краеведение, краеведения, мн. нет, ср. изучение какого-нибудь края, изучение отдельных местностей, районов со стороны их природы, истории, экономики, быта и т.п., производимое преимущественно местными силами.
КРАЕВЕДЕНИЕ, я, ср. Изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических, этнографических особенностей.
| прил. краеведческий, ая, ое. К. музей. К. кружок.
изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения. Функции научно-методических центров по краеведению выполняют краеведческие музеи.
всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, др. поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. К. ≈ комплекс естественных и общественных исследований. К. изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края. Комплексное К. изучает все эти вопросы во взаимосвязи, отраслевое К. ≈ отдельные разделы: географическое К., историческое К., этнографическое К., топонимическое К. Развивается К., связанное с задачами охраны природы, памятников культуры и др. Основной метод К. ≈ сбор информации, предметов материальной культуры, образцов полезных ископаемых и др. данных, способствующих расширению знаний о крае, его хозяйственном и культурном развитии. К. имеет огромное общественно-политическое и культурно-просветельное значение; велика его роль в учебно-воспитательном процессе.
Самодеятельное общественное движение краеведов зародилось ещё в дореволюционной России. Большую роль в развитии добровольного общественного К. сыграли Вольное экономическое общество (с 1765) и особенно Русское географическое общество (с 1845). Известны крупные краеведческие исследования, например Крайнего Севера, Сибири, Кавказа, связанные с деятельностью этих и др. научных обществ.
После Великой Октябрьской социалистической революции К. стало массовым, объединив большие научные и культурные силы. Советское К. получило целенаправленный характер, обусловленный едиными задачами общества в коммунистическом строительстве. В период своего становления советское К., например, проявило себя в организации массовых походов по изучению природных богатств для использования их в хозяйстве края; в период Великой Отечественной войны 1941≈45 краеведы выявляли местные ресурсы для нужд обороны. В послевоенный период массовым стало школьное К. (музеи, комнаты боевой и трудовой славы, кружки и отряды «Красных следопытов»). Определённым вкладом в К. являются походы молодёжи по местам боевой и трудовой славы советского народа. Школьное К. ≈ наиболее массовая форма краеведческой работы, преследующая, помимо общекраеведческих задач, цели учебно-воспитательного характера.
В современных краеведческих исследованиях в СССР наибольшее место занимают: изучение и охрана природы края, выявление его природных ресурсов; изучение истории (в т. ч. революционного движения, Гражданской и Великой Отечественной войн), культуры края, изучение и охрана местных памятников культуры и старины, изучение народного творчества, хозяйственных достижений, опыта передовиков производства, пропаганда знаний о своём крае, обобщение научной информации, сосредоточение библиографических данных, фототек, организация выставок, краеведческих кабинетов, лекториев, экскурсий, небольших исследовательских экспедиций, музеев.
Значительную роль в развитии К. принадлежит краеведческим музеям . Они сосредоточивают, обрабатывают, хранят и пропагандируют материал, собранный краеведами, и выполняют функции научно-методических центров.
Общественное К. в первые годы Советской власти возглавлялось Центральным бюро К. Ныне коллективы краеведов объединяются, например, в краеведческие комиссии при филиалах и отделах Географического общества СССР и обществ союзных республик. Имеется секция краеведения в Педагогическом обществе РСФСР. Часть краеведов объединена в различных кружках, секциях, обществах и комиссиях при некоторых культурно-просветельных учреждениях (краеведческих музеях, домах культуры, домах пионеров и т. п.).
Краеведческую работу проводят туристы, нередко выполняя задания хозяйственных и научных организаций. Краеведческой работе способствуют местные библиотеки и издательства, выпускающие краеведческую литературу и карты, а также методические и библиографические пособия по К. (см. Краеведческая библиография ).
