лак, лака (лаку), муж. (итал. lacca).
1. Раствор смолы в спирте, употр. для придания блеска различным предметам. Покрыть что-нибудь лаком. Навести на что-нибудь лак. Разные сорта лаков.
| только ед. Блестящий, высохший слой такого раствора на поверхности какого-нибудь предмета. Лак на картине потрескался.
| перен., только ед. блеск, маслянистое сияние. «Глаза подергиваются лаком.» Чехов.
2. перен., только ед. Внешний блеск, лоск, показная сторона чего-нибудь. «Петербургский лак на нее наведен.» А.Тургенев.
3. собир. Изделия из дерева, >папье-маше, украшенные живописью и покрытые слоем лака (спец.). Лукутинские лаки.
ЛАК – лаки для живописи приготовляют из искусственных и натуральных как мягких (даммара, мастикс, сандарак, канифоль), так и твердых (янтарь, копал) смол, растворенных в органических разбавителях или высыхающих маслах (льняном, ореховом, маковом). Лаки в составе масляной краски способствуют ее быстрому высыханию. Ретушный лак служит для обработки затвердевшего красочного слоя перед повторной пропиской, устраняет жухлость красок. Картины, после их завершения, лучше покрывать скипидарными лаками на основе мягких смол.
(Lacq), газоконденсатное месторождение во Франции. Расположено на юге страны. Эксплуатируется с 1952. Залежи на глубине 3-5 км. Начальные запасы 250 млрд. м3. Содержание метана 70%, углекислого газа 19% и сероводорода 16%, из последнего получают серу. Центр добычи - г. Лак.
ЛАК, а (у), м.
1. Раствор смол или синтетических веществ, покрывающий твёрдой блестящей плёнкой какуюн. поверхность. Покрыть лаком. Л. для ногтей, для пола. Навести л. (также перен.: окончательно отделать).
2. мн. Художественные изделия из дерева, папье-маше или металла с покрытием из такого раствора. Русские художественные лаки.
| прил. лаковый, ая, ое. Лаковые туфли (из кожи, покрытой лаком).
(техн.). — Всякую жидкость, способную, после высыхания в тонком слое, давать прозрачную, блестящую пленку — можно назвать Л. Л., идущие для различных применений в практике, суть растворы твердых веществ в жидкостях, способных или испаряться, или высыхать; твердые вещества — различные смолы (см.), а жидкостями-растворителями служат этиловый (винный) и метиловый (древесный) спирты (см.), эфирные и растительные высыхающие масла (см.). Смоляной раствор, наложенный на лакируемую поверхность, высыхает, оставляя тонкую, прозрачную и блестящую пленку (в практике называемую лакировкой), свойства и качества которой определяют достоинство взятого Л. На иностранных языках слова laque, 1асk означают краску, получаемую осаждением органических красочных пигментов металлическими солями. Такие краски по-русски называются баканами, а наше слово Л., как обозначение жидкости с указанными выше свойствами, в западной Европе переводится словами varnisch, Firniss, vernis. Смол, идущих для производства Л., имеется громадный выбор; они отличаются друг от друга по своим свойствам, в зависимости от которых находятся и достоинства получаемых Л. Почти все смолы растворяются в растительных маслах и лишь немногие в эфирных маслах и спиртах. Смолы, отличающиеся особенной твердостью и тугоплавкостью — называются копалами. Из жидкостей в качестве растворителей в лаковом производстве наиболее употребительны: обыкновенный спирт, различные сорта скипидара и льняное масло. По этим растворителям Л. подразделяются на 3 главные группы: Л. спиртовые, скипидарные и масляные. Каждая из названных групп имеет свой подбор смол, отличается своими характерными свойствами и предназначается для различных применений; производство Л. каждой группы требует особых приемов и приспособлений. Изобретение Л. в Европе приписывают немецкому монаху Феофилу, жившему в XII столетии; в первое время приготовление их было обставлено тайнами и велось келейным образом. Надо думать, что первые Л. европейского производства были Л. спиртовые, а первым лаковым заводом на континенте Европы следует считать завод французского химика Шене, построенный в 1803 г.; в начале же текущего столетия стали производить спиртовые Л. в Германии и в России.
