культура, культуры, жен. (лат. cultura) (книж.).
1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками.
2. То или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-нибудь эпоху, у какого-нибудь народа, класса. Неолитическая культура. Культура древнего Египта. Пролетарская культура.
3. только ед. То же, что культурность. Высокая культура. Насаждать культуру.
4. только ед. Разведение, возделывание, обработка (с.-х.). Культура льна, свекловицы.
5. Разводимое, культивируемое растение (с.-х.). Сельскохозяйственные культуры. Масличные культуры (соя, кунжут, клещевина и др.).
6. Лабораторное выращивание бактерий; полученная таким путем колония бактерий (бактер.). Культура холеры.
7. перен., только ед. Усовершенствование, высокое развитие. Актеру требуется культура голоса, движений. Физическая культура (спорт и гимнастика).
(лат. cultura возделывание, воспитание, почитание)
универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными). Понятие культура употребляется также для обозначения уровня совершенства того или иного умения, и его внепрагматической ценности. Культура изучается комплексом гуманитарных наук; в первую очередь культурологией, философией культуры, этнографией, культурной антропологией, социологией, психологией, историей.
Латинское – cultura (возделываю, обрабатываю землю).
В середине XVIII в. слово распространилось в русском языке в значении «разведение растений». Современное значение – «совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей» – существительное приобрело позднее – в XIX в.
Исследователи не могут точно сказать, из какого именно языка слово проникло в русский. В качестве наиболее вероятных называют французский (culture), немецкий (Kultur) и английский (culture).
Производные: культурный, культурность, бескультурье.
(от лат. cultura)
1) в первом значении этого латинского слова — обработка и уход за землей, с тем чтобы сделать ее пригодной для человеческих потребностей (отсюда — «культура техники земледелия»);
2) в переносном смысле культура — уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека;
3) в широком смысле культура — совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа, этноса, суперэтноса. Различие между культурой и цивилизацией состоит в том, что культура — это выражение и итог (результат) самоопределения воли народа или индивида («культурный человек»), в то время как цивилизация — совокупность достижений техники, технологий и связанного с ними комфорта.
(лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание)
многозначное понятие, употребляемое для обозначения исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и развития способностей человека, выраженного в типах, формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
1) основное понятие культурологии, обозначающее, во-первых, все то, что создано самим человеком в отличие от созданного природой. Этим определением фиксируются внешние границы культуры и ее источник – целесообразная деятельность. Поскольку в культуре субъектом, объектом и конечным продуктом выступает сам человек как ценность всех ценностей, постольку культуру можно назвать производством исторически определенного типа человека;
2) в социально-историческом смысле – господствующий способ накопления и передачи от поколения к поколению созидательного опыта (наследия) – первобытная культура, феодальная, буржуазная и др.;
............
3) конкретно-системный способ воспроизводства (культивирования) определенных человеческих качеств, свойств и их комплексов (профессиональная, эмоциональная, интеллектуальная, физическая, экологическая и т. д.); 4) мера усвоения личностных достижений человечества и способ их применения в творчестве и общении. 5) результат всей и всякой деятельности людей за время их существования.
☼ совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеч. поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символич. обозначений окружающего мира. К. есть "возделанная" среда обитания людей, организованная посредством специфич. человеч. способов (технологий) деятельности и насыщенная продуктами (результатами) этой деятельности; мир "возделанных" личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется уже не столько биол., сколько социальными интересами и потребностями, общепринятыми нормами и правилами их удовлетворения; мир "упорядоченных" коллективов людей, объединенных общими экзистенциальными ориентациями, социальными проблемами и опытом совместной жизнедеятельности; мир особых нормативных порядков и форм осуществления деятельности и образов сознания, аккумулированных и селектированных социальным опытом на основании критериев их приемлемости по социальной цене и последствиям, их допустимости с т.зр. поддержания уровня социальной консолидированности сооб-в и воплощенных в системах социальных целей, ценностей, правил, обычаев, социальных стандартов, технологий социализации личности и воспроизводства сооб-в как устойчивых функциональных целостностей, опредмеченных в специфич. чертах технологий и продуктов любой социально значимой и целенаправленной активности людей; мир символич. обозначений явлений и понятий, сконструированный людьми с целью фиксации и трансляции социально значимой информации, знаний, представлений, опыта, идей и т.п.; мир творч. новаций — способов и рез-тов познания, интеллектуальных и образных рефлексий бытия и его практич. преобразования с целью расширения объемов производства, распределения и потребления социальных благ. К. является продуктом совместной жизнедеятельности людей, системой согласованных процедур и способов их коллективного существования, деятельности и взаимодействия, обозначений и оценок, консолидации во имя достижения общих целей, упорядоченных правил и социально приемлемых технологий удовлетворения групповых и индивидуальных интересов и потребностей (как материальных, так и познават., символич., оценочных), реализуемых в формах человеч. деятельности.
