крейсерство, крейсерства, мн. нет, ср. (мор.). Действие по гл. крейсировать. Суда ушли в крейсерство к берегам Камчатки.
ср.
То же, что: крейсирование.
— разъезды военных кораблей по морю с целью захвата неприятельских торговых судов. К. получило развитие со времени парижской морской декларации 1856 г., которая, уничтожив каперство, т. е. захват неприятельских торговых судов частными же судами, сохранило право захвата за военными кораблями. По мнению некоторых писателей, крейсерство предоставляет государствам с малым военным флотом возможность нападать на торговлю противника и наносить ей громадные убытки, отчасти, таким образом, восстановляя равновесие между морскими державами сильными и слабыми, уничтоженное отменой каперства. Для К. предназначаются специально приспособленные суда (см. Корабль). Крейсеры содержатся государством в мирное время, входя в состав его военного флота, а также образуются при мобилизации из частных судов (у нас, напр. — добровольного флота). Существенное отличие крейсера от капера (см.) заключается в том, что первый имеет военную организацию, т. е. зачислен в военный флот и снабжен экипажем, состоящим (всецело или частью) из офицеров и матросов военного флота. Захваченные крейсером суда признаются его добычей (см. Призовое судопроизводство). Крейсерам выдаются призовые деньги даже за истребленные, потопленные и сожженные суда, тогда как каперу истребление судов прямо запрещалось. Во всяком случае крейсеры, чтобы избегнуть обвинения в скрытом каперстве, должны преследовать военные цели, т. е. участвовать в военных операциях, а не только гоняться за торговыми судами. О так называемой крейсерской войне ср. Р. H. Colomb, "Naval warfare" (Л., 1891); H. Mont é chant, "Les guerres navales de demain" (П., 1892); Batsch, "Nautische R ü ckblicke" (Б., 1892); H. Mont échant, "Essai de straté gie navale" (П., 1893); Salv. Raineri, "Gli incrociatori mercantili" (Typ., 1893). В мирное время крейсеры военного флота отряжаются в отдаленные моря для охранения государственных интересов (у нас, напр., котикового промысла). Для надзора за неводворением судами контрабанды в Балтийском море и его заливах существует у нас особая балтийская таможенная крейсерская флотилия; суда ее составляют часть военного флота, но в мирное время состоят в исключительном распоряжении деп-та таможенных сборов.