логопедия, логопедии, мн. нет, жен. (от греч. logos - речь и paideia - воспитание) (спец.). Исправление недостатков, пороков речи, срн. логопатия.
(от греч. logos - слово, речь и paideia - воспитание, обучение)
наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении средствами коррекционного обучения и воспитания; один из разделов коррекционной педагогики. Подразделяется на дошкольную Л., школьную Л. и Л. взрослых. Л. исследует структуру нарушений речи и их влияние на психическое развитие ребёнка; разрабатывает методы педагогической (логопедической) диагностики и устранения этих нарушений; организует логопедическую помощь в системе образования и здравоохранения; предупреждает, выявляет и устраняет (компенсирует) нарушения речи путём специально организованного логопедического воздействия. Воздействие включает развитие сенсорных функций, речевой моторики, рече-мыслительной деятельности, процессов внимания, памяти; нормализацию речевого общения, регуляцию социальных отношений. Методы логопедического воздействия дифференцируются в зависимости от формы и глубины нарушений, времени их наступления, наличия отклонений психического развития; условий коррекционно-образовательного процесса (детский сад, школа, санаторий и т.п.).
Логопедическую помощь оказывают специальные (коррекционные) образовательные учреждения и психолого-педагогические службы системы образования и здравоохранения.
Научно-исследовательская работа в области Л. осуществляется в Институте коррекционной педагогики РАО, подготовка педагогических кадров - на дефектологических факультетах педагогических вузов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 134-135)
См. также Дислексия, Заикание, Коррекционно-развивающее обучение, Речь, Ринолалия
Ч437
(от греч. logos - слово, речь и paideia - воспитание, обучение)
пед. наука, отрасль дефектологии, изучающая аномалии развития речи при нормальном слухе. Л. исследует природу, механизмы и проявления речевых нарушений, разрабатывает научные основы их предупреждения и преодоления средствами специального обучения и воспитания.
Первые попытки коррекции речевых нарушений описаны в трудах по сурдопедагогике в XVII в. (дефекты речи при сохранном слухе тогда не выделялись в особую проблему). Как самостоятельная научная отрасль Л. оформилась во второй половине ХIХ в. До 30-х гг. XX в. в Л. преобладало упрощенное представление о речевых нарушениях как дефектах речедвигательной мускулатуры; рассмотрение недостатков речи велось главным образом в русле разработки симптоматических приемов преодоления двигательных трудностей артикулирования. Эти вопросы, наряду с проблемой коррекции дыхательной системы, составляли основное содержание Л. Практические коррекционные мероприятия имели преимущественно медицинскую направленность.
С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности коренным образом изменилось направление Л. - на первый план стало выдвигаться пед. содержание. Современная Л., опираясь на общие принципы дефектологии, а также взаимодействуя с др. науками (психологией, физиологией, языкознанием), рассматривает речь как системное многофункциональное образование, влияющее на психическое развитие.
Недостатки речи различны по своей природе и проявлениям, по степени выраженности и влияния на психическое состояние и развитие. Одни из них (например, косноязычие) касаются произносительной стороны, другие проявляются не только в дефектах произношения, но и в нарушениях чтения и письма (дислексия, дисграфия), захватывают и лексико-грамматическую сторону речи (например, алалия, афазия). Наряду с нарушениями языковых средств существуют также отклонения в формировании речевого поведения, приводящие к заиканию.
При логопедическом исследовании, помимо произносительных дефектов, устанавливается уровень лексико-грамматического развития, овладения звуковым составом слова, письменной речью. Исследуется состояние рецепторной деятельности, познавательных процессов. Нарушения речи преодолеваются педагогическими методами; специальное обучение и коррекционно-воспитательные мероприятия по мере необходимости согласуются с медицинскими рекомендациями.
Исследования речевой патологии способствуют расширению представлений в области общей психологии и педагогики речи.
Логопедическая помощь детям с нарушениями речи оказывается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях соответствующего профиля и массовых школах, дошкольных учреждениях, детских поликлиниках и стационарах.
(от греч. logos - слово, речь и paideia - обучение), отрасль дефектологии, изучающая нарушения речи при нормальном слухе и разрабатывающая пути их преодоления и предупреждения.
ЛОГОПЕДИЯ, и, ж. Раздел дефектологии, занимающийся недостатками речи и их исправлением.
| прил. логопедический, ая, ое.
ж.
Раздел дефектологии, изучающий нарушения речи при нормальном слухе и способы их
лечения.