Вместе с тем К. не является механич. суммой всех актов жизнедеятельности людей. К. — прежде всего свод "правил игры" коллективного существования, выработанная людьми система нормативных технологий и оценочных критериев по осуществлению тех или других социально значимых практич. и интеллектуальных действий (при разл. степени жесткости их нормативной регуляции). В отличие от биол. свойств и потребностей человека нормы К. не наследуются генетически, а усваиваются только методом научения, и потому вопрос об уровне К. в об-ве сводится к проблеме эффективности такого рода "научения" (т.е. механизмов социализации и инкультурации личности).
Характеризуя осн. параметры К., следует учитывать и то, что человечество, будучи единым биол. видом, никогда не являлось единым социальным коллективом. Разные популяции людей обитают на Земле как автономные сооб-ва в заметно различающихся природных и истор. условиях. Необходимость в адаптации к этим условиям привела к сложению столь же разнообр. специфич. способов и форм осуществления коллективной жизнедеятельности людей, постепенному формированию целостных системных комплексов подобных форм, своеобразие к-рых отличает одно сооб-во от другого. Такие комплексы специфич. способов и форм жизнедеятельности получили название К. соответствующих сооб-в (народов).
Т.о., обобщающее понятие К. есть не более чем умозрит. категория, отмечающая опр. класс явлений в социальной жизни людей, опр. аспект их совместного существования. Реально на Земле существовало в истории и существует поныне множество локальных К. отд. человеч. сооб-в как системных комплексов исторически сложившихся форм их социального бытия. Нек-рые из этих К. похожи друг на друга в силу их генетич. родства или сходства условий возникновения и истории, другие различаются настолько, насколько разнятся условия жизни породивших эти К. народов. Но "ничейной" К. или "К. вообще" в принципе быть не может. Каждая К. воплощает специфич. набор способов социальной практики к.-л. конкретно-истор. сооб-ва. Со временем к такого рода популяционной (этнич.) дифференциации форм жизнедеятельности добавилось их размежевание по социальным, полит., конфессиональным и иным параметрам; локальные системы превратились в чрезвычайно сложные и полифункциональные системы по обеспечению коллективного существования и деятельности людей. Осн. социальные функции подобных культурных систем связаны с решением задач интеграции и консолидации людей в целях совместного удовлетворения их индивидуальных и групповых потребностей и интересов (или обеспечения условий для такого рода действий); организации людей (структурирования и разделения социальных функций по направлениям деятельности, группам исполнителей и пр.), нормирования и регуляции практики их совместной жизнедеятельности, технологий и рез-тов их труда, межличностных и групповых взаимодействий и пр.; обеспечения процессов познания окружающего мира, формирования представлений, верований, идей и т.п.; накопления и обобщения социального опыта коллективной жизни, выработки критериев оценки полезности и значимости тех или иных явлений для человека и об-ва, построения иерархии экзистенциальных ценностных ориентаций; формирования стандартов социальной адекватности членов сооб-ва, образов социальной идентичности и престижности, средств социального вознаграждения или наказания; осуществления социальной коммуникации между людьми, символич. обозначения предметов, явлений и процессов окружающего мира, выработки языков и способов обмена информацией, техн. средств ее фиксации, хранения, тиражирования, трансляции и пр.; разработки механизмов воспроизводства сооб-ва как социальной целостности посредством межпоколенной трансляции социального опыта, воплощенного в формах и традициях (вербальных и невербальных текстах) данной К., и т.п.
