в христианстве молитва, состоящая из повторяющихся коротких молебных воззваний. Латинское слово лат. litania образовалось от греческого греч. λιτή, означающее «молитва» или «просьба». Литании могут адресоваться к Христу, Деве Марии или святым. Наиболее часто употребляется в богослужебной практике Католической церкви.
История
Прообразом литании, вероятно, были издревле принятые в Сирии молитвенные распевы с частым повторением Кирие («Kyrie eleison» — транслитерация греч. Κύριε ἐλέησον — «Господи помилуй»). Позднее они вошли в богослужебную практику Западной Церкви. В 529 году Везонский собор постановил «Да будет поддержан сей красивый обычай провинций Востока и Италии. Пусть "Kyrie eleison" будет исполняться на мессах, утренях и вечернях, потому что это пение так мило и приятно, что продолжайся оно хоть день и ночь без перерыва, не способно было бы породить отвращение или скуку».
Количество повторений молитвы определял священник. Литания с повторением «Кирие» вошла в бревиарий в раздел ежедневных молитв и в монастырский бревиарий для «Часов»(Устав св. Бенедикта, IX, 17). В зависимости от того повторялись «Кирие» и другие мольбы единожды или чаще, литании получили названия planæ, ternæ, quinæ, septenæ.
Публичная набожность христиан стала всеобщей ближе к V веку и процессии часто проводились в дни, святые для язычников. Эти процессии с иконами и другими религиозными символами также назывались литаниями. В Риме процессии, возглавляемые Папами, проводились очень часто, особенно в Великий Пост, в воспоминание Страстей Христовых. Эта церемония, начатая Римской церковью, получила имя «Главная Литания» (Litania Major) или «Романа» (Romana). Она была приурочена к 25 апреля, дню проведения языческого фестиваля Робигалии (Robigalia).
В 590 году, когда эпидемия, вызванная наводнением Тибра, опустошала Рим, папа Григорий Великий повелел исполнять литанию «Septiformis».
Одной из самых известных литаний, сложившихся позднее, в XV—XVI веках, является Лоретанская литания к Деве Марии, названная так по итальянскому городу Лорето, известному месту христианского паломничества.
Богослужебное использование
В настоящее время в Католической церкви наиболее распространены семь литаний:
* Литания Святейшему Имени Иисуса
* Литания Драгоценнейшей Крови Христовой
* Литания Святейшему Сердцу Иисуса
* Литания Пресвятой Деве Марии (Лоретанская)
* Литания святому Иосифу
* Литания всем святым
* Литания пресвятой Троице
Литании поются или читаются в храме, как правило, в соединении с мессой или другими богослужениями. Во время богослужения священник читает первую часть каждого воззвания, а народ в храме хором повторяет прошение. Литании могут читаться также в рамках частной молитвы.
Литания Пресвятой Деве Марии читается в мае, месяце, посвящённом Богородице, в первые субботы каждого месяца и в дни богородичных праздников. Литания Святейшему Сердцу читается в июне и обязательно в день праздника Святого Сердца Иисуса. Литания всем святым читается в латинском обряде во время таинства крещения.
(от гр. litareia — просьба, моление) — песнопение или молитва о помиловании или заступничестве в католическом песнопении.
(лития)
молитвословие, употреблявшееся во время крестного хода, а также поминальная молитва либо в виде краткой панихиды (молитвы за усопших), либо в виде обряда, совершаемого в западной части храма во время праздничной всенощной церковной службы. В последнем случае освящали хлеб или пшеницу, вино, елей.
(греч. litaneia)
торжественная молитва в католической ветви христианства; также - длинный перечень:
* "Каталогизация всех этих способов в силу ее общности - занятие бесплодное; критика способов дезинформации превышает практические возможности, кроме этого декламировать литанию фальши - занятие удручающее". - Фантастика и футурология *
♦ (ENG litany)
(греч. litaneia от litaneuein - молиться)
тип молитвы, используемый в публичных богослужениях: часто - молитва священнослужителя или пастора и отклики на нее присутствующих верующих.
— краткое молитвословие у католиков. Прототипом для нее послужили некоторые псалмы, например 118-й и 138-й. Л. совершаются обыкновенно во время церковных процессий. Различают малую и большую Л.; образец первой под именем рогации (rogatio — прошение, моление) дан св. Мамертом (около 452 г.), второй — св. Лазарем миланским (432-449) или Григорием Великим. Главные черты римско-католич. Л. удержались в богослужении лютеран и моравских братьев; у реформатов они являются лишь в виде исключения.