лары, ларов, ед. лар, лара, муж. (лат. lares) (поэт. устар.). В древнеримской мифологии - покровители родины и домашнего очага; употр. чаще в сочетании: лары и пенаты. «О вы, отеческие лары, спасите юношу в боях!» Пушкин. «О лары и пенаты, от зависти людской мое сокройте счастье!» Батюшков.
| перен. Домашний очаг. Вернуться к своим ларам и пенатам.
в римской религии божества - покровители семьи и дома. Их изображения находились у очага или в специальной небольшой комнате. Почитались также лары - покровители дорог, их изображения ставились на перекрестках. В переносном смысле - синоним дома, домашнего очага.
(греч. ήρωες). — Первоначально под этим именем были известны добрые духи земли, позднее — души предков и духи-покровители обитаемых людьми мест. Первоначальный культ Л. видел в них покровителей лугов, виноградников, дорог и всякой сельской деятельности. Культ Л. был весьма распространен во всей Италии. Они почитались как L. publici — покровители перекрестков (L. compitales), защитники против врагов (L. hostilii), помощники в путешествиях (viatores, permarini), защитники государственного благосостояния и города (L. praestites). Как охранители семейства (L. familiares), они были L. privati, заботились о благополучии семейства и о здоровье детей, принимали участие в семейных радостях и горе. В их культе сказалась семейная основа государственного строя (см. Fustel de Coulanges, "La cit é antique"). L. publici, под именем L. compitales, имели на перепутьях (compita) алтари. Культ их находился в ведении коллегий, состоявших из ремесленников и рабов. После Сатурналий, в январе, справлялся в честь Л. праздник, отличавшийся свободой и разнузданностью и специально установленный для низших классов общества. Позднее, когда религиозный смысл праздника стал теряться, демагоги пользовались беспорядочными сходками для своих политических целей, что заставило Цезаря уничтожить этот праздник. Август, учредивший должность magistri vicorum, восстановил культ Л., поручив его заботам этих mаgistri и их ministri. К двум Л. он прибавил третьего, которого назвали гением Августа. Изображения Л. семейных ставились на очаге в комнате, где семейство принимало пищу. О Л. должна была заботиться преимущественно хозяйка дома: она содержала очаг в чистоте, украшала его венком в календы Ноны и Иды, приносила Лару его долю пищи и др. даров. Первого мая (в майские календы) справлялся годовой праздник в честь Л. (Laralia). Жрецом был всякий хозяин очага. Во время семейных праздников и радостей Л. украшались венками, цветами и листьями. Праздник в честь Л. permarini был установлен по поводу счастливого возвращения Л. Эмилия Регилла, после морского сражения с Антиохом. Изображения Л. делались из камня или металлов; они представлялись молодыми, с протянутой кверху правой рукой, в которой был рог, и вытянутой вперед левой, в которой была чаша. Так их изображали со второй пунической войны. Их всегда было два; сохранялись они в особых lararia (ящичках). Позднее их ставили при входе в дом или рядом со спальней. Л. часто смешивают с пенатами (см.), но последние с самого начала были божествами кладовой, следовательно— домашнего благосостояния и довольства, тогда как Л. лишь впоследствии стали божествами семейства. Ср. Hertzberg, "De diis Romanorum patriis" (1840); Schoemann, "Dissertatio de Geniis, Manibus et Laribus" (1840); Scharbe, "De Genus, Manibus et Laribus dissertatio" (1854, Casani); Jordan, "De Larum imaginibus atque cuitu" (1862, в "Annall d. Instit.".
H. О.
(лат. Lares)
в римской мифологии божества, которые охраняли дом и семью. Римляне верили, что, когда семья покидала дом, л. охраняли его. Первоначально л. считались покровителями земельных участков и людей, обрабатывавших их (L. familiares). В городе л. считались также покровителями перекрестков (L. compitales). Жертвоприношение л. было обязательным во время каждого семейного праздника. Кроме домашних л., римляне различали и общественных, которые считались покровителями города и государства. Ежегодно 23 декабря римляне праздновали Ларалии, или Компиталии.
Немировский А.И. Идеология и культура раннего Рима. Воронеж, 1964.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
древнеримские мелкие божества, охранявшие дом и семью (подобно домовым). В отличие от пенатов Л. были связаны с домом, с домашним очагом и семейной трапезой, с деревьями и рощами, посвящавшимися им в усадьбе. Согласно поверьям, когда семья навсегда покидала свое жилище, Л. оставались в доме, а пенаты следовали за хозяевами. Считалось, что Л. охраняли хозяев не только дома, но и во время путешествий, на войне, на полевых работах. Изображения домашних Л. помещались в особом шкафу (ларарии) около домашнего очага, по соседству с изображениями пенатов. Римляне почитали также общественных Л., считавшихся покровителями города и государства. К. ним причисляли Акку Ларентию, Ромула и Рема и др. Улицы города также имели своих собственных Л.-покровителей, алтари которых ставились на перекрестках.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
В римской мифологии - духи мертвых, хранители домашнего очага. Наряду с Пенатами - духами, охраняющими кладовую, - Лары почитались в каждом римском доме. Кроме того, Лары почитались как покровители общины и добрососедских отношений.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
в римской мифологии злые духи или души умерших, которые являются на землю и преследуют людей и мучают грешников в подземном царстве.
Ла́ры - в римской мифологии божества домашнего очага, общины, города.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
в римской мифологии хранители стен человеческого жилища, добрые духи, никогда не покидавшие дом, в отличие от пенатов, которых можно было взять с собой при переезде на другое место. Лары, как и пенаты, хранились возле очага в особом щкафчике-ларарии, дверцы которого при семейных праздниках открывали, чтобы лапу могли повеселиться вместе с людьми. Перед божествами ставили в особой посуде яства и напитки, а в дни рождения кого-нибудь из членов семьи ларарий украшали цветами. Когда мальчик в первый раз надевал мужскую тогу, он посвящал свой детский амулет - буллу (золотой шарик-медальон, который носили подвешенным на шее все свободнорожденные римские мальчики) ларам.