К числу важнейших функциональных особенностей К. как системы следует отнести и такие ее свойства, как способность к самообновлению, постоянному порождению новых форм и способов удовлетворения интересов и потребностей людей, адаптирующих К. к меняющимся условиям бытия (прежде всего историческим), порожденным творч. инициативой отд. личностей или логикой развития технологий в той или иной специализир. сфере деятельности: постоянную селекцию и отбор форм К., оказавшихся наиболее эффективными как с т.зр. утилитарных функций, так и наиболее приемлемыми по своей социальной цене и последствиям, способствующим повышению уровня взаимопонимания и консолидированности членов сооб-ва и потому обретающим статус общепринятых норм по осуществлению соответствующих функций, включаемых в систему ценностных установок и социального опыта данного сооб-ва и транслируемых следующим поколениям в качестве традиций К.: способности к саморазвитию, т.е. усложнению структурно-функциональных и организационных параметров всей системы К., углублению специализированности ее отд. элементов и уровня их взаимосвязи и взаимодействия, повышению универсальности и интенсивности функционирования как системы в целом, так и ее отд. наиболее важных подсистем, что в конечном счете ведет к общему повышению сложности социальной организации и форм жизнедеятельности данного сооб-ва и называется истор. прогрессом. Разумеется, перечисленные свойства систем К. заложены в них потенциально и реализуются далеко не всегда, а лишь при благоприятном сочетании опр. условий. Поэтому прогресс (эволюция, развитие) в истор. динамике К. возможен, но отнюдь не обязателен. История свидетельствует, что большинство существовавших на Земле народов, достигнув опр. уровня развития К., вступают в состояние гомеостаза со своим природным и социальным окружением, при к-ром процессы изменчивости К. продолжаются на микроуровне и не ведут к общему усложнению системы в целом. И лишь в сравнительно редких случаях нек-рые сооб-ва (напр., народы Зап. Европы и ряд других) совершают последоват. прогрессивную эволюцию в своих осн. социокультурных характеристиках от архаич. до постиндустриальной стадии развития.
К. по природе своей изменчива. В ее динамике можно выделить несколько осн. типов порождения и существования феноменов К. Во-первых, Культурогенез – процессы порождения новых форм К. и интеграции их в социальную практику, а также формирования новых систем и конфигураций К., протекающие постоянно на протяжении всей истории человечества и отражающие прежде всего адаптивную пластичность К. Во-вторых, наследование традиций – процессы межпоколенной трансляции и воспроизводства, а также отмирания (утраты социальной актуальности) уже существующих и интегрированных в социальную практику явлений, что определяет преемственность истор. социального опыта людей и позволяет осуществлять воспроизводство их сооб-в как устойчивых социальных целостностей. В-третьих, диффузия К. – процессы пространственно-временного распространения образцов К., их заимствования и внедрения в новые, еще не практиковавшие эти формы системы К., ведущие к обмену элементами социального опыта, взаимодействию и взаимопониманию между разными сооб-вами. В-четвертых, трансформация форм К. – процессы их модернизации, прогрессивного развития или деградации, вплоть до исчезновения из практики. В-пятых, реинтерпретация форм К. – процессы изменчивости смысловых и символич. характеристик форм и связей между ними, происходящие в течение их существования. И наконец, в-шестых, системная трансформация К. – процессы истор. изменчивости (эволюции, деволюции, волновой изменчивости, распада, слияния и пр.) самих систем К. за время их существования, а также ряд иных видов динамики К.
Хотя К. и представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практич. творцами и исполнителями являются отд. личности. Всякий индивид выступает по отношению к К. одновременно в нескольких ипостасях: как "продукт" К., введенный в ее нормы и ценности, технологии деятельности и этику взаимодействия с др. людьми в процессе своей инкультурации и социализации, осуществляемой при воспитании в детстве, при получении общего и спец. образования, в ходе контактов со своим социальным окружением (семьей, друзьями, коллегами и пр.), получая повседневную информацию обыденного и специализир. характера, осмысливая худож. образы и нравств. коллизии в произведениях лит-ры и искусства и т.п., что прямо или опосредствованно работает на формирование личности, социально и культурно адекватной об-ву ее проживания, и постоянную корректировку параметров этой адекватности на протяжении всей жизни человека; как "потребитель" К., использующий нормы и правила усвоенной им К. в своей социальной практике и особенно во взаимодействии с др. людьми, пользующийся языками и символами коммуникации, знаниями, оценочными стандартами, типовыми этич. формами и пр. как данными ему уже в готовом виде инструментами и способами личностной самоидентификации и социальной самореализации в данном сооб-ве; как "производитель" К., творчески порождающий новые формы К., либо интерпретативно воспроизводящий или оценивающий в суждениях имеющиеся формы, что уже по самому факту индивидуального интерпретирования (собственной оценки) может быть квалифицировано как акт творчества; как транслятор К., ибо, воспроизводя к.-л. образцы К. в практич. действиях и суждениях, человек тем самым передает информацию о них др. людям.
