ложь, лжи, мн. нет, жен. Неправда, намеренное искажение истины. Наглая ложь. Невинная ложь. Изобличить кого-нибудь во лжи. Это возмутительная ложь.
Ложь во спасение книжн. - ложь ради спасения кого-либо
У лжи короткие йоги, ложь на коротких ногах - ложь обычно разоблачается, поэтому далеко не распространяется
сознательное искажение действительности, уклонение от истины. В устойчивых формах, когда Л. является не случайным поступком, а систематической тенденцией, привычной формой поведения в соответствующей ситуации, она выступает как черта характера. Однако не все случаи искажения детьми истины считаются Л. В частности, не является Л. в полном смысле слова попытка скрыть правду в благовидных целях.
Наиболее частые мотивы детской Л.:
1. страх наказания;
2. пустая хвастливость и болтливость ребёнка, желание привлечь внимание сверстников или взрослых, вызвать удивление;
3. желание "выручить" товарища.
Осн. причины Л. коренятся в неправильном воспитании. Обычно Л. является следствием суровой, грубой, деспотичной системы воспитания, осн. на устрашении, подавлении, применении физических мер воздействия или унижающих ребёнка наказаний. Большой вред приносит дурной пример старших и особенно родителей (например, "невинная" Л. по телефону, лицемерие в отношении неугодных гостей и т.д.).
Осн. средство борьбы с Л. - воспитание, построенное на основе правдивости и мужества. Если Л. становится чертой характера, борьба с ней требует большой настойчивости. Важно добиться того, чтобы дети твёрдо знали и чувствовали, что Л. отягощает проступок и увеличивает степень вины.
От Л. как преднамеренного искажения истины следует отличать свойственное ребёнку фантазирование, непреднамеренное принятие вымысла за действительность (см. Воображение).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 135)
См. также Воображение
правда
истина
♦ "Если для тебя все вокруг — враздроб и единично, то понят но, почему ты не чувствуешь, когда тебе лгут у единичного всегда может найтись своя правда". (А мне и неинтересно знать, врет человек или не врет, мне интересно знать, что на самом деле, а этого ни один отдельный человек все равно не знает.) Зато, кажется, я никогда и не верю тому, что мне говорят, а откладываю для проверки. Разочаровываться приходится редко — только в самом себе.
"Поэт — шпион Господень",
прочитала я у Роберта Браунинга,
маленькая, едва понимая язык.
После оказалось,
что там было написано совсем не то.
Что ж:
пусть считается, что это сказала я.
Кл. Лемминг
неправда, вранье: грех.
(говорить ложь)
(лгать, врать)
намеренно отходить от истины, дезинформировать. Очень распространенное отрицательное речевое поведение. Допустима ложь по соображениям тактичности, например, если зовут к телефону человека, который в сильно нетрезвом состоянии, можно сказать: Он сейчас спит; если безнадежно больному человеку говорят, что его болезнь не столь серьезна. Реакцию презрения вызывает типичная, банальная ложь (например, студента, которого спрашивает преподаватель, почему он отсутствовал на занятии, и который отвечает, что был болен). Даже разовая ложь, особенно в важной жизненной ситуации, приводит к недоверию к субъекту лжи в дальнейшем, к его дискредитации. На ложь обижаются, так как собеседник думает, что лгущий считает его глупцом, которого ничего не стоит обмануть.
