Для слова «кружево» в нашей базе есть: значения, синонимы, однокоренные, рифмы, разборы, ударение, предложения.
1. Текстильное ажурное изделие, изготовленное приемами плетения, вязания или вышивания с использованием различных ниток (шелковых, хлопчатобумажных, шерстяных, льняных, металлических и др.). Главная особенность кружева - воздушность, прозрачность, декоративная узорность. Применяются кружева для украшения одежды, отделки белья в виде каймы (мерные кружева: полосы-прошивки (прошвы), зубчатые бордюры) или вставки (штучные кружева: треугольники, квадраты, овалы), как готовые штучные изделия (косынки, перчатки, платки, шали, декоративные салфетки, покрывала и пр.), а также предметы одежды (женские платья, блузки, туники, пелерины, тальмы и пр.)
Кружева появились на рубеже XV-XVI вв. в Италии. Они представляли собой полоску с зубцами, заполненную геометрическим или растительным орнаментом, а также изображениями людей и животных. В конце XVI в. в Венеции и Милане получил распространение гипюр, в котором элементы шитого или плетеного узора имели характерные для барокко завитки и крупные цветы. В XVIII в. ведущими странами по изготовлению кружев становятся Фландрия и Франция. Во Фландрии сначала делали шитые кружева с геометрическими узорами, затем плетеные. Среди последних особенно славились тонкие К. типа "бенш", "валансьенн", "малин" (названия по городам, в которых делали данное кружево), для которых были характерны орнаменты, образованные плотным переплетением нитей на фоне сеток. Известен был французский шитый гипюр с изящными узорами из мелких растительных побегов, с фигурками амуров и др. В начале XVIII в. появилось легкое воздушное тюлевое кружево, в орнаменте которого использовались мотивы рококо: завитки, гирлянды и т. д. С середины XVIII в. центром кружевоплетения стал Брюссель. Здесь делали аппликацию по тюлю. Такой способ изготовления ускорил, удешевил производство кружев. Стало возможным появление крупных изделий - шалей, пелерин и т. д.
Термин "кружево" встречается в русских летописях уже в XIII в. при описаниях богато украшенной одежды князей. Но в то время понятие К. было другим. Так называли различные декоративные элементы, окаймляющие ту или иную одежду. Существовали следующие виды К.: металлическое кованое (золотое, серебряное), волочёное, плетеное, пряденое, низаное и шитое жемчугом. Западно-европейское кружево стало проникать в Россию во второй половине XVII в. В начале XVIII в. кружево служило отделкой одежды особ дворянско-помещичьей верхушки в связи с европеизацией русского костюма и быта, предписанной Петром I. В крестьянском быту русского населения до XVII-XVIII вв. кружева для оформления костюма не применялись.
Введение в XVIII в. общеевропейского костюма способствовало дальнейшему распространению производства К. в женских монастырях и помещичьих усадьбах. Ранние русские кружева нередко выполнялись из золотых и серебряных нитей с добавлением жемчуга, а иногда и драгоценных камней; русские кружева XVIII в. с геометрическими и растительными узорами (иногда близкими к орнаменту крестьянской вышивки и тканья) были очень живописны благодаря применению различных материалов: белого льна, цветного шелка, золотой или серебряной нити. Однако, кроме общих черт, наблюдаются особенности русских кружев, характерные для отдельных художественных центров: Вологды, Ростова, Торжка, Рязани, Балахны, Калягина и др. В начале XIX в. производство К. в России приняло форму промыслов. В советское время, начиная с 20-х гг. была организована промысловая кооперация, объединяющая кружевниц в основных центрах кружевоплетения, в 60-е гг. появились объединения.
Различают следующие виды К.:
край - кружевная полоска, прямая со стороны, пришиваемой к изделию, и зубчатая с внешнего края;
прошва (прошивка) - кружевная полоска с ровными краями. Обычно вшивается между двумя частями или деталями изделия;
мотив - кружевная вставка в форме треугольника, квадрата, овала или круга, имеющая иногда сложный тематический орнамент. Предназначается для отделки женского белья, детских простынок и др. изделий;
штучные изделия - кружевные воротники, манжеты, жабо, пелерины, накидки, салфетки, скатерти и т. д. Мотивы также относятся к штучным изделиям.
По технике изготовления кружева делят на ручные и машинные.
К ручным кружевам относятся:
коклюшечные кружева - их выполняют при помощи коклюшек; наибольшее распространение получили кружева, плетеные на деревянных коклюшках. Коклюшечные кружева в свою очередь подразделяются на численные (подробнее см. Численные кружева) и сколочные (подробнее см. Сколочные кружева);
филейные кружева - их вышивают иглой по специально изготовленной нитяной сетке, которую навязывают или получают путем выдергивания из ткани в определенном порядке нитей основы и утка;
вязаные кружева вяжут из ниток или пряжи (чаще всего из ниток кроше) крючком или спицами.
Современные мастерицы развивают богатые художественные традиции отечественных кружевниц, используют русские типы узоров, придумывают новые орнаментальные мотивы. Ручные плетеные кружева широко известны не только в нашей стране, но и за рубежом (подробнее см. Вологодское кружево; Елецкое кружево; Киришское кружево; Михайловское кружево).