И наконец, еще одно важнейшее свойство К. — это ее функционирование в качестве основания для самоидентификации об-ва и его членов, осознания коллективом и его субъектами своего группового и индивидуального (в группе) Я, маркирования себя самобытными формами своей К., различения "своих" и "чужих" по признакам К. и т.п.
Процесс истор. происхождения К. был одним из аспектов становления человека как существа социального. В ходе антропогенеза, по всей видимости, происходила и постепенная эволюция биол. механизмов адаптации к природному окружению посредством изменения морфологич. видовых характеристик гоминидов, к их адаптивным реакциям посредством изменения стереотипов сознания и поведения, разработки и применения искусств. средств деятельности (орудий), совершенствования социальной организации популяции, развития приемов регулирования совместных действий, механизмов обмена информацией и иных форм активности, уже социокультурных по своему характеру. Жизненные интересы эволюц. предков человека, судя по всему, мало чем отличались от животных, но реализовались уже совсем иными, гораздо более эффективными, а главное — более пластичными и универсальными средствами. Темпы развития подобных поведенческо-деятельностных средств обеспечения существования еще более ускорились, когда к адаптируемым условиям природного окружения добавились и истор. обстоятельства контактов и соперничества с др. человеч. популяциями. Начиная с эпохи становления первых городских цивилизаций фактор взаимодействия сооб-в со своим социальным окружением превратился в один из наиболее значимых стимулов социокультурного развития.
Истор. эволюция К. прошла несколько стадий (разумеется, каждое сооб-во проходило их в своем собств. темпе и ритме): первобытную, где складывалась основная "низовая" ячейка социальной организации — семья, а осн. механизмом социальной регуляции были нормы и ритуалы брачных и кровно-родств. отношений; архаическую, где формировался этнич., территориально-соседский тип социальной организации и К., а гл. средством социальной регуляции являлась племенная мифология и детерминируемые ею традиции; доиндустриальную, где преобладали в осн. сословно-идеол. и политико-конфессиональные формы социокультурного жизнеустроения (цивилизационные), а в средствах социальной регуляции доминирующую роль играло религиозно санкционированное насилие; индустриальную, где осн. организационными и культурными структурами об-ва стали нац. государственность и специализир. социально-функциональные страты, а гл. регулятором — социально-экон. интересы и конвенции; и наконец, постиндустриальную, где формы социальной организации эволюционируют к транснац. политико-экон. объединениям, а ведущая регулятивная функция переходит к разнообр. видам информац. деятельности, формирующим новый тип К. — массовый.
Т.о., К. характеризуется как присущий всякому устойчивому сооб-ву людей системный комплекс специфич. и более или менее нормированных способов и форм социальной интеграции, организации, регуляции, познания, коммуникации, оценки и самоидентификации, образных рефлексий и интерпретаций, механизмов социализации личности и т.п., обладающий способностью к социальному и истор. самовоспроизводству, адаптивной изменчивости и прогрессивному саморазвитию по пути структурно-функционального усложнения. Эмпирически этот комплекс опредмечен в создаваемой людьми искусственной среде их обитания, составленной из произведенных ими материальных объектов, символич. продуктов (знаний, идей, языков и пр.), технологий осуществления всякой целенаправленной и социально нормированной деятельности (от высокоспециализированной до обычаев образа жизни) и оценочных критериев (ценностных ориентаций), как совокупность "социальных конвенций", выраженных в вербальных и невербальных "текстах", аккумулирующих социальный опыт сооб-в, накапливаемый и систематизируемый в ходе их истории.
