он собирает огромное войско и обступает Киев, но богатырь избивает его силу (см. Тихонравов и Миллер, "Былины старой и новой записи", отд. I, стр. 27 и сл.). Имя К., по-видимому, стало собственным из нарицательного, известного в древнерусском языке. Слово К. (тюркского происхождения) встречается в летописях в значении раба, пленника, младшего отрока княжеского. В "Слове о Полку Игореве" К. употребляется и в значении раба, и в смысле человека низкого, коварного, презренного; так, половецкий хан Кончак называется поганым кощеем. В современном языке слово К. не сохранило своего старинного значения (раба), но как презрительный эпитет закрепилось за сказочным злым существом, причем народная этимология привела имя К. в связь со словом кость (ср. старинное кощь — тощий) и видит в К. образ человека костлявого, худого. Из сказок слово вошло в оборот как прозвище скряги, дрожащего над своей казной; ср. производные кощейка — скупая старуха, кощеить и кащеить — скряжничать и др.

Вс. Миллер.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом кощей

  • – Мне ваше кощейство, карты ведают, что ждет вас приключение чудное через светлого короля и его даму.
  • В наших кощейских традициях воспитаем, а потом – потом, как вырастет, папаньке её и предъявим.