см. Айванская долина.
(белый; Ис 33:9) — название возвышенной цепи гор, в северной части Палестины, на границе между Иудеею и Сириею тянущейся на в. от Акко (Суд 3:3), «до входа в Емаф» (Амос 6:14). Он называется так, вероятно, от снега, постоянно лежащего на вершине Ливанских гор. Ливанский хребет тянется более чем на 100 англ. миль в длину и имеет около 20 миль в ширину. Высочайшая вершина оного возвышается на 10 000 футов над уровнем моря. Цепь Ливанских гор разделяется р. Литани на две части. Виды местностей среди этих гор нередко представляются дикими и величественными, и почти ни с чем несравнимы в своем живописном величии. Во многих долинах среди Ливанских гор живут в значительном количестве частью Марониты-христиане, имеющие здесь много монастырей, частью Магометанские Друзы. Произведения почвы разнообразны и труды земледельца при благоприятных условиях щедро вознаграждаются. Вино Ливанское славится здесь еще доселе (Ос 14:8). Когда-то росли здесь громадные леса кедров, но в настоящее время все они почти истреблены, за исключением разве некоторых величественных вековых представителей оных, вечно зеленеющих доселе. Климат на горах разнообразный, смотря по возвышенности и положению местностей, большею частью очень здоровых и служащих любимыми убежищами для жителей в жаркое время. Мореплаватели издалека уже от самого о. Кипра, на расстоянии 30 франц. миль, видят как бы тянущиеся в облаках линии и вершины гор Ливанских, поднимающихся множеством террас одна над другою. Снег на Ливанских горах зимою лежит в большом количестве, и он, как мы уже заметили выше, постоянно остается на наиболее возвышенных частях гор. Вот почему здесь много источников и потоков, берущих свое начало на Ливане и большею частью впадающих в Средиземное море. Так в Песн 4:15 воспевается источник — «колодезь живых вод, вытекающих с Ливана». Цепь гор под названием Антиливан (у Арабов: Джебель-ешь-Шарки), в Библии часто называется Ермоном. Библейские указания на Ермон многочисленны и разнообразны. По завоевании земли Ханаанской И. Навином, часть территории Ливана была также покорена, но многие из древних жителей его, именно Евеи, были оставлены здесь на жительство (Суд 3:34), и всем хорошо известен тот факт, что Финикияне владели значительною частью Ливанских гор, даже во времена Соломона. Этот царь заключил договор с Хирамом, царем Тирским, о доставке ему Ливанских кедров для построения храма в Иерусалиме (3 Цар 5:1-18). О кедрах Ливанских в Свящ. Писании упоминается очень часто, начиная со времени Судей (Суд 9:15) и до позднейшего времени (Ис 14:8, Иер 22:23, Зах 11:1-2). Долина, тянущаяся вдоль восточной стороны Ливана, называется долиною Ливанскою (Нав 11:17), ныне — Эль-Бека. Дворец, выстроенный Соломоном, называется в 3 Цар 7:2, «домом из дерева Ливанского», потому что он преимущественно был построен из кедров Ливанских. Строились из кедрового дерева также и корабли. Можно думать, что Соломон имел и летний дворец на Ливане, слывший под названием «башни Ливанской, обращенной к Дамаску» (Песн 7:5). На вершинах Ливана часто отправлялись языческие идолослужения, и на оные, вероятно, указывает пр. Иеремия в своей книге (22:20-23). Кедры для постройки второго храма доставлялись с Ливана (1 Езд 3:7. См. Кедровое дерево). В Библии встречаются также указания на хищных птиц и зверей, гнездившихся во множестве в ущельях этих гор (4 Цар 14:9, Иез 17:3). Гибель Ливанских кедровых рощей предсказал пр. Исаия в следующих словах: «Земля сетует, сохнет, Ливан постыжен, увял» (33:9). Пророки часто брали прекрасные образы для изображения минувших или будущих событий с величественных гор Ливанских (как, например, Ис 29:17, 35:2). «Слава Ливана придет к тебе (Иерусалиму), — восклицает пр. Исаия в одном месте, — кипарис и певг и вместе кедр, чтоб украсить место святилища Моего, — и Я прославлю подножие ног Моих» (60:13). «Я буду росою для Израиля, — говорит об Иегове пр. Осия, — он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан» (14:6).ЛИВАН (Исх 30:34) — чистое, душистое вещество с желтоватым оттенком, острое и горькое на вкус, но необыкновенно приятно-пахучее. Дерево, из которого добывается означенное благовонное вещество, растет в Аравии. Чтобы получить его на дереве, делают надрезы, и оно свободно вытекает из них. В русской Библии оно переведено иначе: ладан
1.