Лит.: Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973; Маркарян Э.С. О генезисе человеч. деятельности и культуры. Ер., 1973; Он же. Теория культуры и совр. наука: Логико-методол. анализ. М., 1983; Каган М.С. Человеч. деятельность. Опыт системного анализа. М., 1974; Он же. Философия культуры. СПб., 1995; Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов н/ Д., 1979; Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994; Морфология культуры: Структура и динамика. М., 1994; ФлиерА.Я. Культурогенез. М., 1995; Культура: теории и проблемы. М., 1995; Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры: (Синергетика социал. прогресса). М., 1995.
А.Я. Флиер.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
(от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание)
исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. К. - сложное междисциплинарное общеметодологическое понятие. Понятие "К." употребляется для характеристики определённой исторической эпохи (например, античная К.), конкретных обществ, народностей и наций (К. майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (К. труда, политическая, хозяйственная и т.д.). Выделяются две сферы К. - материальная и духовная. Материальная К. включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), К. духовная объединяет те явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной и эмоционально-психической деятельностью человека (язык, знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).
Материальная и духовная К. находятся в органическом единстве, интегрируясь в некоторый единый тип К., который исторически изменчив, но на каждом новом этапе своего развития наследует всё наиболее ценное, созданное предшествующей К.
Ядро К. составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Но выступая как всеобщее явление, К. воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности.
Передача К. от поколения к поколению включает освоение накопленного человечеством опыта, но не совпадает с утилитарным овладением результатами предшествующей деятельности. Культурная преемственность осуществляется не автоматически; необходима организация системы воспитания и образования, основанная на научном исследовании форм, методов, направлений и механизмов развития личности.
Усвоение К. - это взаимонаправленный процесс, для которого справедливы все осн. закономерности коммуникативной деятельности.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 130)
высокий уровень чего-то, высокое развитие, умение (н-р, культура труда, культура речи).
(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 129)
См. также Культура поведения, Культура речи
Ч313
(лат. cultura возделывание, обрабатывание)
В широком смысле: все, что создано человеческим обществом, благодаря физическому и умственному труду людей, в отличие от явлений природы. В более узком смысле: идейное и нравственное состояние общества, определяемое материальными условиями жизни общества и выражаемое в его быте, идеологии, образовании и воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы.
(от лат. cultura - образование, воспитание, возделывание) - система духовных форм обеспечения жизнедеятельности людей.
К.- специфический признак человека, присущий ему с начала его существования. Она охватывает все стороны жизни человека - биологической (еда, сон, отдых, половой акт, естественные отправления нужды в чем-либо), производственной (создание средств материального жизнеобеспечения - орудия труда, пища, одежда, жилище), духовной (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальной (коммуникация, социальные отношения).
Соответственно внутри К. выделяются составляющие ее подсистемы: материальная и духовная К., производственная, жизнеобеспечивающая, соционорматив-ная, коммуникативная, художественная и т. п. К- каждой человеческой общности (этнической, социальной, конфессиональной и др.) отличается своими специфическими признаками. Их взаимодействие и взаимовлияние - как синхронное, так и диахронное, т. е. между К., существующими в различных регионах и в разные исторические периоды, - создает сложную систему К. человечества в целом.
Культурная ориентация каждого индивида определяется сознательно и подсознательно его принадлежностью к той или иной культурной общности. Решающим при этом является влияние культурной традиции, т. е. передачи культурного опыта следующим поколениям. Наряду с этим для развития К. важны культурные инновации - культурные явления, вновь возникающие вследствие внутреннего развития или внешнего влияния.
(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)
бескультурье
(от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В более узком смысле культура — сфера духовной жизни людей.
Рб: литература и ее функции в обществе
Вид: * художественная культура
Асс: искусство, художественная литература
* "...Искусство, будучи сложной динамической системой, как бы скрепляющей в единое целое различные формы "художественной энергии", является подсистемой более широкой информационно-коммуникативной художественной системы "творчество (художник) — произведение (искусство) — восприятие (публика)", входящей в еще более сложную и широкую систему — художественную культуру общества, которая, в свою очередь, есть подсистема самой широкой и самой сложной системы — системы социальных отношений, материальных и духовных" (Б.В. Бирюков, Е.С. Геллер). *
♦ Погибает русская культура? Погибают не Пушкин и Гоголь, а мы с вами. А положа руку на сердце: разве нам не поделом?
