лодка, лодки, жен.
1. Небольшое судно для плавания по воде. Двухвесельная лодка. Парусная, моторная, гоночная лодка. Кататься на лодках.
2. Название для известных видов военных судов (мор.). Канонерская лодка. Подводная лодка.
1) общее название лёгких гребных речных судов; иногда имеют парус или двигатель. Применяются в военном деле для высадки разведчиков и десантов, спасения экипажей самолётов (вертолётов) при аварийной посадке и прыжках с парашютом на воду;
2) название некоторых классов боевых кораблей (подводная Л., канонерская Л.);
3) в авиации летающей Л. называется гидросамолёт, имеющий корпус в виде Л.
ж. Вид деревянного золотопромывального устройства (?). — Муть, образовавшаяся от воды, выливающейся в бочку, проходит в досча-тый сплоток, называемый лодкой, поставленный под бочкою, а отсюда спускается на промывку. ГЖ, 1846, № 6: 339; Лодка, или корытообразный важ-герд с граблями. ГЖ, 1843, № 10:43; Два мутилыцика с деревянными гребками, один у головки бутары и один у лодки. Там же, 44; Число действующих промывальных устройств по расчету в один день: машин коннодействую-щих 4, мутильных лодок 2, бочек 2, вашгердов 10. ГЖ, 1846, кн. IV, ч. 2: 159.
Древнерусское – лодъка.
Слово образовано от общеславянского olda (лода), т.е. «ладья», путем добавления суффикса.
Современное значение слова не изменилось: «небольшое судно для передвижения на небольшие расстояния».
Родственными являются:
Болгарское – лодка.
Чешское – lodka.
Польское – lodka.
Производное: лодочный.
1) общее название легких гребных речных судов (иногда имеют парус или мотор).
2) Название некоторых классов боевых кораблей (подводная лодка, канонерская лодка).
3) Летающей лодкой называют гидросамолет, имеющий корпус в виде лодки.
речное гребное (иногда парусное или моторное) судно. В ВМФ лодками называют корабли некоторых классов, напр., канонерская лодка, подводная лодка.
ЛОДКА, и, ж.
1. Небольшое, обычно гребное судно. Кататься на лодке. Двухвёсельная л. Парусная л. Моторная л. Надувная л.
2. Название нек-рых видов военных судов. Канонерская л. Подводная л. (боевой корабль, способный совершать плавание в подводном и надводном положении).
| уменьш. лодочка, и, ж. (к 1 знач.). Сложить ладонь (ладони) лодочкой (перен.: согнув в горсть или соединив горсти).
| унич. лодчонка, и, ж. (к 1 знач.)
| прил. лодочный, ая, ое. Лодочная станция.
— Развитие Л. у первобытных народов шло несколькими путями. Первую идею о Л. мог дать плывущий по реке древесный ствол. Такими стволами пользуются иногда и животные для передвижения по воде. Человек приспособил дерево для лучшего им пользования, заострив один или оба его конца и выдолбив его внутри, т. е. сделав из него челнок. Такие "однодеревки", челны, душегубки (monoxyllae, Einb ä ume) были в употреблении у многих народов: остатки их находили на местах древних свайных построек в швейцарских озерах, в торфяных болотах, в торфяном слое при прорытии нового Сясьского канала и т. д. Их и теперь еще можно встретить на многих русских реках и озерах, во многих частях Азии и Африки. Обыкновенно небольшие, годные для 1-3 человек, они могут иногда иметь значительную величину, что предполагает стволы громадной высоты и толщины. Подобные Л. встречаются в Полинезии, в Африке; ими пользовались древние руссы, ходившие в них даже морем на Царьград. Выдалбливание стволов (половинок их) производится обыкновенно посредством выжигания, причем края мочатся водой. Чтобы края не сходились, их распирают палками или дощечками. Так назыв. кану (canoe) разных дикарей большею частью относятся к этому типу. Усовершенствование челна состояло в набивке на края его с каждой стороны по 1-2 досок или планок при помощи растительных волокон или деревянных шпиньков, причем щели затыкались мхом, замазывались смолой и т. д.; основа Л. превратилась в киль. Такие Л. распространены у малайских народов (prahau), а в усовершенствованных формах встречаются всюду. Сюда же могут быть отнесены лодки из пучков фашин, папируса, камыша, бывшие в употреблении у древних египтян, "джонки" на Ганге и др. Особый вид представляют Л. из древесной коры; простейшие формы их мы встречаем у австралийцев, которые вырезают с громадного ствола продолговатый кусок коры и придают ему с помощью древесных волокон и перекладин форму челнока. Подобные Л. в употреблении у пешересов (на берегах Огненной земли), местами в Сев. Америке и т. д. Специальный способ держаться на воде дают кожаные надутые мешки; ими пользовались, напр., американские индейцы при переправах через реки. У морских берегов с сильным прибоем, напр. у берегов Перу, также в употреблении плоты на кожаных мешках; ими пользовались древние ассирийцы и египтяне для сплава товаров вниз по Тигру и Нилу. Местами основу мешков составляют корзинки, сплетенные из ивовых ветвей; такими мешками, по словам Ю. Цезаря, пользовались древние бритты. Усовершенствованным видом такого способа передвижения являются алеутские байдары и эскимосские каяки, имеющие форму Л. и состоящие из деревянной основы, обтянутой кожею; оставляется только небольшое круглое отверстие, чтобы сесть человеку. Такие Л. очень легки (их может свободно нести человек на себе), быстроходны, но неустойчивы. Особые типы представляют сложные Л. и плоты, составленные из нескольких соединенных вместе стволов, напр. новогвинейские катамараны, двойные кану или Л. с так называемым балансиром. Последние распространены в Полинезии и Меланезии и дают возможность с большою безопасностью плавать по морю. Принцип балансира заключается в том, что параллельно Л. с помощью двух поперечных перекладин на расстоянии 1-2 сажен от нее укрепляется бревно, которое приходится на поверхности воды. Это бревно препятствует Л. опрокинуться, не допуская ее наклониться на бок. Иногда балансиры устраиваются с обеих сторон, иногда бревно заменяется другой Л. (двойное кану), иногда с одной стороны делается балансир, а с другой на ряде поперечных перекладин устраивается платформа, позволяющая помещаться большому числу людей. Руль был уже позднейшим приспособлением, образовавшимся из весла, а весло в основе своей сводится к шесту, палке, копью, палице. Многие формы весел, употребляемых в Полинезии, Меланезии и т. д., по своей узкой, заостренной форме или короткой, расширенной почти не могут быть отличены от некоторых форм копий и палиц. Простейшим парусом был кусок какой-нибудь ткани или рогожка, которой рано стали придавать более правильную, 3-х или 4-хугольную форму и помещать на палке с перекладиной (первообраз мачты и реи). Местами, впрочем, — например, в Америке, — первобытному населению парус оставался неизвестным до прибытия европейцев.
Д. А.