литургия, литургии, жен. (греч. liturgia) (церк.). Обедня, главное христианское церковное богослужение.
(греч. leiturgia — служба, богослужение) — главное богослужение в православной и католич. церквах. У католиков называется мессой (от лат. missa — отпускание) по фразе, которой богослужение объявляется оконченным — «Ite, missa est». Л. в христианстве появилась еще в эпоху античности. Ядро ее составляет таинство евхаристии. Сформировалась л. путем добавления к таинству др. ритуальных действий, молитв, песнопений. В различных церквах в поздней античности и Раннем Средневековье создавались свои образцы л. (Антио-хия, Александрия, Константинополь, Рим, Карфаген и т. д.). В конечном счете в визант. церкви утвердились литургии Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Двоеслова. В католич. церкви в ходе унификации обрядности, связанной с установлением в зап. христианстве главенства рим. пап, единственной формой л. стала рим. месса. Особую роль в этом сыграло распоряжение франкского короля Пипина Короткого, обязавшего в 754 г. всех подвластных ему епископов пользоваться только рим. литургич. книгами.
Л. представляет собой сложное драматизированное действие; в основе ее символики — земная жизнь Иисуса Христа, особенно его крестная жертва, открывшая людям путь к спасению. В религ. жизни людей Средневековья л. занимала центр, место и воспринималась как важнейшая часть ритуализированной жизни человека. И хотя подавляющее большинство верующих не знало латыни, на которой совершалась месса, она оказывала глубокое эмоциональное воздействие. К л. следовало тщательно готовиться, и многие люди, ощущая свою греховность, опасались подходить к причастию. В средние века ритуал л. был строго зафиксирован в литургич. книгах, в которых устанавливалось, в какой день и какие отрывки из Библии следует читать, какие молитвы произносить. Таким образом был создан годовой литургич. цикл. Существенным нововведением было появление в X в. в мессе органной музыки.
Лит.: Wierusz-Kowalski J. Liturgika. Warszawa. 1956.
христианское богослужение, сопровождающееся пением, музыкой; в православной церкви – обедня, всенощная; в католической – месса, реквием (заупокойная месса).
(греч. leiturgia)
государственная повинность в греческих полисах, которую несли богатые граждане и метеки: они должны были оплачивать определенные государственные расходы. Различали два вида л.: обычная и чрезвычайная. К первой принадлежали хорегия (оплата хоров для театральных спектаклей), архифеория (финансирование посольств, отправляющихся на религиозные праздники), гимнасиархия (содержание гимнасиев); к другой относилась триерархия (содержание экипажа корабля и уход за кораблем). Введение л. преследовало две цели: ослабить противоречия между богатыми и бедными, а также укрепить оборонное могущество государства за счет частных лиц.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
(греч. «общее дело»)
БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ – важнейшее христианское богослужение, на котором не только возносятся молитвы и песнопения к Богу, но и приносится Ему, под видом хлеба и вина, таинственная бескровная жертва Тела и Крови Христовых за спасение всех людей – живых и умерших. Для теснейшего соединения с Господом Спасителем и достижения через это вечной жизни (см. Ин. 6, 53-54) Тело и Кровь Христовы предлагаются на литургии верующим для вкушения. Отсюда таинственная бескровная жертва называется «Таинством Причащения». А так как жертва эта соединяется с благодарственным воспоминанием неизреченной любви Господа к роду человеческому, то она называется еще «Евхаристией», или «Благодарением». Часто литургию попросту называют «Обедней». Обедня – народное название. Называется она так потому, что во время ее совершения верующим предлагается духовная трапеза, Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, и совершается она всегда перед обедом. Слово «литургия» в переводе с греческого языка означает «общее дело». В первые века христианства всякое общественное богослужение, состоящее из молитв, песнопений, чтения Священного Писания и поучений, называлось литургией. А само Таинство Причащения – «вечерей», «вечерей любви», «вечерей Господней» и «таинственной вечерей», а иногда «трапезой» и «преломлением хлеба». Эти названия получили свое происхождение от той Божественной Тайной вечери, которую Иисус Христос совершил со Своими учениками перед Своими страданиями (см. Мф. 26, 20-30; Мк. 14, 17-26; Лк. 22, 14-39). «Вечерей любви» Таинство Причащения называлось еще и потому, что сразу же после причащения устраивалась вечеря, т.е. ужин для всех, на который состоятельные христиане, движимые христианской любовью, приносили хлеб, вино, масло и другие продукты для всех присутствующих.
С IV в. словом «литургия» стали называть только такое богослужение, на котором приносится жертва за живых и умерших и совершается Таинство Причащения. Божественная литургия совершается в воспоминание всей земной жизни Спасителя. В последовательном порядке евангельских событий на Божественной литургии вспоминаются: рождение Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии, Его торжественное явление миру, учение, чудеса, установление Им Таинства Причащения, Его страдания, смерть, воскресение и вознесение на небо.