♦ Дочери была нужна нервная разрядка, она пошла в магазин и встала в очередь. Сказала соседке: "Крыса!" Та ей: "А еще в очках!" Пришлось ответить: "Сама культурная!" — и та смолкла.
♦ "Культура зависти" выразился X. Смит о помехах перестройке.
♦ С. Ав. на цветаевской конференции сказал: для предыдущих поколений любовь к Цветаевой была делом выбора, для нас она заданность. Та же тема, что и у Ю. Левина, когда тот отказался делать доклад о Мандельштаме, потому что Мандельштам уже не ворованный воздух.
Культура
♦ Culture
В строгом значении слова культура – совокупность знаний, которые данное общество считает ценными и передает другим обществам, главным образом – знания о прошлом человечества (его истории, верованиях, творениях). Культура противостоит бескультурью.
В более широком смысле слова, сегодня преимущественно утвердившемся в гуманитарных науках (не без влияния немецкого понятия Kultur), культура почти синонимична цивилизации и обозначает все, что является продуктом деятельности человека или преобразовано его руками. В этом смысле культура противостоит природе.
В применении к конкретному человеку эпитет культурный несет оттенок если не похвалы, то одобрения.
В применении к продуктам деятельности людей и их обычаям слово культурный обычно лишено какого бы то ни было нормативного оттенка.
Платье, комбайн или музыкальная композиция в стиле рэп в этом смысле так же принадлежат культуре, как симфонии Малера. Правда, люди культурные не поставят их на одну полку.
1) Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития;
2) степень общественного и умственного развития, присущая кому-л.;
3) уровень развития какой-л. области хозяйственной или духовной жизни;
4) просвещенность, образованность, начитанность;
5) растения и микроорганизмы, разводимые и выращиваемые в лаборатории с научной и исследовательской целью.
► лат. culturа «1) возделывание, обработка; 2) воспитание, образование, развитие». Заимств. из нем. Kultur «образование, развитие, культура; возделывание, обработка» в конце ХVIII – начале XIX вв. (Шан., VIII, 441). Морфологически оформлено по латинскому прототипу.
Впервые приводится в Лекс. Татищ. (I, 201). Ср.: БАС, V, 1827-1828.
К середине ХIХ в. утвердилось в значениях «обработка и уход, возделывание, возделка; образование умственное и нравственное» (Сл.Даля, II, 822), отражающих семантику этимона. Дальнейшее развитие слова шло по пути расхождения его двух основных значений и создания омонимичных терминов – философии и сельского хозяйства (см.: Брокг.-Ефр., ХХХ, 6), а затем и биологии (Сл.Ушак., I, 1546-1547). См.: Сорокин, 94-95; Будагов, 1971 108-131).
║ Культурный. Образовано при помощи суф. -н- (Сл.Даля1, II, 556).
║ Культурно. Мотивировано прил., образовано суффиксом -о (БАС, V, 183).
, -ы, ж.
1. Совокупность достижений человечества в производственной и духовной жизни.
* Культура России. *
2. только ед. Начитанность, воспитанность.
* Обладать высокой культурой. *
3. Сфера человеческой деятельности, связанная с искусством.
* Министр культуры. *
4. Уровень, степень развития какой-н. отрасли хозяйственной или умственной деятельности.
* Культура речи. *
5. Разведение, выращивание какого-н. растения.
* Культура льна. *
6. Разводимое растение.
* Зерновые культуры. *
|| прил. культурный, -ая, -ое.
* Культурное наследие. Культурный человек. *
греческое и римское понятие, обозначающее совокупность навыков и умений, а также результат деятельности человека. По мнению Демокрита, только человек является творцом культуры. Аристотель указывает, в чем состоит превосходство человека над животными: человек, которому от природы дан разум и способность к труду, является творцом культуры.
