ср.
Процесс действия по знач. глаг.: лакировать.
или искусство покрывать разного рода предметы лаком (см.) — состоит в том, чтобы, во-первых, подготовить поверхность, которую хотят лакировать и, во-вторых, наложить на нее самый лак. Употребляемые для этого средства и приемы весьма разнообразны и зависят как от рода, так и от свойства и назначения лакируемого предмета. Искусство лакирования особенно процветало на Востоке, а именно: в Китае и Японии, где, по всей вероятности, и получило свое начало. В Европе Л. начало совершенствоваться во Франции только в настоящем столетии и в последнее время достигло такой высокой степени совершенства, что выделываемые на французских фабриках лакировочные изделия нисколько не уступают оригинальным китайским или японским и почти совершенно вытеснили их с европейских рынков. У нас, в России, а именно, во Владимирской губ., в уу. Меленковском и Судогодском, крестьяне целыми деревнями занимаются приготовлением точеной и резной лакированной деревянной посуды. Этого рода изделия на сотни тыс. руб. ежегодно вывозятся во все концы России и каждому из нас хорошо известны. Но здесь не заметно никакого совершенствования в деле Л., которое как производилось в старину, так производится и в настоящее время. Способы Л. зависят прежде всего от материала лакируемых предметов, а потому различают Л. по дереву, по бумаге, картону и папье-маше, по металлу и пр.
1) Л. по дереву: Л. деревянных изделий бывает двух родов: а) Л. дерева, имеющего свой натуральный цвет, и б) Л. дерева, разрисованного под другую породу или покрываемого цветным лаком. а) Л. дерева нормального цвета или протравленного. Л. предметов небольших, которые не подвержены трению, напр. рамки для картин и пр., производится спиртовым лаком; для музыкальных же инструментов, токарных изделий, а в особенности, мебели употребляется по преимуществу густой копаловый лак. Предмет, назначенный для Л., должен быть тщательно отделан, выглажен напильниками и пемзовой бумагой, и когда поверхность на нем будет совершенно гладкая и отшлифованная, тогда приготовляют не слишком густую клеевую воду из кельнского клея и напитывают ею, пока она еще горяча, деревянный предмет один или два раза. При этом рисунки или надписи, для которых горячий клеевой раствор может быть вреден, покрывают слабым холодным раствором гуммиарабика. Проклейка делается единственно с целью сбережения лака, который без нее всосался бы в поверхность лакируемого предмета. Когда покрытая клеевой водой поверхность высохнет, ее еще раз протирают пемзовой бумагой или хвощем и приступают к Л. Для светлых пород дерева, вроде клена, белой березы, ясеня, употребляется лак, приготовленный из выцвеченного шеллака, и, вообще, все лаки прозрачные и бесцветные; для Л. же темных пород и поделок употребляются лаки цветные, красные, оранжевые, зеленые и черные. При выборе лаков следует обращать внимание на то, чтобы при встряхивании бутылки капли лака не оставались на ее стенках, а легко бы стекали вниз. Предметы покрываются лакомв умеренно теплой комнате, но никак не на открытом воздухе или сквозном ветре. Работа производится широкой волосяной кистью; при этом полосы, проводимые кистью, должны идти равномерно и кистью не нужно касаться вторично уже пройденного ею места. В особенности нужно соблюдать осторожность при наложении лака на углах и краях, дабы лак не потек струйкой по лакируемому предмету. Для наложения лака в таких местах лучше брать небольшие кисточки. При обыкновенной комнатной температуре через 3—4 часа лак высыхает. Первое наведение лака, посредством куска ваты, служит как бы грунтовкой для следующих лаковых слоев, потому что первый, а иногда и второй слой впитываются совершенно, ничего не оставляя на поверхности предмета, которую необходимо покрывать от 3 до 5 раз, смотря по твердости и плотности дерева, вообще — пока она не сделается гладкой и блестящей. Каждый слой лака должен сохнуть от 3—4 час. и ни в каком случае не следует уменьшать этого времени. Если после третьей лакировки начинают полировку, то нужно сушить даже 6 час. После пятого и последнего слоя обыкновенно не приступают к полировке ранее 12 час. При некотором навыке можно достигнуть Л. столь гладкой и блестящей поверхности, что полирование окажется излишним. Это особенно важно для дешевых предметов. Вообще же большие гладкие поверхности необходимо шлифовать и полировать, так как без этого они никогда красивыми не будут. Шлифовка производится так: растирают и вспенивают в воде трепел и, обмакнув в него суконку, трут ею поверхность кругообразно до тех пор, пока она не сделается гладкой. Для полировки же обмакивают мягкую тряпку из старого полотна в деревянное масло или свежий жир и, сильно нажимая, полируют уже отшлифованные места. После этого берут другую такую же тряпку, обмакивают в муку и стирают жир, после чего поверхность представляется совершенно гладкой и зеркально блестящей. Для придания большей прочности и наибольшего блеска Л., последняя полировка делается посредством одного трения куском чистой и мягкой фланели. б) Л. дерева цветным лаком. Протрава вообще употребляется редко, обыкновенно же деревянные предметы окрашивают цветным лаком. Необходимые для этого красильные вещества: желтые — гуммигут, шафран и куркума; красные — драконова кровь, орлеан и сандальное дерево; черные — асфальт и пр. и их смешения. Краску растворяют в винном спирте, процеживают через хлопчатую бумагу и, прибавив немного спиртового лака, покрывают дерево таким образом, чтобы все прожилки выступали как у натурального. Из красок, лучшая для этой цели — черная, которая приготовляется из франкфуртской краски и виноградного угля. Когда краска высохнет, ее протирают пемзовой бумагой или хвощем, шлифуют, а потом покрывают лаком и полируют. Для окрашивания мелких