Божия помощь (евр.).
8 марта (23 февраля) – мученик Лазарь.
21 (8) марта – преподобный Лазарь Муромский, Олонецкий (Рус.).
В шестую субботу Великого поста (Лазарева суббота) (переходящее празднование) – праведный Лазарь Четверодневный (воскрешение).
10 апреля (28 марта) – мученик Лазарь Персидский.
6 мая (23 апреля) – мученик Лазарь Болгарский.
17 (4) мая – праведный Лазарь Четверодневный (перенесение мощей в Царьград).
28 (15) июня – благоверный князь Лазарь (Серб.).
З июля (20 июня) – мученик Лазарь (перенесение мощей).
30 (17) июля – преподобный Лазарь Галисийский (перенесение мощей).
30 (17) октября – праведный Лазарь Четверодневный (перенесение мощей).
20 (7) ноября – преподобный Лазарь Галисийский.
30 (17) ноября – преподобный Лазарь, иконописец.
(греч., от евр. 'el'azar, «Бог помог») Четверодневный, человек, воскрешенный Иисусом Христом через четыре дня после погребения. По евангельскому повествованию (рассказ о воскрешении Л. приводится только в Евангелии от Иоанна, 11), Л. — житель Вифании, селения близ Иерусалима, брат Марии и Марфы, оказывавших Христу гостеприимство. Весть о болезни Л., особенно любимого Христом, и пророческое знание о его смерти заставляют Христа, несмотря на прямую опасность, направиться в Иудею. Марфа выходит к Нему навстречу и, не смея прямо попросить о чуде воскрешения, говорит: «знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог» (Ин. 11:22). Христос требует от нее исповедания веры в то, что Он есть «воскресение и жизнь», и получает его (11:25-27). В ответ на приказ Христа отвалить камень от пещеры-склепа Марфа напоминает, что тело уже разлагается и смердит. Но Христос вызывает мертвеца словами: «Лазарь! Иди вон» (11:43). Л. выходит, обвитый по рукам и ногам пеленами, с лицом, закрытым погребальным платом, и Христос велит развязать его. За трапезой в Вифании, на которой Мария помазала ноги Христа благовонным миром, Л. упомянут в числе «возлежавших» (12:2). Воскрешение Иисусом Христом Л. — не единственное: воскрешены дочь Иаира (Мф. 9:18-26, Мк. 5:22-43, Лк. 8:41-56) и сын вдовы из Наина (Лк. 7:11-17), но оно имело особенно ярко выраженный характер публичного, торжественно данного мессианского «знамения». Это вызвало ожесточенную реакцию антагонистов Христа и приблизило расправу над Ним: воскрешение Л. многозначительно предваряет «страсти Христовы».
Согласно средневековому преданию, Л. прожил после воскрешения 30 лет в строгом воздержании и был поставлен первым епископом города Китиона на острове Кипр.