в широком смысле слова - все, что есть в человеке сверх того, что необходимо для выживания; граница культуры подвижна - она зависит от внешних условий и предполагаемой длительности выживания; культура в значительной мере определяет психическое состояние человека; в языке термин приобрел позитивный характер, поэтому обычно в понятие культуры включают часть всей этой области, выделенную так, чтобы говорящий или те, кто ему симпатичен, оказались носителями культуры:
* "Эти посылки задаются и биологической природой человека, и амальгамой его культуры. Ведь культура - это тонкий слой, вклиненный между организмами и средой обитания; культура существует лишь потому, что среда неоднозначно диктует поведение, при котором обеспечивается выживание, так что всегда остается зазор для свободного выбора". - Голос Неба *
* "Однако воздействие культуры умозрительно: ведь она не переделывает человека силой религиозных догм и заветов в существо действительно бессмертное, она не создает для человека случайного, homini accidentali, реального Бога-Творца, она, по существу, не отменяет ни малейшей частицы индивидуальных страданий, горестей и мук..." - "Культура как ошибка" *
* "Голословного признания проекта моделирования культуры чистой фикцией будет недостаточно, следует хотя бы кратко объяснить, ПОЧЕМУ культуру, ее возникновение, ее "эмергенцию" смоделировать невозможно. И настоящее эссе посвящено некоему доказательству "невозможности" данного начинания. Сначала, разумеется, следует определить, ЧТО такое культура и откуда она взялась, а точнее - они взялись, так как это целый букет расходящихся дорог, причем многие культуры, возникая, или переходили в другие формы, или вымирали и исчезали. Культурологи из круга антропологов, изучающих культуры, до сих пор наталкиваются в своей работе на остатки древних культур, отчасти с нерасшифрованными знаками уже несуществующих на Земле видов ПИСЬМА. В общих чертах я писал о культуре несколько десятилетий назад в окончании книги "Фантастика и футурология", и процитирую оттуда самого себя, ибо течение времени и прилив новейших суждений ничем не изменили моих взглядов". - Тайна китайской комнаты. Моделирование культуры (ВЯ) *
* "Сущность человека - культура; не потому, что так нравится прекраснодушным идеалистам. Сказанное означает, что в результате антропогенеза человек лишился наследуемых, эволюционно "сверху" заданных норм поведения, животные обладают рефлексами, удерживающими в повиновении внутривидовую агрессивность, а также автоматически тормозящими рождаемость при угрозе популяционного взрыва. Перелетами птиц или саранчи руководят гормонально-наследственные механизмы... автоматизмов такого рода человек попросту лишен. А поскольку эволюционный процесс лишил его тех внутренних механизмов, действиям которых подчиняются животные, постольку человек был принужден создавать своей биологией - культуру... общества создали институты культуры, которые отнюдь не являются продолжением биологических свойств человека, хотя и служат им рамкой, опорой, а то и прокрустовым ложем... Парадокс человечности состоит в том, что биологическое несовершенство принуждает человека создавать культуру, и культура, возникнув, тут же начинает ценностно дифференцировать человеческую биологию. Одни части тела она размещает на шкале оценок выше, другие - ниже; одним функциям приписывает достоинство и благородство, другие лишает их. Нет культуры, которая бы антропогенетически данное человеку строение принимала "демократично", равно, без каких бы то ни было замечаний, то есть которая тем самым приняла бы человека как данного в недоочерченности, коя должна быть дополнена. Каждая культура формирует и дополняет человека, но не в соответствии с фактическим состоянием, ибо она не признается в собственных изобретениях, решениях и перечне той их произвольности, которую обнаруживает лишь антропология, когда изучает весь комплекс культур, возникших в истории. Каждая культура настаивает на своей исключительности и необходимости, и именно так создает свой идеал человека". - Тайна китайской комнаты. Моделирование культуры [цитата из "Фантастики и футурологии"] (ВЯ) *
Исторически — определенный уровень развития творческих сил общества, человека, совокупность материальных и духовных ценностей.
Уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знания или деятельности.
♦ (ENG culture)
(от лат. colère - возделывать, культивировать)
в самом широком смысле - это описание всех человеческих устремлений и видов деятельности.
(от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие "культура" употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).
КУЛЬТУРА, ы, ж.
1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. К. древних греков.
2. То же, что культурность (см. культурный во 2 знач.). Человек высокой культуры.
3. Разведение, выращивание какогон. растения или животного (спец.). К. льна. К. шелкопряда.
4. Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические культуры. К. органической ткани.
5. Высокий уровень чегон., высокое развитие, умение. К. производства. К. голоса (у певцов). Физическая к. (физкультура). К. речи.
| прил. культурный, ая, ое (к 1, 3 и 4 знач.).