Производство масляных Л. долгое время представляло привилегию Англии, и только когда Америка, Португалия и Голландия стали снабжать европейские рынки такими же смолами и копалами, какими Англия у себя пользовалась монопольно из своих колоний — лаковое производство сделалось общедоступным; однако, возникновение масляно-лаковых заводов началось лишь с начала 60-х г., т. е. совпадает с обнародованием исследований французского химика Виолета о Л. в 1862 г. В настоящее время одна Германия производит масляных Л. вдвое больше, чем Англия, но за высокими сортами масляных Л. и до сих пор сохранилось название английских, где бы таковые не производились. В России начало производства масляных экипажных Л. совпало с развитием сети наших железных дорог. Первым русским заводом высоких сортов масляных Л. явился завод фирмы И. С. Оссовецкого иК 0, основанный в 1874 г. в Москве, в наше время самый обширный по разнообразию лаковых фабрикатов в России. С 1880 г. стали появляться новые заводы и теперь можно насчитать крупных заводов до 5 (2 в Москве, 3 в Петербурге и 1 в Варшаве).
Л. спиртовые. Спиртовой Л. есть простой раствор смолы в винном или древесном спирте. Последний самостоятельно употребляется весьма редко, но часто служит подмесью к винному спирту с целью удешевления Л. Из смол применяются шерлак (или шеллак), сандарак и мастика. Смола измельчается в тонкий порошок и заливается спиртом в 92—95°, в стеклянных бутылях или баллонах; растворение ведется при обыкновенной комнатной темп. и ускоряется постоянным взбалтыванием. Смола берется всегда в избытке, с целью получения раствора вполне насыщенного. Так приготовленный Л. процеживается. Эта операция в производстве спиртовых Л. считается самой трудной, она на различных заводах ведется различно и охраняется тщательно от посторонних, считаясь секретом заводов. Обыкновенное процеживание совершается помощью стеклянных воронок, выложенных войлоком или суконными цедилками; воронки прикрываются стеклами с мелкими отдушинами для доступа воздуха. Процеживание идет весьма медленно и всегда сопряжено с потерей спирта. Спиртовые Л. получают название от смол, на которых они приготовлены. Так, отличают Л. шерлачные, сандарачные и сандарачно-шерлачные. Мастика самостоятельно не употребляется и служит подмесью к названным смолам. Подмесь мастики мягчит лаковую пленку, но увеличивает ее блеск. Л. спиртовой, разжиженный спиртом, называется политурой. Кроме сказанных подразделений, спиртовые Л. и политуры еще получают свои названия от цвета, в который окрашены; так известны красные, желтые, белые и различные цветные Л. Спиртовые Л. идут для лакировки и полировки деревянных изделий. Лаковый слой не выносит влияний наружной атмосферы и особенно боится сырости и резких перемен температуры; в закрытых же помещениях, при обыкновенных условиях комнатного воздуха, сохраняется долго. По твердости слоя первое место принадлежит Л. шерлачным; сандарачные Л. дают более мягкую лакировку, но они всегда получаются светлее. Цветные Л. подкрашиваются анилиновыми красками, готовятся обыкновенно на сандараке с примесью мастики, служат для лакировки металлических изделий, игрушек, оловянных капсулей и пр. Цвет их, по неустойчивости анилиновых пигментов, весьма непрочен.
Л. скипидарные, подобно спиртовым, приготовляются простым растворением смол в скипидаре. Скипидарные лаки подразделяются на белые и черные; для приготовления первых служить смола даммаровая, для черных — асфальт. Даммаровые Л. обыкновенно ценятся по своему оттенку; самые светлые, почти белые, называются Л. эмалевыми. Л. даммаровые, желтоватые, готовятся трех сортов, обозначаемых №№ 1, 2 и 3, все отличие которых заключается в густоте оттенка; чем Л. светлее, тем он ценится дороже и идет под № 1. Подразделение на сорта асфальтовых Л. делается в зависимости от подмеси канифоли (гарпиуса), служащей для удешевления этих Л. в ущерб их качествам. Асфальтовых Л. также имеется три сорта, означаемых в торговле №№ 1, 2 и 3. Производство скипидарных лаков обыкновенно связано с производством лаков масляных, тогда как производство спиртовых лаков с производством масляных и скипидарных ничего общего не имеет. Л. скипидарные приготовляются следующим образом: смолы даммара или асфальт дробятся на куски величиной в орех и в такомвиде всыпаются в медный котелок, подогреваемый на очаге. При темп. около 200° Ц. даммара и асфальт размягчаются (смолы, назначаемые для скипидарных лаков, до жидкой плавки доводить не следует; размягченная смола снимается с очага и обливается в котелке скипидаром, который быстро смешивается со смолой, для чего следует только тщательно перемешивать их железной лопаткой, мешалкой, и скипидар прибавлять малыми порциями. Обыкновенно приливается на 10 частей смолы 30 ч. скипидара по весу. Л., таким образом приготовленный, в теплом состоянии сливается в отстойные резервуары, где отстаивается от 2 до 3 недель, и затем уже поступает в торговлю. Применение скипидарных Л. довольно ограничено; их лаковая пленка мягка, гигроскопична и влияния внешней атмосферы не выдерживает. Все сорта даммаровых Л. употребляются для лакировки поверхностей, окрашенных в белый или в самые светлые колеры. Черный, асфальтовый Л. идет для лакировки дешевых железных изделий или самых простых малярных того же цвета окрасок.