Таинство святой Евхаристии установлено Самим Иисусом Христом на Тайной вечери накануне Его страданий и смерти на Кресте во искупление всего человечества: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26-28; ср. 1 Кор. 11, 24-25). Причастив учеников Своим Пречистым Телом и Своей Пречистой Кровью, Христос заповедал им (а в лице их и их преемникам, и всем православным христианам) всегда совершать это Таинство в Его воспоминание, сказав им: сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19).
Приступающие к евхаристической трапезе возвещают смерть Христа и становятся участниками Его жертвы. Через общение в святом причащении все православные христиане соединяются во едино Тело Христово, становятся сынами Божьими, достойными вечной блаженной жизни.
Современный чин Божественной литургии сложился не сразу. При апостолах совершение Евхаристии сопровождалось чтением Слова Божия, пением священных песнопений, поучениями и молитвами. Состав литургии, бывший при апостолах, послужил образцом и руководством для литургии и на все дальнейшие времена. Но самый чин Божественной литургии во времена апостольские и ближайшие к ним не был записан, а передавался через устное предание, – из предосторожности, чтобы язычники не узнали тайн христианского богослужения. Письменное изложение переданной от апостолов литургии началось лишь не ранее III в. Вследствие этого в разных Церквах невольно являлись некоторые разности в чине литургии, хотя основные и существенные части ее и оставались всегда неизменными. Так, например, были чины литургии: литургия с именем апостола Иакова, литургия с именем евангелиста Марка, литургия, записанная в Постановлениях Апостольских, и др. В IV в., когда христианство восторжествовало над язычеством и когда в среде самого христианства стали особенно обнаруживаться ереси и расколы, появилась настоятельная потребность объединить все существовавшие в разных Церквах чины литургии, ввести однообразие и единство в совершении ее и тем предохранить ее от всяких произвольных и злонамеренных искажений и добавлений, в особенности со стороны еретиков. Это и выполнили отцы Церкви: свт. Василий Великий и свт. Иоанн Златоуст. Свт. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, упорядочил литургию устной формы, написав единый чин Божественной литургии. В основу этой литургии он положил литургию апостола Иакова, брата Господня, лишь несколько сократив ее. Свт. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, еще более сократил чин этой литургии. Авторитет этих составителей и достоинство их трудов были причиной того, что их чины быстро распространились по всему Востоку и устранили потребность в составлении новых. Впоследствии оба чина литургии были дополнены лишь немногими новыми песнопениями и молитвами.
Литургия свт. Василия Великого совершается 10 раз в году: 14 января, в первые пять воскресных дней Великого поста, в Великий Четверг и Великую Субботу, в сочельники перед Рождеством Христовым и перед Богоявлением, или в самые дни этих праздников, когда сочельник (навечерие) бывает в субботу или воскресенье. 16 раз в году (по средам и пятницам каждой седмицы Великого поста, кроме Beликой Пятницы, в четверг на пятой неделе, а также в Великий Понедельник, Великий Вторник и Великую Среду) совершается Литургия Преждеосвященных Даров. До 592 г. она совершалась по устному преданию, а потом была записана Григорием Двоесловом, папой Римским. На этой литургии освящение Даров не происходит, и причащаются Святыми Дарами, освященными на предыдущей полной литургии.
Бывают определенные дни в году, в которые не положено совершать литургию, а именно: в среду и пятницу Сырной седмицы, в понедельник, вторник и четверг всех шести седмиц Великого поста (кроме четверга пятой седмицы) и в Великую Пятницу. Современная литургия мало чем отличается от апостольской. В основе ее, как и прежде, – чтение Апостола, Евангелия и Псалтири, освящение Даров и молитва за весь мир. Литургия состоит из трех частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных. Совершается она в следующем порядке. Сначала через особое священнодействие приготовляются вещества для Таинства Евхаристии из принесенных даров – хлеба и вина и при этом совершается поминовение членов Церкви Христовой – небесной и земной (проскомидия), потом приготовляются верующие к Таинству (литургия оглашенных), потом совершается само Таинство и верующие причащаются Тела и Крови Христа Спасителя (литургия верных).
