28 сентября 2024
450 тысяч слов
+44 за сегодня

Значения слова лейтмотив

все
Словарь Ушакова
Этимологический Словарь Русского Языка
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Словарь музыкальных терминов
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой

Словарь Ушакова

лейтмотив

лейтмотив, лейтмотива, муж. (нем. Leitmotiv, букв. руководящий мотив) (книж.).

1. Гармонический или мелодический оборот, постоянный звуковой образ (преимущественно в опере), употр. композитором для характеристики какого-нибудь героя или какого-нибудь переживания, сценического положения и повторяющийся всякий раз при появлении героя или при наступлении данного положения в ходе действия (муз.). Лейтмотивы в операх Римского-Корсакова.

2. перен. Основная мысль, руководящее начало, главный тон. Лейтмотив книги. Лейтмотив рассуждения.

Этимологический Словарь Русского Языка

лейтмотив

Немецкое – Leit (ведущий), Motiv (мотив).

В русском языке слово появилось в XIX в. в буквальном значении.

Слово ведет свое начало из немецкого языка. Является новообразованием, состоящим из двух слов.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

лейтмотив

(от нем. leitmotiv — ведущий мотив) — повторяющийся элемент произведения, носитель его основной идеи.

Рб: композиция и сюжет

Род: мотив

Асс: идея, повтор

* "В литературном произведении элементы, имеющие особо важное значение, могут повторяться много раз. По сходству с музыкальными такие повторы, выступающие носителями основных идей произведения, принято называть лейтмотивами" (Энциклопедический словарь юного литературоведа). *

Словарь музыкальных терминов

лейтмотив

(нем. Leitmotiw — ведущий мотив) — музыкальная тема, свя­занная с определенным образом, идеей, явлением, неоднократно по­вторяющаяся в опере, балете, симфонии и т. д. и дающая характе­ристику определенного лица или отвлеченного понятия. Лейтмотив особенно широко использовали Н. Римский-Корсаков, Дж. Верди, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, П. Чайковский, С. Прокофьев, Д. Шостакович и др.

Энциклопедический словарь

лейтмотив

(нем. leitmotiv, букв. - ведущий мотив), музыкальный оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции. Используется с кон. 18 в. в опере, с 19 в. - в балете и программной инструментальной музыке. Сложную систему лейтмотивов применял в своих операх Р. Вагнер. Термин "лейтмотив" имеет и более широкое значение: как определение доминирующего начала в деятельности человека, в цепи событий.

Словарь Ожегова

лейтмотив

ЛЕЙТМОТИВ, а, м.

1. Основной мотив, повторяющийся в музыкальном произведении.

2. перен. Повторяющаяся в какомн. произведении основная мысль, идея.

3. перен. Основная идея, то, что проходит через что-н. красной нитью. Л. выступления доклада.

| прил. лейтмотивный, ая, ое (к 1 знач.).

Словарь Ефремовой

лейтмотив
  1. м.
    1. Музыкальный оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления и т.п.
    2. перен. Основное положение, ведущая мысль, неоднократно повторяемая, подчеркиваемая.
Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово лейтмотив может быть

Предложения со словом лейтмотив

  • Для создателей операционной системы Apple вторая часть лейтмотива касается инженеров из Microsoft.
  • » – и мы видим, что вся тема музыкально построена на этом Шекспировом лейтмотиве.
  • – Здесь начинается проходящий через все «Листки» второй лейтмотив – страстное обсуждение одной из основных проблем христианской религиозной философии – антиномии свобода воли vs необходимость, обусловленная уходящей в прошлое цепью причинно-следственных отношений.
  • Ощущение дублирующейся реальности – глубинный существенный лейтмотив романа.

Цитаты со словом лейтмотив

  • Ни одного сколько-нибудь связного суждения, ни одной отвлечённой мысли человек не выскажет без того, чтобы не выдать себя с головой, бессознательно не вложить в них всё своё «я», не передать символически лейтмотив и исконную проблему всей своей жизни.
    Томас Манн
  • Ни одного сколько-нибудь связного суждения, ни одной отвлечённой мысли человек не выскажет без того, чтобы не выдать себя с головой, бессознательно не вложить в них всё своё «я», не передать символически лейтмотив и исконную проблему всей своей жизни.
    Томас Манн