ламуты, ламутов, ед. ламут, ламута, муж. Прежнее название эвенов.
устаревшее название эвенов.
мн. устар.
То же, что: эвены.
— одно из тунгусских племен, кочующих на самом крайнем СВ Якутской области, в Сибири. Их можно встречать на всем пространстве между pp. Индигиркой и Колымой, где они обитают совместно с тунгусами и юкагирами; но главнейший их юрт располагается по правому берегу р. Большого Анюя и к Ю от Анюя до, сев. берегов Охотского моря, у Гижигинского залива. По свидетельству доктора Кибера, Л. говорят особым языком, совершенно отличным от тунгусского и юкагирского и чрезвычайно приятным для слуха; но какой это язык — остается доселе неизвестным. Общее число Л. в настоящую пору не превосходит 3000. Они разделяются на шесть наслегов, каждый из которых имеет своего князька, но перед русской администрацией все эти наслеги составляют одно целое, управляемое одним головой. От прочих тунгусских племен Л. отличаются чертами лица: глаза у них очень узкие и маленькие, щечные кости широкие и выпуклые, нос чрезвычайно мал. Обычное жилище Л. как летом, так и зимой — юрты, выстроенные из шестов, покрытые выделанными оленьими шкурами, окруженные низенькой галереей. Посредине юрты очаг, служащий как для согревания ее, так и для освещения. Домашняя утварь — чугунный котел, несколько деревянных и кожаных сосудов и массы оленьих шкур, служащих седалищем и постелью; есть еще деревянный ларчик, для хранения образов. Единственное богатство Л. — олени, как ручные, так и дикие. Первые размножаются частью путем естественного приплода, частью охотой и приручением диких молодых оленят. Охота на диких оленей, с целью добывания пищи, производится главным образом в два срока: или ранней весной, когда дикие олени переходят с Ю к тундрам Ледовитого моря, или осенью, когда они из этих тундр передвигаются на Ю, к лесистым побережьям Охотского м. Местом охоты в обоих случаях бывает главнейше р. Анюй. Л. убивают еще для пищи лебедей, гусей, уток, морских кур и зайцев, но сравнительно в малом количестве, ибо в летнюю пору они занимаются главным образом рыболовством. Прирученных оленей Л. не едят даже в крайности. Богатым у северных Л. считается тот, кто имеет до 80 ручных оленей, у южных, близ Охотска, есть богачи, имеющие по несколько тысяч этих животных. Л. гостеприимны, веселы, добры, хотя и лукавы; развиты очень мало, имеют весьма ограниченные понятия и о религии. Когда были обращены Л. в христианство — неизвестно, но в настоящее время все они, по возможности, крестят своих детей и заключают браки по православному обряду, хотя приход в 500 и 600 в. в том краю вовсе не редкость, и кочевые Л. часто проживают целый век, не видя священника. Необходимым условием заключения брака является уплата калыма, обыкновенно оленями. Молодая мать нередко кормит своего ребенка грудью до 5-ти летнего возраста. В общем Л. народ здоровый и достигают глубокой старости; 60 летний старик почитается у них еще в лучших летах и способным к охоте. Эпидемические болезни среди Л. очень редки; больше всего страдают они воспалением глаз, естественным результатом постоянного едкого дыма в юртах и белизны покрытых снегом тундр. Сами Л. не имеют никакого понятия о медицине, хотя наблюдают астрономические явления и даже изобрели собственный календарь: он состоит из брусочка с 365 рубцами и с особенными отметками праздников. Сношения Л. с русскими очень незначительны. В старину был обычай, по которому русские воеводы и комиссары назначали Л. собираться на 6 декабря в определенный пункт на Анюе, для внесения ясака; к этому же сроку приезжали в указанный пункт русские купцы для торговли с Л. Обычай такой ярмарки на "зимнего Николу" сохранился и доселе, но постоянно обманываемые русскими, Л. теперь почти не торгуют сами, а передают свои пушные товары более ловким юкагирам.
А. П.