Проскомидия – слово греческое и в переводе означает «принесение». Такое название проскомидия получила от обычая древних христиан приносить вещество, необходимое для совершения литургии (вино и хлеб). Веществом для Таинства Евхаристии служили и служат хлеб пшеничный, чистый, квасной и красное виноградное вино. Иисус Христос и апостолы для Таинства Евхаристии употребляли квасной хлеб, поэтому Церковь строго соблюдает этот порядок. Вино употребляется красное потому, что красный цвет напоминает цвет крови. В вино добавляется вода в воспоминание того, что из прободенного ребра Спасителя на Кресте истекли кровь и вода (см. Ин. 19, 34). Из принесенных даров предстоятель, т.е. священник, отбирал наилучшие для совершения Таинства Евхаристии, а все остальное предназначалось на содержание клира и на устройство общих трапез после богослужения. Священнослужитель молился за жертвовавших христиан и за их близких, живых и умерших.
С течением времени, когда упразднена была братская трапеза, эти приношения прекратились, однако в Церкви сохранился обряд, напоминающий этот древний обычай. Теперь христиане передают в алтарь маленькие, но тоже квасные пшеничные хлебы с изображением Христа, Святой Троицы, Богородицы, святых или Креста Господня. Этот хлеб называется просфорою (в переводе с греческого – «приношение»). Она круглая и состоит из двух частей (верхней и нижней) в ознаменование того, что в Иисусе Христе два естества – Божеское и человеческое. На верхней части просфоры с изображением креста имеется надпись ИС ХР – НИ КА, т.е. Иисус Христос – Победитель. На проскомидии священнослужитель вынимает частицы из просфор и молится по запискам, переданным в алтарь вместе с просфорами, за принесших их и за их сродников и близких, живых и умерших. Вынутые частицы кладутся на дискос и в конце литургии опускаются в Чашу со Святыми Дарами, при этом священник молится словами: «Отмый, Господи, грехи зде поминавшихся Кровию Твоею честною», а просфоры возвращаются тем, кто их подал.
Наша Святая Православная Церковь для совершения Таинства Евхаристии употребляет пять просфор в воспоминание чуда, которое сотворил Христос, насытив пятью хлебами пять тысяч человек.
Поскольку проскомидия есть не что иное, как приготовительная часть к самой литургии, то с ней Церковь соединила воспоминание о первоначальной жизни Христа. Как первоначальная жизнь Иисуса Христа от рождения до выхода Его на проповедь протекала в неизвестности, в полной сокровенности от народа, так и проскомидия совершается в алтаре при закрытых дверях и задернутой завесе, тайно, незримо от народа, а для молящихся во время совершения проскомидии читаются часы.
Вторая часть Божественной литургии называется литургией оглашенных потому, что при совершении ее вместе с верными могут присутствовать и оглашенные, т.е. готовящиеся к Крещению. В древности на ней присутствовали также кающиеся, отлученные от Святого Причащения за тяжкие грехи, а также еретики, иудеи и язычники. Содержание этой части литургии – учительное, огласительное, так как в состав ее входят преимущественно чтения пророчеств, Апостола и Евангелия. Эта часть Божественной литургии соответствует жизни Иисуса Христа посреди людей, которых Он оглашал (поучал) словом истины. Она посвящена воспоминаниям о жизни, учении и деятельности Иисуса Христа со времени крещения Его Иоанном Крестителем до торжественного входа Его в Иерусалим, т.е. посвящается воспоминаниям евангельских событий, протекавших около трех с половиной лет. Вся она проникнута духом евангельской радости... Христос приходит в мир и приносит ему благую, радостную весть о Царствии Божием, об открытых вратах в новый мир красоты и света, в жизнь с Богом.
Третья часть Божественной литургии называется литургией верных, так как на ней, по древнему чиноположению, имели право присутствовать только крещеные (верные). Литургия верных состоит в принесении Богу жертвы хвалы и благодарения, т.е. Евхаристии, творимой в воспоминание Господа нашего Иисуса Христа. Священнодействия этой литургии посвящены воспоминаниям о входе Иисуса Христа в Иерусалим на вольные страдания ради нашего спасения, о Тайной вечере, о Его страданиях и смерти, о Его славном воскресении из мертвых и вознесении на небо.
В состав этой литургии входят следующие части: перенесение честных Даров с жертвенника на престол, приготовление верных к присутствию при совершении Евхаристии, претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, приготовление верных к причащению и причащение, благодарение за причащение и, наконец, благословение на выход из храма.
(греч. - общее дело) - самое главное богослужение христианской Церкви. Установлена Самим Иисусом Христом на Тайной вечери. Центральным моментом литургии является таинство евхаристии - пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. В настоящее время служатся три варианта литургии: литургия Иоанна Златоуста - служится почти круглый год; литургия Василия Великого-служится десять раз в году: накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, в день памяти святого Василия Великого 1/14 января, в 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е воскресенья Великого поста, в Великие (Страстные) четверг и субботу; наконец, литургия Преждеосвященных Даров, составленная святителем Григорием Двоесловом в 6 веке, - совершается только Великим постом.
