культ, культа, муж. (лат. cultus) (книж.).
1. Религиозное служение божеству. Культ Диониса в древней Греции.
| Совокупность религиозных обрядностей. Православный культ.
2. Восхищенное поклонение, почитание. Культ Пушкина у русских поэтов.
• Служители культа (офиц. неол.) - духовенство.
(от лат. cultus почитание)
1) один из основных элементов религии; действия (телодвижения, чтение или пение определенных текстов и т. п.), имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь к их совершителям божественной «силы» (т. н. таинства);
2) чрезмерное возвеличение чего-либо или кого-либо (культ личности).
(от лат. cultus – уход, почитание)
1) один из обязательных элементов любой религии (телодвижения, чтение или пение и т.п.), выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы;
2) преклонение перед кем-либо, чем-либо, почитание кого-либо, чего-либо; чрезмерное возвеличивание кого-либо, чего-либо (культ личности, культ творчества, культ наживы, культ праздности и т. д.).
неуважение
поругание
презрение
Культ - преклонение перед кем-либо или чем-либо, чрезмерное возвеличивание, вызывающее безрассудное поклонение.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
1) Религиозное служение божеству и связанные с этим религиозные обряды;
2) преклонение перед кем-, чем-л., почитание кого-, чего-л.
► лат. cultus «почитание, поклонение, религ. культ». Заимств. из нем. Кult или фр. culte в тех же знач. в середине XIX в.
Впервые приводятся в «Объяснении 1000 иностранных слов» 1859 (Шан., VIII, 440).
║ Культовый. Образовано при помощи суф. -ов- (Сл. Ушак., I, 1545).
греческое и римское понятие, обозначающее совокупность обрядов почитания бога, человека с целью снискать его расположение и получить помощь, либо почтить его память (от лат. colĕre - возделывать, почитать). К их числу относятся жертвоприношения, обрядовые празднества и молитвы.
♦ (ENG cult (cultus)
(лат. cultus -преданность, поклонение)
форма и практика поклонения или религиозные обряды людей. Этим термином обозначается также понятие "секта". Кроме того, термин используется для выражения обожания или преданности.
Syn: поклонение, обожествление (усил.), почитание (ослаб.), фетишизация (кн.), преклонение, благоговение (усил.)
(от лат. cultus - почитание),
КУЛЬТ, а, м.
1. В религии: служение божеству и связанные с этим действия, обряды. Христианский к. Служители культа.
2. перен. Преклонение перед кем-чемн., почитание кого-чегон. (книжн.). К. личности.
| прил. культовый, ая, ое (к 1 знач.).
религиозный (лат. cultus ≈ почитание, поклонение, от colo ≈ возделываю, почитаю), религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами. В широком смысле ≈ исторически сложившийся тип религиозных отношений. Составными элементами К. являются религиозно-магические действия (обряды, молитвы) и относящиеся к ним предметы (священные изображения, храмы, святилища и пр.). С этими внешними действиями и материальными принадлежностями К. неразрывно связаны более или менее расчленённые системы религиозных верований, чувств, а также соответствующих социальных ролей и отношений (жречество, церковная организация). В более узком смысле под К. понимают только те религиозные отношения, которые связаны с верой в высшие, сверхъестественные существа и направлены на их умилостивление; в таком случае в понятие К. не включаются магические (колдование) обряды (см. Магия ) и обряды заклинания духов (экзоркизм).
Историческим формам религии соответствуют и характерные для них типы культовых комплексов: тотемический К., погребальный К., промысловый К., родовые и семейные К., шаманский К., культ племенного бога и др. Можно выделять виды К. по его объектам: К. солнца, К. неба, К. воды, К. животных (зоолатрия), К. растений, К. огня, К. предков, К. царя и т. д. Если для исторически ранних форм К. характерна непосредственная связь с определенными сферами общественной жизни (земледельческий К., культ царской власти), то более поздним религиям свойственно многообразие К., непосредственно ориентированных на мифологические объекты (К. богочеловека), жреческие функции (К. первосвященника) или ритуализированные ценности (К. страдания). Направленность, структура и значение К. существенно отличаются в различных исторических и региональных типах религий. Косвенно, символически с ними связаны такие характерные для ряда эстетических, этических и философских систем прошлого черты, как «К. силы», «К. успеха», «К. человека», «К. разума» и др.
Первоначальные формы К. несомненно представляли собой непосредственные магические действия; так, жесты адорации (воздевание рук, поднятие глаз к небу и пр.) образовались, видимо, из простейших магических телодвижений. Первобытные колдовские пляски (охотничьи, военные и др.) вошли впоследствии в состав К. многих религий; и в современной Индии религиозные пляски в храмах служат обычной формой К. Молитвы ≈ одно из важных проявлений К. ≈ развились из колдовских заклинаний ≈ заговоров. Жертвоприношения, как один из существенных элементов К., имеют более сложное происхождение. Они возникли частью из первобытных охотничьих трапез, частью из общественного запрета пользоваться плодами до определенного момента, когда этот запрет в торжественной форме снимался, частью из суеверного обычая кормить покойников.
Употребление различных священных предметов и изображений в К. ≈ икон, церковных сосудов и др. утвари ≈ восходит своими истоками к фетишизму , когда люди приписывали неодушевлённым предметам и изображениям сверхъестественную силу. Например, в христианском или буддистском К. разным материальным предметам приписывается таинственная сила (чудотворные иконы, святые мощи, святая вода, нательный крест, реликвии и пр.).
Лит. см. при ст. Религия .
С. А. Токарев.