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь
Петь Лазаря - прикидываясь несчастным, жаловаться на свою участь, судьбу
по-евр Елиезар (Божья помощь) — имя двух лиц, упоминаемых в Евангелии: Лк 16:19-31 — имя нищего, названного так Господом в Его высоко назидательной притче о богатом и Лазаре, в которой изображена загробная участь праведных и грешных. «В аде, будучи в муках (богатый), поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его. И возопив сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучусь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе свое в жизни своей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь». Название Лазаря доселе еще слышится в наименованиях лазарет (больница по преимуществу для бедных), и в итальянском слове Лаццарони, иначе — нищие. Ин 11:1-5 и др. — брат Марфы и Марии, живший со своими сестрами при подошве горы Елеонской в Вифании, которого Господь воскресил из мертвых уже на четвертый день после его смерти. Это, без сомнения, было одно из величайших чудес, совершенных Господом Спасителем нашим, так как оно подтверждало полную власть и могущество Его над гробом и смертью, могущество, которое чрез несколько дней всецело проявилось в Его собственном воскресении из мертвых. При этом чудном и неоспоримом проявлении Божественной силы и власти Иудеи пришли в такую ярость, что положили убить не только Иисуса, но и воскрешенного Им Лазаря, так как вследствие означенного чуда многие уверовали в Господа. Евангельское повествование об этом великом событии глубоко трогательно. Быть может, ни при одном случае не проявлялись в таком ярком свете и силе любовь, благость, величие и всемогущество Господа в состоянии Его земного уничижения, как при чуде воскресения четырехдневного Лазаря. Обстановка, при которой совершилось означенное чудо, воспроизведена евангелистом с такою чудною и величественной простотою, что невольно приводит в состояние глубокого благоговения и умиления всякого читающего это евангельское повествование (см. Марфа и Мария). «Иисус же любил Лазаря и сестер его», —говорит евангелист, и одно уже это евангельское выражение дает ясно видеть, что Вифанское семейство, как обыкновенно принято называть оное, было достойно особенной любви Господа, и вот в доказательство Своей высокой любви Сын Божий прослезился при гробе умершего, и воззвал его снова к жизни из мертвых. Предание говорит, что Лазарь, по воскресении своем, оставался в живых еще 30 лет (Епиф. Наег. 66, 34) и был епископом на о. Кипре, где и скончался. Мощи его перенесены из Кипра в Царьград в IX веке при Льве Мудром. Память совершается Церковью 17 октября.
, я, м.
Персонаж евангельской притчи, ставший символом бедности, нищеты.
◘ ЛАЗАРЯ ПЕТЬ, ◘ ПРИКИДЫВАТЬСЯ ЛАЗАРЕМ.
* ► [Князь] не дался в обман, а, впрочем, струсил, до того струсил, что трусит и теперь. У нас было несколько сходок; каким он Лазарем было прикинулся! // Достоевский. Униженные и оскорбленные // *
◘ ТЯНУТЬ ЛАЗАРЯ.
Л’азарь (·евр. Елиезар — Божья помощь) —
а) (Лук.16:20,23-25) — нищий, лежавший до самой своей смерти у дверей богача, который не обращал на него внимания, и о котором поведал в Своей притче Христос. Имя его стало так популярно, что от него произошло название больницы — лазарет (предназначавшейся первоначально для бедных);
б) (Иоан.11:1,2,5,11,14,43; Иоан.12:1,2,9,10,17) — житель Вифании, брат Марии и Марфы, в доме которых несколько раз бывал Иисус. Его Господь воскресил на четвертый день после его смерти, явив тем самым перед всем миром Свою неоспоримую власть над жизнью и смертью. Это было одно из величайших чудес нашего Спасителя, после которого в Него уверовали многие иудеи (Иоан.11:45), а первосвященники и фарисеи окончательно положили убить Его (Иоан.11:53), а также и Лазаря (Иоан.12:10).
аллюзия на Библию (Новый Завет), покойник, воскрешенный Иисусом (Иоанн 11:43-44):
* "Для вас, инспектор, существуют одни Варравы, и потому, даже если бы вы своими глазами увидели воскрешение покойника и услышали голос, изрекающий: "Лазарь, восстань!" - то все равно остались бы самим собой. Самим собой, то есть жертвой галлюцинации, миража или ловкого мошенничества". - Следствие *
А. Нищий из притчи Иисуса:
Лк 16:19-31
Б. Брат Марии и Марфы:
Ин 11:1
♦ заболел и умер:
Ин 11:2-15
♦ воскрешен из мертвых:
Ин 11:38-44
♦ ужинал вместе с Иисусом:
Ин 12:2
♦ его воскрешение вызвало переполох:
Ин 12:17-19
ЛАЗАРЬ, я, м.: 1) наобум лазаря (прост. неодобр.) то же, что наобум. Наобум лазаря поступать; 2) лазаря петь (прост. неодобр.) плакаться, жаловаться, стараясь разжалобить когон. Хватит лазаря петь.