(гр. leiturgia, буквально: всенародное дело) — богослужение православной церкви, соответствующее католической и протестантской мессе, сопровождающееся пением и инструментальной музыкой. Классическим образцом является литургия П. Чайковского. К жанру литургии обращались А. Гречанинов, Н. Черепнин, С. Рахманинов и др.
(греч. «общее дело», «общее служение») денежная повинность, возлагавшаяся государством на богатых граждан в древнегреческих полисах (например, гимнасиархия - содержание в течение года гимнасия). Со II века н.э. этим словом стали называть христианское богослужение. Оно состоит из собственно литургии, во время которой осуществляется Евхаристия, таинств (треб) и общественных церковных служб. Вечерня, повечерие, полунощница (заутреня), утреня, первый, третий, шестой и девятый часы составляют службы церковного суточного круга.
(греч. общее дело) - главное из общественных богослужений, во время которого совершается таинство причащения. В настоящее время в православной церкви совершаются литургии трех чинопоследований: литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия Преждеосвященных Даров. В раннехристианские времена существовали и другие последования литургии, которые с течением времени вышли из богослужебного употребления (в т.ч. литургия ап. Марка, совершавшаяся в Александрии до XII в., когда она была заменена византийским чином). Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста основываются на древней литургии, составленной, по преданию, ап. Иаковом, которая была в IV в. переработана соответственно св. Василием Великим и св. Иоанном Златоустом (в дальнейшем чины Василия Великого и Иоанна Златоуста дополнялись и развивались, так напр. в V в. в чин литургии было введено пение трисвятого и Символа веры). Поэтому общее построение литургий одинаково, различия касаются преимущественно молитв евхаристического ка нона, литургия Василия Великого более продолжительна. Вне Великого поста литургия Иоанна Златоуста совершается во все дни года, кроме тех дней, когда совершается литургия Василия Великого; Великим постом литургия Иоанна Златоуста совершается в субботние дни, в праздники Вход Господень в Иерусалим и Благовещение (если на Благовещение не попадают дни, когда совершается литургия Василия Великого). Литургия Василия Великого совершается накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, в день памяти св. Василия Великого - 1 января ст. ст. (14 января нов. ст.), в первые пять воскресений Великого поста, в Великий Четверток и Великую Субботу. Чин литургии состоит из трех частей - проскомидии (подготовительной), литургии оглашенных (на которой разрешается присутствовать оглашенным) и литургии верных (на которой им не разрешается присутствовать). Литургия оглашенных состоит из: литургийного благословения, великой ектений, пения антифонов, песни догматического содержания "Единородный сыне", блаженны (в воскресные дни), входа с Евангелием, пения тропарей и кондаков, трисвятого, прокимна, чтения Апостола, аллилуария, чтения Евангелия, ектений сугубой и об оглашенных. Литургия верных состоит из: ектений, Великого входа при пении херувимской песни (в дни Великого Четвертка и Великой Субботы вместо херувимской песни поются другие молитвы), просительной ектений, Символа веры, евхаристического канона, просительной ектений, молитвы "Отче наш", причащения священнослужителей в алтаре, пения причастна, причащения мирян, малой ектений, заамвонной молитвы, 33 пс., отпуста. Во дни Великого Четвертка и Великой Субботы литургия Василия Великого совершается в соединении с вечерней: вечерня служится до чтения паримий, затем читаются литургийные Апостол и Евангелие и далее совершается литургия обычным чином.
главное из христианских богослужений, совершаемое утром. На литургии причащают подготовившихся к таинству причастия мирян. Что касается самого чина, в настоящее время принято служить три различных чинопоследования: литургию Иоанна Златоуста, литургию Василия Великого и литургию Преждеосвященных даров. В первые века христианства существовали и другие разновидности литургии, которые в наши дни вышли из употребления. Литургия Иоанна Златоуста и литургия Василия Великого, по преданию, составлены на основе древней литургии апостола Иакова. Со временем они развивались и дополнялись, однако их построение в общих чертах оставалось практически одинаковым. Различия между литургией Иоанна Златоуста и Василия Великого касаются только молитв, читаемых во время евхаристического канона. В чине литургии Василия Великого используют более продолжительные молитвы, а хор вместо «Достойно есть» поет «О Тебе радуется». Из-за этого литургия Василия Великого более продолжительная по времени. Во время Великого поста по субботам и воскресеньям совершают литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста. Литургию Иоанна Златоуста совершают в обычные дни, а литургию Василия Великого – только в дни, предусмотренные Уставом. Чин литургии подразделяют на три части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных, на которой не разрешается присутствовать некрещеным и оглашенным.
