(знамена), в музыке - знаки древнерусской безлинейной нотации, применявшиеся в церковном пении с кон. 11 в. для записи знаменного распева, демественного распева (см. Демественное пение) и др.; род невменной нотации (см. Невмы).
КРЮКИ: руки-крюки (разг. шутл.)нескладные, неумелые руки.
— безлинейные обозначения звуков различными знаками (знаменами) над текстом, употреблявшиеся в православной церкви и до сих пор применяемые греческой и армянской церквами и некоторыми христианскими общинами в России. К. имеют сходство с невмами, применявшимися в западной и восточной церквах. Главное отличие невм от крюковых знамен заключается в том, что в состав последних вошли еще славянские и греческие буквы. К концу VIII в. невмы вошли во всеобщее употребление на Востоке и Западе и вытеснили алфавитные, греческую и латинскую, системы нотописания. Первые записи крюковым знаменем относятся к XII в. В период нового истинноречия почерк безлинейных знамен значительно изменился. К середине XVII ст. относятся грамматика крюкового пения монаха Александра Мезенеца, а ко второй половине того же ст. — "Ключ" монаха Тихона Макарьевского, с объяснениями безлинейных крюковых нот знаменного роспева нотами линейными. В начале XVIII ст. ноты линейные получили преобладающее значение. См. Знаменный роспев.
Н. Соловьев.
Знамени
знаки древнерусского безлинейного нотного письма, размещавшиеся над текстом и использовавшиеся для записи церковной музыки, т. н. знаменного распева. Каждый из крюков (их было более 70) обозначал один или несколько звуков разной высоты, ритм и характер исполнения. Пение по крюкам называлось крюковым или знаменным пением. С конца XVII в. крюки вытеснялись пятилинейной нотацией.