изделий употребляется асфальтовый лак, как более темный. Для этого рода работ употребляется преимущественно спиртовой лак, так как он дешевле копалового (см. Лак), и притом каждый его может легко приготовить сам. Однако, для прочной лакировки, например точеных изделий, копаловый лак нельзя заменить спиртовым. При отделке предметов из елового и вообще мягкого дерева, не имеющего красильных слоев, нужно подделать его под твердую породу и вывести прожилки искусственно. Это чаще всего встречается при Л. мебели, окон, дверей, ставней и проч. Для предметов, подверженных действию изменений температуры — копаловый лак является незаменимым. Прежде чем покрывать предмет этим лаком, нужно дать лаку отстояться; если он приготовлен на месте, то не может быть употреблен в дело ранее 3 месяцев, потому что свежий лак не имеет того блеска и не может ровно крыть. Первый слой лака должен быть очень жидок для того, чтобы мог сполна всосаться в дерево— в противном случае, оставаясь лишь на поверхности, он ложится неплотно, неровно, последствием чего являются отсутствие блеска, морщины и отскакивание от поверхности. Вот почему гораздо лучше покрыть дерево несколько раз жидким лаком, чем один раз густым. Разбавлять лак терпентинным маслом (скипидаром) в холодном состоянии нельзя, потому что лак в этом случае делается тусклым и образует осадок. Нужно поступать так: налив терпентинное масло на лак и, дав ему согреться в теплой печи, затем уже перемешивают с терпентинным маслом. Каждый новый слой лака наносится только тогда, когда предыдущий совершенно просох, и это повторяется до тех пор, пока предмет не будет блестеть ровно и изящно. В летнее время слой лака просыхает в 48 часов, но всегда лучше испытать— просох ли лак или нет. Испытание производят, прикладывая к покрытой лаком поверхности руку, и если рука не прилипает к ней и не оставляет после себя ни малейшего следа, то лак просох, и можно наносить новый слой лака. Для полирования этого лака тонко растирают в воде пемзу и трепель и трут предмет мягким войлоком, после чего старательно вымывают и высушивают. Затем берут пережженный и мелко истолченный олений рог, в котором обмакивают пальцы и полируют около углов; на плоских поверхностях сначала полируют с большим количеством воды, которое потом уменьшают, и, наконец, полируют уже совершенно без воды. Пальцы постоянно вытирают тряпкой, так что в конце полируют чистыми пальцами без порошка. Полезно потом прополировать предмет шелковой тряпочкой с жиром, а затем снять его пудрой или мукой. Необходима крайняя чистота: при соблюдении ее сберегается труд иЛ. получается превосходного качества. Л. деревянных классных досок производится особым черным копаловым лаком, который должен обладать такими качествами, которые бы дозволяли на этих досках писать мелом и грифелем, не портя их лакировки. Для этого после наложения лака на доску, зажигают этот еще влажный слой, потом покрывают второй раз лаком, хорошо высушивают, полируют и обмывают, после чегодоска уже может быть употребляема в дело. Как сказано было выше, Л. точеной посуды во Владимирской губ. составляет издавна предмет целой промышленности. Приемы, употребляемые там крестьянами, состоят в следующем: предметы, выточенные из осинового дерева, весьма мягкого и пористого, легко впитывающего как воду, так и масло, обмазывают жидкой глиной и, дав просохнуть в теплой печи, покрывают по глинесырым льняным маслом и ставят в жарко натопленную печь. Эту операцию называют вапованием. Вынутый из печи и остывшийпредмет получает твердость и становится непроницаемым для воды и жара; он так тверд, как будто сделан из кости. Приготовленный таким образом предмет покрывают раза два или три тонким слоем олифы иставят каждый раз на некоторое время вжарко натопленную печь (жарят). Предмет после этого представляется как бы лакированным. Для получения олифы масло долго варят с золой и суриком, а затем нагревают в жаркой печи в продолжение нескольких дней (томят). Обработка простых вещей этим и ограничивается, а некоторые из них, напр. самые простые ложки, считаются готовыми и по первому разу. Предметы, назначенные в раскраску, лудят; для этого обмакивают кусок бархата в сухой оловянный порошок [Порошок приготовляют следующим образом. Раздробленное олово толкут в металлической ступке с мышьяком и декстрином, растворенным в воде.На фунт олова берут кусок белого мышьяка величиной с орех. Раствор декстрина употребляется для устранения соединения при ударе пестиком кусочков металла, разбитых перед тем. Разбитую в ступе массу растирают тщательно курантом на камне, как это делают при растирании красок. Когда масса измельчена, ее кладут в чашку, наливают туда воды и взбалтывают. Тонкий порошок олова, висящий в воде, сливают, дают отстояться, собирают и высушивают. Оставшийся после отмучивания более тяжелый порошок металла вторично растирают] и растирают его по всей поверхности предмета. Когда предмет вылужен, тогда его раскрашивают, употребляя обыкновенно только киноварь и сажу, как не изменяющиеся от действия жара. Раскрашенный предмет ставят в менее жаркую печь, а когда краска подсохнет, покрывают несколько раз тонким слоем олифы, каждый раз ставя в не очень жаркую печь. Под конец вещь ставят в сильно нагретую печь и держат ее там подольше; после этого она принимает весьма блестящую лакировку, а пожелтевшая олифа сообщает оловянной поверхности золотистый цвет. Все эти операции сушки, вапования, Л., раскраски, прожаривания и т. д. производятся с целыми партиями предметов. Надо заметить, что слишком большой жар плавит оловянную поверхность и портит лак, напротив — слабый жар не дает лаку достаточной твердости. Чем более тонким слоем была наводима олифа и чем большее число раз предмет побывал в печи, тем лучше. Такой лак не боится горячей воды.