Помимо литургии Иоанна Златоуста и Литургии Василия Великого, во время Великого поста по средам и пятницам служат литургию Преждеосвященных даров. Этот чин служат также по четвергам пятой недели Великого поста и в Великий понедельник, Великий вторник и Великую среду на Страстной седмице. В последовании литургии Преждеосвященных даров нет евхаристии, а причащение производят Преждеосвященными дарами. Чин литургии Преждеосвященных даров введен Григорием Двоесловом по подобию литургии, совершаемой в некоторых восточных странах. Ее служат вкупе с вечерней, на ней не бывает проскомидии и она состоит из двух частей: литургии оглашенных и литургии верных. На литургии оглашенных поют стихиры на «Господи воззвах», «Свете тихий» и читают паримии. Затем после молитвы Ефрема Сирина читают Евангелие. Литургия верных начинается входом с Преждеосвященными дарами и пением «Ныне силы...» (вместо «Херувимской»). Затем после пения «Отче наш», причащения священников и мирян читают псалом 33 и бывает отпуст. Чин Преждеосвященной литургии Преждеосвященных даров очень древний, поэтому он сильно отличается от привычной нам литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого. Последние две отличить друг от друга может только человек, часто посещающий церковь.
, -и, ж.
Христианское церковное богослужение.
* Утренняя литургия. *
|| прил. литургический, -ая, -ое.
* Литургические тексты. *
(греч. leiturgia)
в христианстве - религиозный обряд в церкви, богослужение:
* "А миф подскажет нам, как исполнять буквальные обязанности (например, нужно любить ближнего) и как литургическо-сакральные. Речь идет, к примеру, о литургии претворения. В первом случае бренность мы преобразуем так, чтобы, насколько это возможно, восторжествовала парадигма нетленного мира, а во втором - символическими действиями пытаемся сам миф выразить бренными средствами". - Фантастика и футурология *
* Теоретической базой вполне эффективной технологии порою служил миф или суеверие; в этом случае технологический процесс либо начинался с магического ритуала (например, целебные свойства лекарственных трав приписывались заклятью, произносимому при их собирании или употреблении), либо же сам превращался в ритуал, в котором прагматический элемент неразрывно переплетался с мистическим (таков ритуал постройки лодки, в котором производственный процесс носит литургический характер). - Сумма технологии *
ЛИТУРГИЯ, и, ж.
1. Утреннее или дневное христианское богослужение, включающее в себя молитвы, песнопения, чтение священных книг, проповеди и другие обрядовые действия. Служить, слушать литургию. Совершение литургии.
2. Цикл духовных песнопений. Литургии П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова.
| прил. литургический, ая, ое. Ранние литургические молитвы (заимствованные из синагогального наследия). Литургическая музыка.
• Литургическая драма средневековое религиозное представление, входившее в пасхальную или рождественскую церковную службу.
(от λιτός — общий и εργον — дело) — название главнейшего из христианских богослужений, существующего, хотя и не в одинаковом виде и значении, у всех христианских вероисповеданий и выражающего главные идеи христианского миросозерцания и главные цели христианской церкви. Л. установлена самим Иисусом Христом на Тайной вечере. Из 1-го послания к коринфянам (XI, 18-34) видно, что при апостолах Л. соединялась с "вечерями любви", или агапами (см.). Во времена Иустина (полов. II в.) такое соединение более не существовало. О содержании Л. апостольских времен известно лишь (Ефес. V, 18, Колос. III, 16), что в состав ее входили чтение св. Писания Ветхого Завета, пение псалмов, священных песней ветхозаветных и песнопений собственно христианских, поучения (1 Кор. глава XIV) и молитвы (Деян. II, 42). Состав и порядок первобытной Л. определялись усмотрением предстоятеля, который, по выражению Иустина, возносил молитвы и благодарение так долго, как мог и сколько позволяло время. Писанных книг при богослужении не было. Даже в IV в. молитвы Л. импровизировались, о чем свидетельствуют Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский. Лишь карфагенские соборы 397 и 407 г. постановили, чтобы "новые молитвы" не употреблялись на Л., пока не будут рассмотрены соборами. И в первые века христианства, однако, неизменно сохранялась апостольская основа или общая схема Л. Из писаний апостольских (Деян. II, 42-46, XX, 7-12; Иак. II, 1-9; 1 Кор. X, 14-22, XI, 18, XIV) видно, что Л. совершалась уже тогда "по чину", хотя этот чин не был написан, а