Машинные кружева подразделяют на басонные, вязаные и вышитые. Басонные, или плетеные кружева вырабатывают на многочелночных плетельных машинах с жаккардовым механизмом. Эти кружева делят на несколько типов (подробнее см. Басонное кружево).
Вязаные машинные кружева вырабатывают на основовязальных кружевных машинах. В отличие от плетеных, они более тонкие: по грунту из квадратных или шестигранных ячеек (тюлю) проходит неплотный узор. Рисунки имеют геометрический или растительный орнамент, иногда очень сложные. Ширина К. от 10 до 200 мм.
Вышитые кружева изготовляют на вышивальных автоматах. Тонкими искусственными или синтетическими нитями по тюлю, трикотажу или капроновой ткани вышивают широкое полотно, которое разрезают на полоски нужной ширины. Используют вышитые кружева для отделки трикотажного белья и блузок. Вышитые кружева имеют разновидности (подробнее см. Гипюр; Шитьё).
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
|
* * *
полоска или кусок текстиля, получаемого путем шитья вязания или плетения. Кружево появилось в Европе на рубеже 15-16 вв. Первое кружево шилось иглой, называлось оно «стежок в воздухе». Этим кружевом отделывались воротники фреза, на которые уходило 10-15 м. кружев. Знаменитые шитые кружева изготавливались в Венеции, в городе Алансоне, в Брюсселе.
Почти одновременно с шитым кружевом появилось кружево, плетенное на коклюшках. Чем сложнее узор, тоньше нитка и шире кружево, тем больше коклюшек требуется для плетения. Например, в Бельгии, случалось, кружевницы плели с помощью 600 коклюшек.
В 16 в. кружево было в большой моде и поэтому многие города Франции занимались этим трудным, но выгодным делом; изготавливали брабантское, «малин», шантильи, валансьен, блонду, фламандское и др. кружево. Плелось оно из разных ниток: льняных, шелковых, шерстяных. Было также серебряное и золотое кружево.
К концу 16 в. в моду вошел гипюр. Для того, чтобы кружево было тонким, как правило, использовали брабантскую нить. Плели ее маленькие девочки из влажной льняной кудели, так как только детские пальчики могли уловить тот момент, когда нитка становится нужной толщины. Эту нитку закупали в разных странах для изготовления кружев.
В России первые кружева были металлическими, из золотых и серебряных нитей; ими отделывали одежды знати. В 18 в. крепостные девушки занимались плетением. Кроме русского, они плели кружева, подобные венецианскому и французским, отличить которые от настоящих было практически невозможно; впоследствии их стали называть «русский валансьен». К началу 19 в. появились кружевные промыслы - в Вологде, Ельце, Рязани, Новгороде, Туле, Вятке и др. городах. В каждом кружеве были свои приемы, по которым можно было определить, где оно было сделано.
С отменой крепостного права изготовление кружев резко сократилось, со временем отличительные черты различных промыслов сгладились, стали трудноразличимы.
В 1837 г. была изобретена машина для изготовления кружев. Они стали дешевле и пошли на отделку женского белья. С этого времени кружева становятся обычным украшением белья и одежды, а не предметом роскоши, как раньше.
Кружевное полотно - прозрачная ажурная ткань с рисунками, образуемыми путем сочетания уплотненных и разряженных мест с отверстиями, получаемыми за счет плетения нитей. Идет на изготовление нарядных блузок, платьев, используется в качестве отделки.
Кружево алансон - шитое иглой кружево с правильным сетчатым фоном, чрезвычайно тонкое и дорогое.
Кружево блонда - шелковое плетеное кружево, исполнялось на испанский манер: по шелковой сетке большими матовыми цветами. Шло на мантильи, головные уборы испанок. Название дано ему по его суровому цвету.
Кружево брабант - ручное плетеное рельефное кружево, напоминающее гардинный тюль.
Кружево брюссельское - одно из самых знаменитых кружев, тонкое, чрезвычайно изящное, шитое иглой; составлялось из фрагментов, скрепленных тонкими связками. Под названием «англетер» контрабандно ввозилось в Англию.
Кружево валансьен - стало знаменитым только в 18 в. Прозрачная тонкая правильная ромбическая сетка-фон плелась одновременно с узором, так что рисунок не имел никакой рельефности. Кружево названо по французскому г. Валансьен.
Кружево венецианское - шитое иглой кружево, чрезвычайно тонкое и дорогое.
Кружево «малин» - тонкое ручное плетеное кружево с четким узором на сетке, напоминающей пчелиные соты.
Кружево торшон - машинное кружево - имитация ручных плетеных кружев.
Кружево фламандское - кружево, выполненное на тюле, отличалось необыкновенной тонкостью. В г. Бенш изготавливалось кружево на фоне сетки, напоминающей снежинки.
Кружево шантильи - черное шелковое плетеное кружево, производстве которого было основано в 18 в. Екатериной де Роган. Названо по французскому г. Шантильи.
(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)