2) Л. по бумаге картону и изделиям из папье-маше. Для покрытия лаком этикетов, билетов, ярлыков и пр. употребляется раствор рыбьего клея (в пропорции 1 унции клея на ½ литра воды). Им покрывают печатный шрифт два или три раза, после каждого раза давая ему просохнуть, затем шрифт покрывают еще раза 2 мастиковым лаком. Кисть для покрывания этим лаком надо взять широкую и не густую, из верблюжьей шерсти, и водить ею слегка. На картонных фабриках Л. картонов производится так. Когда картонный лист совершенно остынет и высохнет, то его хорошо выглаживают, три или четыре раза нажимая плющильником, а потом для Л. мочат в чане с лаком таким же образом, как мочат и бумагу для наклейки. Покрывают также лаком посредством щеточки, но, во всяком случае, надо класть на лист 2 слоя лака и притом второй уже тогда, когда первый совершенно высох. Когда оба слоя высохнут, тогда картон проводят раза два через лощило, а для полировки употребляют стеклянный или стальной цилиндр, двигающийся по мраморной доске. Употребляемый для этого лак изготовляется из белого клея, вишневого клея и винного спирта в 75°. Это самый простой способ Л. картона. Но для лучшего Л. поступают следующим способом. Прежде всего, надо выбрать такое место, где бы не было пыли и где бы температура была постоянно умеренная, особенно если употребляется лак на спирту. На холоде лак свернется, будет беловат, неровен, а в сильном тепле будет дуться, лупиться и слезать. Лаком на масле можно крыть и в тепле. Лак должен быть чистый, перед покрытием его надо взбалтывать кисточкой. Держать надо его в небольших сосудах. Для Л. употребляются широкие щетки или кисти для бритья небольших размеров; впрочем, это зависит от величины и формы лакируемых предметов. Рельефные фигуры, орнаменты и пр. нужно лакировать тоненькими кисточками. Кисточкой водят быстро и равномерно, избегая водить два раза по одному и тому же месту, особенно, если лак спиртовой, скоро высыхающий. — Если лакированную вещь не надо полировать, то ее надо до 4-х раз покрыть спиртовым или от одного до 3-х раз масляным лаком. Можно класть слои эти разом, не просушивая их; но непременно надо просушить последний слой — независимо от того, будет ли или не будет лакируемая вещь полироваться. Лучшими лаками для этой работы считаются лак Тенгри и лак Мере. Л. изделий из папье-маше производится внутри и снаружи подогретым жидким янтарным лаком так, чтобы он проник внутрь массы, после чего они просушиваются в сушильной печи при 110 до 115° Ц. Такое покрывание янтарным лаком продолжается до тех пор, пока поверхность не сделается твердой и как бы покрытой корой. — Ее можно затем шлифовать пемзой или хвощем, а также обточить на токарном станке. Наносимые краски растираются с янтарным лаком, а окрашенные предметы высушиваются в сушильной печи при температуре, не превышающей 70—80° Ц. После этого они снова шлифуются до тех пор, пока поверхность их не сделается гладкой и ровной.
3) Л. по металлу не представляет особых затруднений и каких-либо сложных приемов. — Предмет, подлежащий Л., должен быть тщательно очищен и отполирован; не следует прикасаться к нему руками, дабы металл не потерял своего природного блеска и не имел пятен, которые могли бы быть видны после Л. Перед Л. предметы нагревают, а равно самые лаки, через что достигается большая прочность лакового покрова. Перед употреблением в дело копаловые лаки разводят терпентинным маслом. Предметы, покрытые лаком, кладутся в сушильные шкафы, защищенные от пыли.
Э. Ф.