сохранялся в устном предании. Существует предание, принимаемое всею церковью, что первые чинопоследования Л. составлены были апостолами Иаковом (для церквей иерусалимско-антиохийских) и Марком (для церквей египетских). Если известные ныне под их именами Л. и не принадлежат этим апостолам в целом своем составе, тем не менее несомненно, что многое в них апостольского происхождения. Ближайшей к апостольскому прототипу формулой Л. некоторые ученые считают древний список Л. абиссинской, относимый к половине II в. С начала II в. историю развития Л. можно проследить уже по датированным памятникам письменным, каковы сочинения Игнатия, Иустина, Климентов римского и александрийского, Иринея, Оригена, Корнелия римского, Киприана карфагенского и др. У Иустина в 1-й апологии находится уже заметное разграничение "Л. верных" от "Л. оглашенных". Во времена Иринея и Оригена (174-254) состав Л. обозначается еще яснее. Весьма древнего происхождения Л. "апостольских постановлений", содержащаяся в VIII-й их книге; за исключением одной арианской вставки и упоминания об иподиаконах, относящихся к IV в., она относится к III в., а может быть, и к более раннему времени. После II в. Л. значительно расширяется в объеме: увеличивается число чтений из св. Писания; в первую часть Л., получающую название Л. оглашенных, включаются особые молитвы о каждом классе оглашенных и кающихся; вследствие вступления в церковь большого числа лиц, научно и ораторски образованных, молитвы евхаристийные становятся и обширнее, и изящнее (о древнейшей Л., до IV в., см. Ф. Смирнов, "Богослужение в век апостольский", Киев, 1873, и "Христианское богослужение в первые три века", К., 1874). В эпоху церковной централизации (IV в.) сознана была необходимость пересмотра поместных литургий и составления одной определенной редакции Л. если не для всей церкви, то для каждого отдельного патриархата. Этим делом занялись на Востоке Василий Великий, подвергший пересмотру и сокращению общеупотребительную дотоле в патриархатах иерусалимском и антиохийском древнюю Л., носившую имя ап. Иакова, и Иоанн Златоуст, значительно сокративший Л. Василия Вел. (преимущественно ее евхаристийные молитвы), а на Западе — Амвросий Медиоланский, папы Лев Вел., Геласий и Григорий Двоеслов. Сокращая существовавшие чинопоследования Л. и отчасти вводя в их состав новые молитвы, названные отцы церкви оставляли их неприкосновенными в главных их составных частях. Хотя редакции Л., сделанные отцами церкви, получили особенный авторитет и значение, тем не менее во многих местностях, удаленных от церковно-административных центров, сохранились в большей или меньшей степени прежние национальные редакции Л., которые и развивались с течением времени самостоятельно. Таковы Л. галиканская, испанско-готфская и др. Западные Л., даже римская до Геласия, были подражаниями Л. греческим; в первые два века даже язык Л. западной был большею частью не лат., а греческий. Это объясняется тем, что на Западе до конца II в. не было даже Библии на латин. языке, а также тем, что самое христианство в зап. странах было насаждено греками и большая часть епископов на Западе в первые два века были греки по происхождению. Даже Григория Двоеслова, который придал римской Л. особый западный характер, обвиняли в пристрастии к Л. восточной. Ни Л. Василия Вел., ни Л. Иоанна Златоуста не сохранились до нашего времени в том виде, в каком вышли из рук своих составителей. Бесчисленные списки их, иногда весьма древние (Барберинов список — VIII в.), несомненно представляют много пропусков и вставок. Л. Василия Вел., сделавшись общеупотребительною у греков, была принята также церквами всей римской Азии, перешла в Александрию, к коптам, а затем к "эфиопам" в переводах на местные языки. У всех негреческих народов она приняла в свой состав много молитв, в редакции Василия не существовавших, а принадлежавших Л. Иакова, Марка и др. Попытка восстановить подлинный текст Л. Златоуста по некоторым местам его проповедей, в которых содержатся выдержки из чина Л., не имеет оснований, так как эти проповеди Златоуста относятся к антиохийскому периоду его служения, а Л. составлена им уже в бытность его в Константинополе. Во всяком случае Л. Златоуста есть переработка одной из Л. типа иерусалимско-антиохийских, всего вероятнее — Л. Василия Великого. Церковь приняла Л. Златоуста в ее позднейшей редакции как окончательный вид Л. под именем Л. константинопольской, сохранив, впрочем, право изменения несущественных частей ее применительно к обстоятельствам времени.