Для обеспечения теоретическими и практическими знаниями кадров, деятельность которых связана с К., в учебные планы некоторых вузов (факультетов) введены специальные курсы: в институтах культуры ≈ курс краеведческой библиографии, в педагогических институтах ≈ практикум по К. В системе народных университетов созданы специальные университеты и факультеты К. На факультетах общественных профессий вузов имеется специальность К.
К. в социалистических странах Европы (krajoznawstwo в Польше, vlastiveda в Чехословакии, краезнание в Болгарии, Heimatkunde в ГДР) ≈ общественное движение, направленное на познание родного края и развивающееся в связи с требованиями школы. Например, в Чехословакии курс К. служит введением в изучение географии и истории; на основе непосредственных наблюдений местных объектов строится географическое образование в Болгарии и Польше.
В ряде капиталистических стран К. рассматривается как одно из условий обучения в школах. В Великобритании, например, изучение курса «местной географии» (Local Geography) в школе проводится на протяжении всего курса географии.
Лит.: Лярский П. А., Пособие по краеведению, Минск, 1966; Строев К. Ф., Краеведение, М., 1967.
К. Ф. Строев, Ю. К. Ефремов.
наука, науч.-популяризаторская деятельность, а также форма обществ. движения, направленная на комплексное изучение своего края и распространение знаний о нем, осуществляемая преим. местными силами. Краеведческое движение является важной ч. обществ. жизни и культуры. На У. К. зародилось в сер. XVIII в. Основы К. заложили своими трудами П.И.Рычков, И.И.Лепехин, П.С.Паллас. Во второй пол. XIX в. на У. зарождаются краеведческие об-ва разного типа: Оренб. отдел РГО (1867), УОЛЕ (1870), предшественники совр. краеведческих муз. - Уфимский (1864), Тобольский (1870). Особую роль в К. движении на У. сыграло УОЛЕ, к-рое в течение длительного времени представляло собой единственный науч. ц. У. Одно из крупнейших в России, об-во было широко изв. за ее пределами. Оно внесло весомый вклад в изучение природы, экономики, истории и распространение естественнонауч. знаний об У. Большой заслугой УОЛЕ является основание муз. (1870) (Свердл. объединеный ист.-краеведческий муз.) и открытие Сибирско-Ур. науч.-пром. выставки (1887). В 1890 по инициативе Н.Н. Новокрещенных, П.Н.Серебренникова и др. была основана Перм. комиссия УОЛЕ, на базе к-рой образовался Перм. науч.-пром.муз., после принятия устава в 1901 ставший самостоятельным краеведческим учреждением. До открытия ун-та в Перми (1916) Науч.-пром. муз. являлся ц. науч. и краеведческой мысли и культ.-просветительской деят.
Большую краеведческую работу вели созданные в 80-е XIX в. ученые архивные комиссии: Оренб., Перм., Уфимская. В конце XIX - нач. XX в. на У. зародились новые краеведческие муз. и об-ва: Обдорский муз. Тобольского окр. (1895), Общество любителей истории, археологии, этнографии Чердынского края (1899), Осинский муз. (1911), Красноуфимский муз. (1912), Перм. церковно-археол. об-во (1915), Кружок по изучению Сев. края при Перм. ун-те (КИСК) (1916).
В первые гг. сов. власти активизировалось возникновение новых краеведческих муз. и об-в. Причиной роста краеведческих учреждений явилось закономерное слияние двух тенденций: деятельности общественности в дорев. период и назревшая необходимость спасти и сохранить достояние нац. культуры, оказавшееся бесхозным в результате рев. и гражд. войны.
Большое значение для К. и муз. дела региона имел 1 съезд муз. деятелей У. и Приуралья, состоявшийся в апр. 1921 в Екат. по инициативе УОЛЕ. Делегаты обсудили вопросы, связанные с восстановлением муз. после гражд. войны. На II У. обл. краеведческом съезде в окт. 1924 было образовано Ур. обл. бюро К. (УОБК), чем положено нач. объединения краеведческих орг-ций региона. До 1930 УОБК находилось в подчинении Главнауки Наркомпроса РСФСР, а затем сектора науки этого наркомата. Пред. УОБК избран Я.А.Истомин, уч. секр. - Л.М.Хандросс. В Башк. было создано обл. бюро К. при Акад. ц. Башнаркомпроса.