Лив’ан (белый) — горная страна на севере Палестины, состоящая из цепи гор, протянувшейся вдоль побережья Средиземного моря более, чем на 150 км (собственно Ливан), и другой цепи, параллельной первой (называемой Антиливан или Ермон), на восточной стороне которой расположен Дамаск. Между горными хребтами простирается Ливанская долина. С одного из склонов Ермона берет свое начало Иордан. Ливан в древности был покрыт кедровыми и кипарисовыми лесами, славился множеством диких зверей. Некоторые его вершины круглый год покрыты снегом. Ливан является северной границей обетованной земли.
2.
лив’ан (Исх.30:34 ; Лев.2:1,2,16; Лев.24:7 ; Чис.5:15 ; Иер.41:5) — см. ладан.
А. Географическое положение Ливана
♦ северо-восточная часть земли обетованной:
Втор 11:24; Нав 13:5,6
♦ земля гор и долин:
Нав 12:7; Суд 3:3
♦ гора Ермон расположена там:
Нав 11:17
Б. Значение Ливана для Израиля
♦ никогда не был полностью занят Израильтянами
Нав 13:5,6
♦ дерево оттуда использовалось при постройке первого храма:
3Цар 5:6-10
♦ дерево оттуда использовалось при постройке дома Соломона:
3Цар 7:2,3
♦ дерево оттуда использовалось при постройке второго храма:
Езд 3:7
В. Ливан как символ
♦ величия Создателя:
Пс 103:16
♦ могущества Создателя:
Пс 28:4-6
♦ плодовитости богоизбранного народа:
Пс 71:16; Пс 91:13-15
♦ нового мира искупленных:
Ис 35:1,2; Ис 60:13
♦ красоты и величия:
Песн 3:6–9; Песн 5:15
♦ значения царского дома:
Иер 22:6,7
♦ надменности человека:
Ис 2:12-18
м. устар.
То же, что: ладан.
(у римлян Libanus, y евреев Libanon — белые горы, у арабов и теперь Dschebel-Libn à n) — горы в Сирии, принадлежат к той горной системе, которая начинается Синайской группой на полуо-ве между заливами Суэц и Акаба, тянется к С через каменистую Аравию, Палестину и Сирию, параллельно вост. берегу Средиземного моря, и примыкает к Тавру в глубине залива Скандерун. Л. образует среднюю, высшую часть этой горной системы, подымается приблизительно под 33º20' с. ш. над долиной (которая отделяет его от гор Галилеи), тянется к С, имея около 30 км. ширины и склоны к 3 и В и круто спускается под 34 3/4º с. ш. Средняя часть Л., собственно Джебель-Либнан арабов, образует нагорье 45 км длины, поднимающееся по направленно с Ю на С; на Ю его возвышается Джебель-Саннин (2698 м), на С. — Джебель-Макмель (3052 м) и Дхор-эль-Ходиб (Dhor-еl-Chodib, 3067 м). У подножья последней горы идет дорога из Триполиса в Дамаск через Л., на перевале достигая высоты 2324 м. Около 400 км ниже этого пункта, около часовни маронитов, находится небольшая кедровая рощица — остаток некогда огромных кедровых лесов. Центральные части Л. состоят из известняка с залежами железняка, на нем напластован угольный песчаник с залежами каменного угля. Обе системы изобилуют диоритами. Склоны Л. образованы из мела, мелового мергеля и буроугольного песчаника (Molasse). Горы ущелисты и обрывисты, покрыты каменными обломками, мало облесены; многочисленные источники, ручьи и речки. Долины узки, но плодородны. Обитатели, где только возможно, устраивают искусственные террасы для разведения табака, шелковицы, смоковницы и возделывания пшеницы, ячменя и винограда. Богатство страны составляют шелковичные плантации (особенно многочисленные на зап. склоне Л.) и связанное с ними шелководство, продукты которого вывозятся в Верхи. Италию и южн. Францию. С В к Л. примыкает долина Эль-Бекаа (El-Bek â a), 20 км ширины, отделяющая его от Анти-Л. (см.). На Л. насчитывается до 700 местечек. Жит. около 230000: они делятся на многие племена и религиозные общины, между которыми существует старинная вражда. Главные племена: марониты (см.) на С и друзы (см.) на Ю. Есть также греки-униаты и православные; магометан очень мало. Когда к 1840 г. Сирии была возвращена Египтом турецк. султану, были выговорены некоторые административные привилегии для христиан Л. Однако, из опасения, что попечения о маронитах, соединенных с католическою церковью, усилят влияние Франции, те же льготы были даны и друзьям, в которых Турция и Англия искали политической поддержки. Новое управление было введено, после двух народных восстаний, в 1845 г. Племена стали управляться раздельно двумя каймакамами; в местностях смешанного населения действовали особые установления. В 1860 г. это устройство было уничтожено вследствие революционного движения среди маронитов. Восстание, в котором турецкие власти открыто приняли сторону друзов, привело к резне христиан, которой положило конец только вмешательство Европы; Л. был занят французскими войсками, и затем вся горная область поставлена теперь под управление христианского наместника, с 36 каймакамами.