С VI в. начинается новый период в истории Л. Церковно-богослужебной внешности в это время стали придавать символическое значение, соединяя с каждым обрядом и каждой принадлежностью богослужения аллегорический смысл. Прежде всего результатом такого стремления было установление проскомидии в современном ее значении. Так как класс оглашенных в это время значительно уменьшился в составе, да и в соблюдении тайны больше надобности не было, то незачем было совершать проскомидию лишь после Л. оглашенных, по выходе их из храма, как было дотоле: она становится первою, начальною частью Л. В VI I в. у Софрония и в VIII в. у Германа проскомидия имеет уже почти тот вид, как и в наше время, и каждое ее действие получает аллегорическое значение. Просфора, из которой извлекается "агнец", изображает Пресв. Богородицу; нож, которым он извлекается, означает копие, которым было прободено ребро И. Хр.; покров над дискосом знаменует плащаницу, которою обвито было тело И. Хр. по снятии со креста, и т. д. Совершать проскомидию мог сначала дьякон без участия священника. Л. оглашенных в это время слилась в один состав с Л. верных; она начиналась уже так, как начинается ныне. В 536 г. после второго антифона вставлен был тропарь: "Единородный Сыне...". Малый вход был уже не просто изнесением евангелия для его чтения среди церкви, а символическим действием, знаменующим крещение И. Хр. или Его явление в мир. Песнь: "Святый Боже..." поется с 438 г. Вместо поучения после евангелия, как было прежде, явилась сугубая ектения, а за нею — ектения об оглашенных, та же, что и в наше время. Вся эта часть Л., от малого входа и до великого, получает символическое значение, изображая трехлетнюю проповедь И. Хр. Великий вход предваряется херувимскою песнию, внесенною в состав Л. при Юстине Младшем. Чем дальше, тем больше обозначается нынешний состав Л. Чтение символа веры введено в 5 10 г., пение "Достойно есть яко воистину..." — с 980 г., пение "Да исполнятся уста наша" — с 620 г. В XIV в. патриархом Филофеем редакция Златоустовой Л. установлена окончательно и в этом виде перешла в Россию при митр. Киприане. Незначительные прибавления и изменения в чине Л. продолжались, однако, и в последующее время.
Начиная с XVI в., когда в первый раз ученые стали заниматься собиранием и изданием древних национальных Л., а также их ученою обработкою, их собрано большое множество. Одних сирийско-яковитских Л. Ренодо насчитывает до 30, а Ниль — до 40. Ряд их изданий начинается трудом Памелия († 1587) "Missale ss. patrum latniorum". Подробный перечень других трудов см. в монографии профессора А. Л. Катанского "Очерк истории древних национальных Л. Запада" (в "Христианском Чтении", 1868-70 г.). Метод издания Л. у ученых неодинаков. Одни предпочитают хронологический порядок, другие — топографический, т. е. по местностям или церквам, третьи — по внутреннему сродству Л. Последний метод является господствующим; ему следуют русские издатели "Собрания древних Л." (СПб., 1874-78). Все известные тексты Л. делятся по этой системе на пять групп: 1) Л. иерусалимско-антиохийские (Л. "апостольских постановлений", греческая и сирская ап. Иакова, Барберинов список Л. Василия Вел. и Златоуста, сирская Л. Василия и Л. Григория, просветителя Армении); 2) Л. александрийская (Л. эфиопского текста "апост. постановлений", Л. ев. Марка, коптская — Кирилла Александрийского, общая абиссинцев и др.); 3) Л. месопотамские (ап. Фаддея и Марка, Л. Нестория и др.); 4) Л. западные греческого типа (галльская и испано-готфская, галликанская позднейшая, медиоланская и др.); 5) Л. западные римские (мессы пап Геласия и Григория Великого, Л. триентского собора — нынешняя Л. римской церкви). Чинопоследование Л., употреблявшееся в римской церкви в первые четыре века, доселе остается неизвестным. Некоторые памятники этого рода, издававшиеся римскими богословами под именем Л. ап. Петра или выдаваемые за первоначальную Л. римской церкви, при ближайшем рассмотрении оказались вовсе не принадлежащими к четырем первым векам. Не сохранилось даже таких памятников, из которых можно было бы видеть по крайней мере основу или схему древней апостольской Л. Рима. По мнению Мабильона, Моне, Бунзена и др., такие памятники существовали, но утратились во время вторжения варваров в Италию в V и VI вв. или же были вытеснены позднейшею римско-католическою литературою, составлявшеюся под сильным влиянием личного творчества римских первосвященников. Древнейшие подлинные Л. римской церкви находятся в сакраментариях пап Льва Великого и Геласия I, умершего около 495 г.; первый издан в 1735 г. Бланхинием по списку VIII в., второй — в 1680 г. Томазием. Ближайшим прототипом современной римской Л. служит Л. сакраментария папы Григория Вел. († 604). Григорий, прежде чем стать папой, долго находился в Константинополе; этим объясняется внесение им в Л. некоторых дополнений и изменений, заимствованных из Л. иерусалимской и константинопольской. Сделавшись общеупотребительным не только в римской, но и во всех почти западных церквах, сакраментарий