02 июня 2024
450 тысяч слов
+46 за сегодня

Значения слова кровосмешение

все
Словарь Ушакова
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

кровосмешение

кровосмешение, кровосмешения, ср. (книж.). Половая связь между близкими родственниками.

Энциклопедический словарь

кровосмешение

(инцест), половая связь между ближайшими родственниками.

Словарь Ожегова

кровосмешение

КРОВОСМЕШЕНИЕ, я, ср. Половая связь между ближайшими родственниками.

| прил. кровосмесительный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

кровосмешение

ср.
Половая связь между близкими родственниками.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

кровосмешение

(incestus, inceste, Blutschande) — плотская связь между ближайшими родственниками и свойственниками, с глубокой древности (законы Ману и Моисея, также у германцев, еще до принятия христианства) считающаяся преступной, частью по соображениям религиозного и социально-этического свойства (в видах охранения нравственной чистоты семьи и родственного союза), частью вследствие убеждения, что кровосмесительные браки ведут к вырождению потомства. Стремлением предупредить К. некоторые этнографы (Альберти, Фритч) объясняют обычай избегания восходящих родственников мужа — со стороны невестки, восход. родственников жены — со стороны зятя. Этот обычай, доходящий иногда до совершенного запрещения видеть друг друга или обмениваться словами, встречается у якутов, остяков, монголов, бурят, калмыков, индусов, китайцев, у многих индейцев Северной и Южной Америки, фиджийцев, австралийцев, негров и др. Взгляд древних греков на К. между восходящими и нисходящими родственниками, как на тягчайшее преступление, отразился в мифе об Эдипе. Христианская мысль присоединила к этому другой мотив — безграничную силу покаяния. Апокрифическое житие Иуды Искариота воспроизводит основные черты мифа об Эдипе: воспитанный вдали от отца и матери, Иуда нанимается в слуги к Пилату и, исполняя приказание его, убивает своего отца, а затем становится мужем своей матери. Когда открылось это двойное, хотя и невольное преступление, Иуда в ужасе бежит к Христу, который, ввиду раскаяния его, дарует ему прощение и даже делает его своим апостолом. В конце XIII в. рассказ этот вошел в сборник Иакова из Ворагина, получил большое распространение в народных литературах и был известен и в древнерусской письменности. Под несомненным влиянием мифа об Эдипе сложился и рассказ о папе Григории (не имеющий ничего общего с фактическими обстоятельствами жизни пап этого имени), также невольном кровосмесителе (но не отцеубийце), достигшем спасения силой покаяния; рассказ этот, через Римские деяния, проник в Россию в конце XVII в. В третьем рассказе, известном по русской рукописи XVII в. (и по народным вариантам), невольный отцеубийца и кровосмеситель, ища покаяния, последовательно убивает трех священников, которые не решаются отпустить ему столь тяжкий грех и, наконец, приходит к мудрому епископу, который налагает на него 30-летнюю эпитимию; по истечении этих 30 лет, проведенных в запертом погребе, он достигает епископского сана и выступает под именем Андрея Критского, автора покаянного канона. Сколком с этих легенд являются малороссийские Песни о кровосмесителе, весьма распространенные в разных вариантах (ср. Костомаров, "Легенда о кровосмесителе" в его "Исторических монографиях и исследованиях", т. I; Diderichs, "Russ. Verwandte der Legende vom Gregor auf dem Stein und von Judas Ischariot" в "Russische Revue", т. XVII, СПб. 1880; А. Веселовский, "Андрей Критский в легенде о кровосмесителе", в "Ж. М. Н. Пр.", 1885 г. № 6). При таком взгляде на невольное К., как на величайшее несчастье или тягчайший грех, уголовные законы не могли не карать умышленного К. Римское право различало incestus juris gentium (связь между восходящими и нисходящими, а также между братьями и сестрами) и incestus juris civilis (связь между лицами, которым римские законы запрещали вступать между собою в брак). Каноническое право первоначально считало К. плотскую связь при всех степенях родства и свойства, "пока их проследить можно", но при Иннокентии III (1216 г.) установлены пределы кровосмесительного родства и свойства, именно 4-я степень по каноническому счету (т. е. восьмая по гражданскому). С родством сравнено усыновление и восприятие от купели — родство духовное. Многие светские законодательства также рассматривают К. как самостоятельное преступление, но суживают степени родства и свойства, при которых оно наказуемо. Так, герм. уголовное уложение различает тяжкое К. — между