В 1928 на У. действовало 115 краеведческих орг-ций. Сильные краеведческие об-ва были созданы в Нижнем Тагиле, Перми, Чердыни, Шадринске, Челяб. Активное участие в краеведческом движении принимали свердловчане А.А.Анфиногенов, В.Л.Батманов, Б.В.Дидковский, А.А. Берс, пермяки Д.М.Бобылев, В.А.Кондаков, А.С.Лебедев, И.Г.Остроумов, В.Н.Серебренников, шадринец В.П.Бирюков, челябинец И.Г.Горохов, тагильчанин А.П.Словцов, чердынец И.А.Лунегов, березниковец И.Ф.Коновалов. Бирюков, Горохов и Лунегов являлись чл. Ц. бюро К.
Краеведческие об-ва вели изд. деятельность. 17 краеведческих орг-ций издавали сб. ст., в к-рых публ. результаты своих науч. иссл. по геологии, ботанике, экономике, истории, археологии, этнографии, фольклору. Большую роль в гуманитарных иссл. сыграл КИСК под рук. проф. П.С.Богословского. Краеведческие об-ва вели шир. культ.-просветительскую работу: организовывали лекции, экскурсии, при УОБК действовали краеведческий кабинет и краеведческий киоск. Краеведческие орг-ции поддерживали тесную связь с краеведческими муз. Бирюков основал Шадринское науч. хранилище, первый комплексный муз. У.
С конца 1920-х краеведческая деятельность по всей стране, в т. ч. и на У., искусственно направлялась лишь на помощь соц. стр., приверженцы ист. К. подвергались репрессиям. Деятельность краеведческих об-в также ослабила их реорг-ция: вместо обществ. орг-ций на местах стали создаваться бюро К. с адм. методами рук-ва. Несмотря на это краеведческая работа на У. продолжалась: с 1931 по 1934 проводились геол. походы, организовывались фенологические наблюдения.
В 1935 УОБК было преобразовано в Об-во изучения Свердл. обл. (ОИСО). Кружок мичуринцев при ОИСО был инициатором осн. ботанического сада, лесохимическая секция положила нач. подсобному х-ву У., в лаб. лесохимической секции получен терпингидрат для мед. целей. В 1937 указом СНК краеведческие орг-ции были ликвидированы по всей стране. Мн. краеведы подвергались репрессиям.
С 1939 по 1946 на У. действовали обл. советы К. при краеведческих муз. В период ВОВ в работе советов К. участвовали нек-рые видные ученые, эвакуированные на У. Их влияние сказалось на укрупнении тем - они приняли преим. ураловедческий характер, получили теоретическое направление. В 1960 при исполкомах Советов созданы советы К. С конца 1960-х краеведческая деятельность сосредоточилась в осн. в краеведческих муз. и краеведческих отделах публичных библ. С 1973 большую роль в объединении К. У. играют Бирюковские чтения, орг. в Челяб. С 1990 в Перми проводятся Смышляевские чтения. В 1980-е во мн. гг. У. созданы краеведческие объединения: клуб знатоков г., об-во ур. К. в Свердл., "Перм. К", "К. Прикамья", краеведческие об-ва в Челяб., Кургане и др. В 1989 в Свердл. организована ассоциация краеведов У.
Лит.: Куренков Н.А. Основные этапы развития советских обществ краеведов на территории Свердловской области за 50 лет (1917-1967) // Наш край. Свердловск, 1971; Каримов К.К. Наука Башкирии в строительстве социализма. Уфа, 1986; Тагильцева Н.Н. Краеведческое движение и становление музейного дела на Урале (1924-1936) // Из истории охраны и использования культурного наследия в РСФСР. М., 1987; Зорина Л.И. Онисим Егорович Клер. М., 1989.
Тагильцева Н.Н.