* Ср. Раз солжешь – в другой раз не поверят. Кто много врет, часто завирается; Кто много врет, много божится. Врет сплошь, а переврать и не умеет. Подовраться под кого-либо. Вранье не введет в добро (Словарь Даля). *
♦ извращение или фальсификация истины
А. Виды лжи
♦ Бог не лжет:
Тит 1:2
♦ лжец тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос:
1Ин 2:22; 1Ин 5:10
♦ лицемеры — лжецы:
Пс 61:5; 1Ин 4:20
♦ антихрист обманывает человека:
2Фес 2:9,10
♦ сатана — отец лжи:
Ин 8:44; Деян 13:10
♦ ложь будет раскрыта:
Притч 12:19
Б. Запрещения против лжи
♦ девятая заповедь запрещает лгать:
Исх 20:16; Втор 5:20
♦ другие законы запрещают лгать:
Лев 19:11; Еф 4:25; Кол 3:9
♦ ложь отвратительна Богу:
Притч 6:16,17
♦ молитва об удалении от лжи:
Притч 30:8
В. Наказание за ложь — суровое наказание за лжесвидетельство:
Втор 19:16–19; Притч 19:5
♦ Бог заграждает уста лжецам:
Пс 62:12
♦ Бог наказывает лжецов:
Пс 119:3,4
♦ Бог поразит лжецов:
Пс 5:7; Мих 6:12,13
♦ Бог не примет лжецов на небеса:
Откр 21:8,27
Г. Примеры лжи в Библии
1. Греховная ложь
♦ сатана в саду Едема:
Быт 3:4
♦ Каин Богу:
Быт 4:9
♦ Аврам о Саре:
Быт 12:10-20
♦ Сарра Богу:
Быт 18:15
♦ Иаков своему отцу:
Быт 27:14-25
♦ братья Иосифа Иакову:
Быт 37:31-33
♦ жители Гаваона Иисусу Навину:
Нав 9:1-13
♦ Саул Самуилу:
1Цар 15:1–3,13-22
♦ лжесвидетели против Навуфея:
3Цар 21:11,12
♦ пророки, лгущие Ахаву:
3Цар 22:6,19-28
♦ Гиезий Нееману:
4Цар 5:20-24
♦ лжепророки народу:
Иез 13:1-9
♦ лжесвидетели об Иисусе:
Мф 26:59-62
♦ Петр об Иисусе:
Мф 26:69-74
♦ Анания и Сапфира Богу:
Деян 5:1-10
2. Ложь с Божия позволения
♦ повивальные бабки лгали, чтобы спасти детей:
Исх 1:15-21
♦ Раав лгала, чтобы спасти соглядатаев:
Нав 2:1-14
♦ Аод обманул царя Еглона:
Суд 3:15-18
♦ Иаиль обманула Сисару,
Суд 4:17–21; Суд 5:24-27
♦ см. также лицемерие, истина
♦ (ENG lie)
сообщение того, что неистинно. Такой обман осуждается Богом (Нав. 7; Притч. 12:22; Деян. 5:1-11), и ему не место в христианской жизни (Еф. 4:25; Кол. 3:9; Откр. 21:8), так как Бог есть истина.
Syn: неправда, обман, измышления (кн., неод.), дезинформация (кн.), вымысел; жульничество, уловка, хитрость
Ant: правда, истина
ЛОЖЬ, лжи, ж. Намеренное искажение истины, неправда, обман. Уличить во лжи. Мысль изречённая есть л. (афоризм). Л. во спасение и святая л. (оправданная необходимостью, с благой целью; книжн.). У лжи короткие ноги (посл.).
ж.
Намеренное искажение истины; неправда.
— в отличие от заблуждения и ошибки — обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине. Из прилагательных от этого слова безусловно дурное значение сохраняет лишь форма лживый, тогда как ложный употребляется также в смысле объективного несовпадения данного положения с истиною, хотя бы без намерения и вины субъекта; так, лживый вывод есть тот, который делается с намерением обмануть других, тогда как ложным выводом может быть и такой, который делается по ошибке, вводя в обман самого ошибающегося. В нравственной философии имеет значение вопрос о Л. необходимой, т. е. о том, позволительно или непозволительно делать сознательно несогласные с фактическою действительностью заявления в крайних случаях, напр. для спасения чьей-нибудь жизни. Этот вопрос неосновательно смешивается иногда с вопросом о позволительности худых средств для хороших целей, с которым он имеет только кажущуюся связь. Вопрос о необходимости Л. может быть правильно решен на следующем основании. Нравственность не есть механический свод различных предписаний, безотносительно обязательных в своей отдельности. С материальной стороны нравственность есть проявление доброй природы; но человек, по природе добрый, не может колебаться между нравственным интересом спасти ближнего и нравственным интересом соблюдать фактическую точность в своих показаниях; добрая натура исключает склонность ко Л., или лживость, но в данном случае лживость не играет никакой роли. Со стороны формальной нравственность есть выражение чистой воли; но соблюдение внешнего соответствия между словом и фактом в каждом единичном случае независимо от его жизненного смысла и с пожертвованием действительных нравственных обязанностей, вытекающих из данного положения, — есть выражение не чистой воли, а только бездушного буквализма. Наконец, со стороны окончательной цели нравственность есть путь к истинной жизни, и ее предписания даются человеку для того, "чтобы он жив был ими"; следовательно, жертвовать человеческою жизнью для точного исполнения отдельного предписания — есть внутреннее противоречие и не может быть нравственным. Подр. см. в статье "О добродетелях" ("Вопросы философии и психологии", май, 1895).
Вл. С.