— машина, служащая для подъема тяжестей на умеренную высоту и состоящая из соединения ворота с системой зубчатых колес. Вращением рукояток приводится в медленное вращение вал ворота и на этот вал навивается канат, на который надета тяжесть. Если через п 1 , п 2, n3... назовем число зубцов на маленьких колесах (шестернях), а через m1, m2, m3 ... число зубцов больших колес, сцепляющихся с шестернями; через b назовем сумму радиусов вала и каната и чрез а — плечо рукояток, то между силой Р, прилагаемой к рукояткам, и грузом Q, поднимаемым Л., имеется соотношение:
P = (п 1∙ п 2∙n3...)/(m1∙m2∙m3...)∙(b/a)∙Q.
В хорошо сделанных машинах на трение теряется до 10%, так что во вторую часть формулы надо ввести множитель 0,9. В корабельных Л. употребляются конические фрикционные барабаны. Грузы до 5 тонн можно подымать лебедкой с одним зубчатым перебором, при содействии блоков. Для грузов до 25 тонн употребляются Л. с двойной зубчатой передачей (см. фиг.).
Без помощи блоков поднимаемый груз в 4 раза меньше. Для поднятия значительных тяжестей применяются более сложной конструкции паровые, гидравлические и электрические Л., в которых наматывающаяся на барабан веревка заменена цепью или проволочным канатом.