восходящими и нисходящими родственниками, значительно смягчая наказание для последних, и простое К. — между восходящими и нисходящими свойственниками (напр. между свекром и снохой) и между братьями и сестрами. Во Франции во время революции К. было исключено из числа наказуемых деяний; Code p é nal 1810 г. о нем не упоминает; только закон 1863 г. предусмотрел некоторые случаи К., но лишь как обстоятельство, увеличивающее наказуемость ненасильственного любострастия по отношению к нисходящим несовершеннолетним. Уголовные кодексы Бельгии и Голландии также не знают К., как самостоятельного преступления, придавая ему лишь значение увеличивающего вину обстоятельства при любодеянии и изнасиловании. По русскому законодательству (Улож. о наказ, изд. 1885 г., ст. 1593-1596) К. есть добровольная плотская связь между лицами, состоящими в указанных законом степенях родства или свойства и знающими об этом своем родстве или свойстве. При внебрачной форме сожития закон различает: 1) К. между родственниками в прямой восходящей и нисходящей линии, без ограничения степеней; наказуемо для лиц всех вероисповеданий. Виновные подвергаются ссылке в отдаленнейшие места Сибири и одиночному заключению там в тюрьме на 6 лет и 8 месяцев; по истечении этого срока мужчины подлежат отдаче в монастырь на всю жизнь, для употребления на тяжкие работы, а женщины (также и мужчины, если их нельзя поместить в один из сибирских монастырей) — ссылке в один из малолюдных и отдаленных округов восточной Сибири, без права перечисления в крестьянское сословие. 2) К. в боковых линиях во второй степени родства; наказуемо для всех христиан. Наказание то же, но с уменьшением на половину срока тюремного заключения, притом не одиночного. 3) К. в. первой степени свойства, наказуемое для всех христиан, и К. в третьей степени родства, наказуемое только для православных; влечет за собой ссылку на житье в Томскую или Тобольскую губ., или отдачу в исправительные арестантские отделения [Снохачество, т. е. сожитие свекра с снохой, встречалось и встречается среди крестьян, хотя церковь, еще со времен Ярослава, постоянно боролась с этим явлением. Еще в XVIII в. в Сибири распространен был обычай женить малолетних сыновей и жить с их женами. Вообще народ видит теперь в снохачестве преступление, хотя и не особенно важное, как об этом свидетельствуют приговоры (дореформенных) волостных судов. Суды эти, между прочим, признавали, что доказанная связь отца с женой сына дает последнему право требовать отдела от отца. Снохачество нередко приводило к отцеубийству. Ср. А. Смирнов, "Очерки семейных отношений по обычному праву русского народа" (М. 1878).]. 4) К. в четвертой степени родства или во второй степени свойства; наказуемо только для православных и влечет за собой заключение в монастырь на время от четырех до восьми месяцев. При брачной форме сожития К. наказывается, как таковое, если супруги заведомо вступили в брак в первой или второй степени родства, брак же между свойственниками и всеми остальными родственниками рассматривается не как К., а как самостоятельное преступление, за которое закон грозит тюремным заключением (для православных — более продолжительным). К наказаниям за К. или за вступление в брак в недозволенных степенях родства или свойства всегда присоединяется церковное покаяние. К. преследуется и помимо частной жалобы, хотя бы оно было соединено с изнасилованием. Проект нового уголовного уложения принимает начала герм. уложения и, подобно ему, совершенно освобождает от ответственности за К. нисходящих, не достигших 17 лет (в Германии-18 лет). Ограничивая, таким образом, объем К., но распространяя его на лиц всех исповеданий, проект оговаривает, что кровосмешение браком ни в каком случае не покрывается.

А. Я.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом кровосмешение

  • То есть, если у отца есть дочь (одно поколение), а у брата его сын (это второе поколение), то дочь обязана выйти замуж за сына дяди (кровосмешение во втором поколении).
  • Всем нам известно, что в нашей культуре факт кровного родства делает половую любовь кровосмешением.
  • Вскоре после этого Дьявол сказал из глубины этого огня, что никакой муж не может служить Огню или научиться Истине в моей религии, пока он не совершит кровосмешение со своей матерью, сестрой и дочерью, как ему было велено, и с этого времени жрецы магов практиковали кровосмешение, но Ардешан был первым открывателем этого учения».
  • Во всяком случае, в интересах государства нельзя допускать, чтобы кровосмешение принимало трагический оборот.