(греч.)
1. Царь Мессении, сын Периера и дочери Персея Горгофоны, брат Тиндарея и Икария, отец Фебы и Гилаиры, похищенных Диоскурами у их женихов Афаретидов.
2. Сын пелопоннесского царя Эномая, влюбленный в нимфу Дафну. Л. прокрался к ней, переодевшись в женское платье, но его хитрость была раскрыта, и по приказу Аполлона он был убит спутницами нимфы.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
1. Царь Мессении, у которого Кастор и Поллукс похитили дочерей - Гилаейру и Фебу. Сыновья Левкиппа Идас и Линкей попытались отбить своих сестер, в результате чего Кастор был убит. Зевс, который был отцом Поллукса (Полидевка), разрешил ему посещать через день своего погибшего смертного брата в царстве мертвых.
Если хочешь ты поровну с ним разделить удел, -
Половина дыхания твоего будет в глубях земли,
Половина - в золотых чертогах небес, -
говорит Зевс у Пиндара ("Немейские песни", 10).
Рубенс использовал этот сюжет для картины "Похищение дочерей Левкиппа".
2. Левкипп (ок. 500-440 до н. э.). Греческий философ, современник и соратник Демокрита. Ввел в атомистику три новых понятия:
1) абсолютной пустоты;
2) атомов, движущихся в пустоте;
3) механической необходимости, которое сформулировал так: "Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-либо основании в силу необходимости".
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(греч. Leukippos)
(VI - V вв. до н.э.)
греческий философ-материалист, основоположник теории атомизма, автор сочинений «Большой диакосм» и «О разуме», из которых сохранились лишь фрагменты.
Маковельский А.О. Древнегреческие атомисты. Баку, 1946.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(предпол. 500 - 440)
др.-гр. философ, родонач. атомизма. Происх. из Элей, из Милета или из Абдер (Фракия), слушал Зенона Элейского. Л. приписывается авторство соч. «Великий диакосмос» и «Об уме», но существует также предположение, что он ничего не писал. Многие фр-ты Л. были включены в корпус соч. Демокрита уже в IV в. до н. э., изложение его филос. концепции есть у Аристотеля и Ипполита. Учению элеатов о едином бытии Л. противопоставил свою теорию множественности бытия, предполагавшую наличие небытия, к-рое Л. отождествлял с пустотой. Пустота необходима для постоянного движения атомов, единых, неизменяемых сущностей, бесконечно малых по величине, сочетание к-рых образует изменяемые предметы. Их соединение и распадение создают видимость возникновения и уничтожения, в то время как движение и множественность действительно существуют. Миры (в т. ч. светила, Солнце и Луна) образуются и разрушаются в результате космич. вихрей и сплетения атомов. Учеником Л. был Демокрит.
М. О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)