кунсткамера, кунсткамеры, жен. (нем. Kunstkammer).
1. Собрание редкостей, естественно-исторических и других; помещение для такого собрания (ист.). «- Где ты был? - В кунсткамере, мой друг, часа там три ходил.» Крылов.
2. перен. О сборище чудаков, уродов, представителей отжившего времени (разг.). Это не научное учреждение, а кунсткамера какая-то!
(нем. Kunstkammer - кабинет редкостей) собрание разнообразных редкостей. Впервые появились в Зап. Европе приблизительно в XV в. Возникновение кунсткамер связано с возросшим в эпоху Возрождения интересом к естественным и историческим наукам и быстрым накоплением фактических данных в этих отраслях знания. В кунсткамерах демонстрировались естественнонаучные коллекции археологические находки, инструменты, приборы, вещи, связанные с историческими событиями и лицами, произведения искусств и проч. Несмотря на пестроту экспонатов и примитивность организации, кунсткамеры сыграли положительную роль в распространении научных знаний. Одной из крупнейших в мире была основанная в Петербурге в 1714 г. и открытая в Кикиных палатах для всеобщего обозрения в 1719 г. петровская Кунсткамера. В ней хранились анатомические зоологические и исторические коллекции, собранные во многих районах России по правительственным указам 1704-1718 гг., коллекции приобретенные Петром I в Голландии в 1698 г., и его личные собрания оружия и произведений искусства. После основания Российской Академии наук (1724) Кунсткамера перешла в ее ведение и стала пополняться новыми материалами. В ней было создано 4 отдела а) собственно кунсткамера (искусство и этнография), б) натуркамера (естествознание), в) мюнц-камера (нумизматика), г) кабинет Петра I (исторические материалы). В 1728 г. Кунсткамера была переведена в новое здание, специально построенное (строительство завершено в 1734 г.) для нее на Васильевском острове (арх. Г. Матарнови, С. И. Чевакинский, Г. Киавери, М. Г. Земцов). Научную работу в Кунсткамере вели М. В. Ломоносов, П. С. Паллас, В. М. Севергин и другие крупнейшие русские ученые. К началу XIX в. в Кунсткамере скопилось громадное количество коллекций, требовавших специального изучения. В связи с этим от нее, как от материнского дерева, отпочковались - выделились в самостоятельные научные учреждения Ботанический, Зоологический, Минерологический и другие музеи Академии наук и Мемориальный музей Петра I. Эти музеи существуют и в настоящее время. В здании Кунсткамеры ныне помещается Институт этнографии АН России, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого и Мемориальный музей М. В. Ломоносова.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
, ы, ж.
Собрание разнообразных редкостей, которое открыли в 1719 г. при Петре I в Петербурге.
* ► - Приятель, дорогой, здорово! Где ты был? - В кунсткамере, мой друг, часа там три ходил. // Крылов. Басни //; Царь совет весь наградил, Да и ведьму не забыл: Из кунсткамеры в подарок Ей послал в спирту огарок (Тот, который всех дивил), Две ехидны, два скелета Из того же кабинета. // Пушкин. Стихотворения // *
(от нем. Kunstkammer - кабинет редкостей, музей), в прошлом название различных исторических, художественных, естественно-научных и др. коллекций редкостей и места их хранения.
КУНСТКАМЕРА, ы, ж. (устар.). Музей, собрание редкостей, диковинных предметов.
(нем. Kunstkammer) — прежнее название коллекций редкостей характера исторического, художественно-промышленного и естественнонаучного, а также и места хранения таких коллекций. В них обыкновенно были собраны самые разнородные вещи и диковинки, замечательные или своей редкостью, или же по своим отношениям к историч. лицу или событию. В XVI -XVII вв. такого рода К. составляли неизбежную принадлежность всякого княжеского двора. Ныне термин К. оставлен, а прежние К. или закрыты, или распределены по разным музеям. В России К. основана Петром Вел., который уже в первое пребывание свое в Голландии (1698) накупил значительное количество птиц, рыб и насекомых. Коллекция эта, вместе с уродами и анатомическими препаратами, хранилась в главной аптеке в Москве, в ведении архиатера Арескина. В 1714 г. из собрания этого, перевезенного в Петербург и помещенного в библиотеке старого Летнего Дворца, образован был куншткамер. К. в особенности обогатилась после вторичной поездки Петра I по Европе (1716), когда царь купил в Данциге коллекцию минералов, раковин и редких камней, в Амстердаме — известное в свое время собрание животных, рыб, змей и насекомых, сохранявшихся в спирту, и славившийся тогда анатомический кабинет Рюйша. В 1718 г. состоялся указ о доставлении в К. со всех концов России уродов, археологических находок и проч. В 1722 г. для К. с библиотекой выстроено было особое здание. По открытии академии наук К. и библиотека поступили в ее ведение. Уже в прошлом столетии коллекции К. стали распределяться по различным музеям академии, в которой еще долго сохранялась лишь одна часть К., а именно кабинет Петра Великого. Здесь хранились одежда этого государя, его оружие, мебель, все, что окружало его в частной жизни, чего касались его руки — токарные вещи, станки, модели и пр. В 1837 г. собрание это было приведено в порядок, но в 1843 г. модели кораблей и др. судов переданы из кабинета в главное адмиралтейство, а книги Петра повелено было хранить в гидрографическом депо. Наконец, в 1851 г. и прочие вещи кабинета были переданы в Имп. Эрмитаж, в котором они и образуют особое отделение. Ср. Беляев, "Кабинет Петра Великого " (СПб. 1793; 2 изд., 1800); "Опись предметам, сохраняющимся при Имп. академии наук, в отделении, называемом Кабинет Петра Великого" (СПб. 1837; 2 изд. 1844).