Л. масляные пользуются самым обширным и разнообразным применением, поэтому и ассортимент их весьма многочислен. Материалами для производства масляных лаков служат: льняное масло, скипидар и различные сорта копалов. Льняное масло идет в виде олифы (см.), которую заготовляют ранее. Скипидар употребляется только высокой очистки, обыкновенно для лакового дела берут скипидары франц. и американский, получаемые при производстве канифоли. Из копалов — самого важного материала — пользуются особым предпочтением все сорта копала-каури, копала-манилла, занзибар, ангола, сиерра-леона и копал вестиндский (хрустальный). От выбора всех поименованных материалов зависят качества и достоинства масляных Л. Производство масляных Л. более сложно, чем спиртовых и скипидарных; кроме того, здесь требуется особенный навык, опыт и тщательное наблюдение. Все производство состоит из следующих операций: а) приготовления олифы, б) сортировки, в) дробления, г) плавления копалов, д) варки Л. и е) отстаивания их. Лаковая олифа приготовляется из сухого, отстойного льняного масла; масло подогревается до температуры 260° Ц. в особом медном открытом котле на голом огне и во время варки олифы в него прибавляют немного свинцового сахара и борно-кислого марганца. Сваренная олифа должна на пробном стекле высыхать в течение 18 часов, не давать отлипи и представлять собой прозрачную бесцветную, блестящую и эластичную пленку. Такая олифа является не только растворителем копалов, но сама служит главным составным элементом лаковой оболочки. Линоксеин олифы, соединяясь с копалами, уничтожает их хрупкость, дает эластичность лаковой пленке и служит важным условием прочности и устойчивости масляной лакировки. Лаковая олифа заготовляется в запас, сохраняется в отстойных резервуарах и только в чистом, отстоянном виде идет для приготовления Л. Сортировка копалов играет также важную роль в производстве. Торговые их сорта получаются в кусках различной величины, различной степени прозрачности и цвета и даже различной твердости. При сортировке отбираются куски, однородные по цвету, чистоте, величине и твердости, и каждый сорт в отдельности служит для приготовления особого сорта или № Л. Дробление копалов производится помощью ручной машинки, употребляемой для колки сахара; при известном навыке один человек в день может надробить около 6 пудов копала. Отсортированный, дробленый копал поступает в плавку и затем в варку Л. Большинство масляных Л. производится из смешения нескольких сортов копала. Подбор и относительная пропорция их для приготовления известн. сорта или, как говорят, специальности Л. и составляет обыкновенно секрет заводов. Комбинации смешений, ввиду огромного выбора копалов и др. смол, бесчисленны, и всякий завод имеет свои приемы и рецепты. Различные копалы имеют различную твердость, а следовательно, и различную температуру плавления. Есть копалы, как занзибар, cиeppa-леона и др., плавящиеся выше 400° Ц, поэтому при плавлении следует соблюдать такой порядок, чтобы в плавильные котлы засыпалась раньше порция тугоплавкого копала и после ее расплавления прибавлялись требуемые по рецептам более легкоплавкие копалы и др. смолы. Эта предосторожность уменьшает пригорание смол и дает болеесветлые оттенки Л., но на практике почтивсегда мастера смешивают сразу дробленыекопалы и смесь подвергают одновременнойплавке. Плавка и варка представляют собой самые сложные и трудные операции в производстве Л. При плавлении копалов происходит обильное выделение летучих продуктов, легко воспламеняемых, поэтому устройство лаковарных очагов требует специальных приспособлений. Плавка копалов и варка Л. на крупных заводах производятся в больших медных котлах емкостью в 30—40 ведер, помещаемых на очагах, устроенных в полу лаковарни. Над котлом находится воронкообразный железный колпак, с тягой, для отвода летучих продуктов. Котел снабжен цепью, посредствомкоторой, с помощью установленного вблизи крана, он во всякое время может быть снятс очага. Во все время плавки, начало которой определяется появлением тяжелых паров и газов в виде дыма, копал перемешивается железной мешалкой. По окончании плавки, что узнается по прекращению выделения дыма, котел снимают с очага, и врасплавленный копал, при постоянном перемешивании, вливают по частям определенную порцию олифы, предварительно подогретой до 250° Ц.; затем котел опять устанавливают на очаг и начинают варку. Эта операция требует особенного знания