Григория нигде, однако, не сохранился в своем первоначальном виде (лучшее издание его — Мураториево, 1748). Уже в VIII в. многое в Л. Григория опускалось, многое прибавлялось вследствие появления ересей, установления новых праздников и др. причин. С XI в. вследствие установившегося обычая совершать евхаристию на опресноках в римской Л. не осталось и следов тех приготовительных над священным хлебом действий и молитв, которые издревле совершались на Востоке в проскомидии. Появились различные чинопоследования мессы: для пап, для епископов разных степеней, для аббатов и простых священников, месс приходской и соборной, обетной и поминальной, месс тайных, месс, совершаемых на престолах обыкновенных и привилегированных, и т. д. Ко времени реформации пересмотр чинопоследования Л. оказался необходимым, и триентский собор (1563) поручил это дело папе. Образованная в Риме комиссия составила новый мессал, который буллою папы 1570 г. сделан был обязательным для всей римско-католической церкви (за исключением тех стран, где местная Л. оставалась неизменною в течение 200 лет). Окончательно чин римско-католической Л. исправлен при Урбане VIII в 1684 г. и с тех пор существует без изменений до настоящего времени. Текст этой Л. издается в Missale romanum и существует в русском переводе, напр. в книге Бобровницкого: "О происхождении и составе римско-католической Л." (Киев, 1873). Кроме разностей догматических (учение об опресноках и учение о моменте пресуществления Св. Даров), католическая Л. отличается от православной еще составом молитв, порядком чтений из св. Писания и богослужебными обрядами. У католиков нет священной губки, копия, звездицы, лжицы; на престоле нет евангелия; вместо антиминса на престоле имеется лишь co r porale (см.) — простой плат, который только благословляется (benedicitur), а не освящается (consecratur). Облачения священнослужителей имеют почти то же значение, что и в церкви православной, но они другого покроя и могут быть только пяти цветов: белого, красного, фиолетового, зеленого и черного. Вообще католическая Л. значительно короче православной, состоя лишь из двух частей: в первую входят молитвы, приготовительные к священнодействию (introitus), стихи из псалмов, исповедь священника, великое славословие, чтение апостола, евангелия и символа веры, молитвы, составляющие так называемые "предварения канона" Л.; вторую часть составляет самый "канон" мессы — молитвы освящения даров и причащение. Из древних Л. одна ныне существует одинаково в обеих церквах - западной и восточной; это — "литургия преждеосвященных даров" (ή των προηγιασμένων λειτουργία — missa praesanctificatorum), известная у нас также под именем Л. Григория Двоеслова. Первоначальное составление ее некоторыми восточными писателями приписывается папе Григорию Великому, а западными большею частью усвояется Востоку и относится во всяком случае к глубокой древности, ко времени постоянного, близкого общения церквей Востока и Запада. Для азиатских церквей она была редактирована Василием Вел. В 615 г. на Востоке в состав ее внесена песнь "Ныне силы небесные...". Дальнейшее редактирование ее на Востоке приписывается Герману, патриарху константинопольскому (VIII в.), а нынешний ее состав — константинопольскому патриарху Филофею (XIV в.). В VII в. она появилась на Западе в виде, сходном с тогдашнею ее восточною редакциею, в сакраментарии папы Григория Великого (который узаконил совершать ее один раз в год — в великую пятницу, что соблюдается в катол. церкви и доселе). Как видно из самого названия, Л. преждеосвященных даров есть такая Л., на которой для причащения предлагаются Св. Дары, освященные уже раньше, на предшествовавшей Л., ввиду необходимости устранить радостную торжественность полной Л., неудобную в дни поста и покаянной скорби. К Л. преждеосвященных даров присоединяются ныне богослужения, известные под именем "часов" — 3-го, 6-го и 9-го, с "изобразительными" и вечерней, причем в последних сделаны некоторые дополнения (см. "Л. преждеосвященных даров", Москва, 1850).
Л. в православной церкви может быть совершаема каждый день в году, кроме определенных церковными правилами изъятий; обыкновенно совершается Л. Иоанна Златоуста. Л. преждеосвященных даров установлено совершать в известные дни четыредесятницы. Л. Василия Великого совершается десять раз в году — в пять первых воскресений великого поста, в великий четверток, в великую субботу, накануне Рождества Христова и Богоявления и в день памяти Василия — 1 января. Л. может быть совершаема лишь в храме и только в исключительных случаях — в обыкновенном доме, но не иначе, как на антиминсе. Она не может быть совершаема никем, кроме епископа или священника. Все многочисленные церковные постановления относительно Л. и Св. Даров изложены в "Учительном известии", печатаемом в конце "Служебника", и в целом ряде дополнительных и разъяснительных к нему указов. Гражданскими законами на время Л. запрещается торговля в питейных домах. О Л. у лютеран и протестантов — см. Лютеранство, Протестантство.
Н. Б - в.