и опыта. Все достоинство Л. зависит от определенияконца его варки. Л. недоваренный или переваренный бракуется. Конец варки определяется постоянными пробами варимого Л. Пробы эти производятся помощью стекляннойпалочки, которой варимый Л. берут каплямина плоское стекло, и по цвету, густоте и липкости этих капель узнают окончание варки. Сваренный Л. снимают с очага и даютостыть до 200° Ц. По достижения этой температуры начинают, при постоянном перемешивании, приливать по частям заранее отвешенную порцию скипидара, причем котел помещают под колпаком с тягой, так как разбавка Л. скипидаром сопровождаетсясильным выделением паров и газов. Затем Л. дают остыть и остывший, готовыйЛ. сливают в отстойные резервуары. На малых заводах, а некоторые Л. и на заводах крупных варят в медных котелках меньшего размера, емкость которых не превосходит 4—5 ведер. Для таких котелков (ручных) устраиваются особые очаги и самые котелки имеют специальную конструкцию со шлемом, отводящим газы в вытяжную трубу, и отверстием, через которое помощью мешалки производится постоянное перемешивание содержимого котелка. Плавка и варка производятся точно так же, как и в больших котлах. Классическим рецептом масляного Л. считается следующий: 14 ч. копала, 43 ч. олифы и 25 ч. скипидара. При этом, однако, следует заметить, что всю суть лакового производства составляют выбор и пропорция копалов, особенности приготовления олифы и способ плавления копалов и варки Л. Отстаивание масляных Л. производится в особых отстойных отделениях, где помещаются соответствующие резервуары. Отстойное отделение должно иметь температуру не ниже 20° Р и быть свободно от сырости. Резервуары делаются из котельного железа вместимостью от 50 до 100 пд. Л. Для каждого сорта Л. должно иметь, по крайней мере, два резервуара, так как отстаивание продолжается не менее 6-ти месяцев. Отстоявшийся Л. переливается и запаивается в жестяные галлоны, вмещающие от 5 фн. до 1 пд. Л., в которых Л. и поступают в продажу. Масляные Л. подразделяются на экипажные, малярные и специальные. Между экипажными Л. отличают: Л. подготовительный — для подготовки поверхности под окраску, Л. под №№ 2 и 3 — для первых слоевлакировки по окраске под шлифовку и Л. № 1 и № 0 — для последних слоев лакировки экипажей. Из Л. малярных отметим Л. половые, которых бывает несколько номеров, по цвету и качеству. Они отличаются особенной твердостью пленки и идут для лакировки крашеных полов. Л. малярные копаловые, копало-янтарные — тоже по несколько номеров — предназначаются вообще для лакировки по дереву и по всякой окраске, если требуется блеск и если поверхность подвержена влияниям наружной атмосферы. Из лаков специальных имеют большое значение различные сорта Л.: кожевенных, клееночных, обойных, жестяных, черных японских и пр. Подробности производства, применения и испытание лаков см. И. С. Оссовецкий, "Малярное дело".
И. С. Оссовецкий. Δ.
Лак (франц. laque) — название красок, представляющих соединение красящих органических веществ с так называемыми основаниями, чаще всего с гидратом и основными солями глинозема, с магнезией. Эти краски, стертые на масле, прозрачны и потому были бы очень полезны и даже незаменимы в некоторых случаях в живописи, но, к сожалению большей частью, не противостоят действию света и воздуха. Особенно непрочны Л. кошенильные (laques carminé es, de Paris, de Vienne), различные стиль де грен (de grain) — Л. сложного состава. Л. резедовый (l. de gaude — Reseda luteola) считается более прочным; цвет его желтый. Он есть соединение лютеолина с глиноземом и его солями. Вполне прочен только крапплак или Л. гарансовый (Krapplack, laque de garance), которого красное красильное вещество извлекается из искусственного ализарина. Этот лак есть соединение ализарина и пурпурина с гидратом глинозема и стирается на масле. Индийская желтая (Indisches gelb, jaune indien) не есть собственно Л., но по физическим свойствам может быть причислен к таковым. Прочен и употребляется в акварельной и масляной живописи. Зеленые Л., продаваемые под различными названиями, суть смешения желтых Л. с различными синими красками; при очень красивых тонах отличаются непрочностью. Зеленый минеральный Л. — название, несвойственно данное фабрикантами краске, приготовляемой из купоросов — медного и цинкового. Черный Л., приготовляемый из отвара кампешевого дерева, средней хромово-калиевой соли и уксусной кислоты на масле и не приготовляется.
Ф. Я.