локомобиль, локомобиля, муж. (от лат. locus - место и mobilis - подвижной) (тех.). Передвижной паровой двигатель, приводящий в движение различные машины, напр. сельскохозяйственные.
ЛОКОМОБИЛЬ, я, м. Передвижная или стационарная паросиловая установка.
| прил. локомобильный, ая, ое.
м.
Передвижная или стационарная паросиловая установка из объединенных в один
агрегат паровой машины и котла.
паровая движущая машина, остающаяся на месте.
(франц. locomobile, от лат. locus - место и mobilis - подвижной), передвижная или стационарная паросиловая установка из объединенных в один агрегат паровой машины и котла. В СССР производство локомобилей было прекращено в 60-х гг. (из-за малой экономичности).
(франц. locomobile, от лат. locus ≈ место и mobilis ≈ подвижной), паросиловая установка, состоящая из объединённых в один агрегат парового котла , поршневой паровой машины и вспомогательных устройств. Передвижные Л. (на колёсном ходу) имеют котёл паровозного типа, мощность паровой машины 8,5≈55 квт (12≈75 л. с.). Л. работают насыщенным или перегретым паром с давлением 1≈1,2 Мн/м2 (10≈12 кгс/см2) а выхлопом в атмосферу; применяются преимущественно в сельском хозяйстве. Стационарные Л. (рис.) предназначены для небольших промышленных предприятий и обычно служат для привода генераторов электрического тока. Котлы таких Л. выполняются с цилиндрической топкой и выдвижной системой дымогарных труб. Давление перегретого пара около 1,5 Мн/м2 (15 кгс/см2); мощность машин 90≈580 квт (125≈800 л. с.). Для предприятий, употребляющих пар для технологических целей (варки, сушки, отопления), применяют теплофикационные Л. с промежуточным отбором пара или рассчитанные на противодавление до 0,35 Мн/м2 (3,5 кгс/см2). Топливом Л. служат различные отходы (опилки, костра , щепа, лузга) или местное топливо (дрова, торф и др.). Достоинства Л. ≈ надёжность, нетребовательность к качеству воды и топлива, большой срок службы, простота монтажа на месте. Недостатки ≈ невысокая экономичность и большая металлоёмкость. Производство Л. в СССР прекращено в 60-х гг.; они заменяются более эффективными электрическими двигателями и двигателями внутреннего сгорания.
Лит.: Гарькуша Г. Н., Юшина А. Г., Теория, конструкция и расчёт локомобиля, М., 1952; Бобровский Г. С., Локомобиль и его обслуживание, 6 изд., М. ≈ Л., 1954.
— рабочая (обыкновенно паровая) машина, составляющая одно целое с принадлежащим к ней силопроизводителем (паровым котлом), так что их можно вместе передвигать с одного места на другое без разборки. Л. употребляемы в сельском хозяйстве и связанных с ним производствах. Ставятся на раму с большими и широкими колесами, дающими возможность удобно перевозить Л. даже по плохим дорогам и вспаханным полям. Перевозные Л. приводят в движение молотилки, мельницы, дробилки, соломорезки и употребляются во множестве других случаев. В полуперевозных, или полу-Л., возможность перемещения играет лишь второстепенную роль. Главное качество их составляет компактность формы и, как следствие этого, экономия места, легкость установки и дешевизна машины. Поэтому полу-Л. весьма пригодны для небольших фабрик и производств. В Л. и полу-Л. употребляются котлы трубчатого типа высокого давления и машины с большою скоростью поршня и расширением. Для полу-Л., достигающих 120 сил, применяется иногда также и охлаждение пара. Для достижения наибольшей экономии топлива применяют иногда даже и систему компаунд. Материалом для отопления Л. преимущественно служит каменный уголь, затем дрова, а в сельских хозяйствах и солома, в особенности ржаная. Можно также топить камышом. Для отопления соломой и камышом употребляются особые очаги — соломотопки (фиг. 1).
Фиг. 1. Л.-соломотопка английской конструкции.
Солома подкладывается снопиками в желоб, по которому она особым приспособлением, приводимым в движение самою машиною, подается в топку механически. Фиг. 1 представляет вместе с тем перевозный Л. английской конструкции. На фиг. же 1 табл. изображен полу-Л. немецкой постройки.
ЛОКОМОБИЛИ
1. Полулокомобиль от 3 до 60 сил. 2. Локомобиль системы Вольфа. 3. Керосиновый локомобиль Крослей в 7 сил.
В Л. с горизонтальным паровым котлом паровая машина располагается сверху, причем в машинах новейшей конструкции паровые цилиндры большею частью располагаются в паровом колпаке, как показано на фиг. 2 и 3.
Фиг. 2. Цилиндр и колпак большого Л.-компаунд (разрез) системы Вольфа.
Первая из этих фигур представляет разрез цилиндров и колпака большого Л.-компаунд системы Вольфа. Здесь К — котел, О — колпак, H — цилиндр высокого давления, N — цилиндр низкого давления, К — ресивер, S — золотниковые коробки.
Фиг. 3. Небольшой Л. системы компаунд (вертикальный разрез).
Фиг. 4. То же — продольный разрез.
Пример применения системы компаунд для Л. небольших размеров представлен на фиг. 3 и 4 (фиг. 3 — вертикальный разрез, фиг. — продольный). Здесь цилиндры высокого и низкого давления расположены наклонно один над другим, вследствие чего парораспределение производится одним золотником при помощи одного лишь эксцентрика и машина отличается большою простотою. На фиг. 3 вместе с тем показано устройство котла и его топки. В некоторых Л. применяются также вертикальные топки. В котлах Л. системы Вольфа (фиг. 2 табл.) вся связка труб выдвигается наружу, что представляет большое удобство для очистки труб от осаждающегося котельного камня. Для этого необходимо лишь, ослабив гайки, вынуть болты aa, bb (фиг. 5).
Фиг. 5. Котел Л. системы Вольфа.
Перевозные Л. должны быть снабжены искроудержателем, в полу-Л. отработавшие газы отводятся в трубу. В агрикультуре употребляются также Л., могущие сами передвигаться; эти Л.-самоходы представляют уже переходную ступень к локомотивам. Изобретение керосиновых двигателей (см. Двигатели газовые и керосиновые) привело к введению в практику и керосиновых Л. (ф. 3, табл.), которые еще мало распространены, но несомненно имеют большую будущность, в особенности в России. Производительность локомобиля зависит главным образом от правильного соотношения между поверхностью нагрева котла и объемом цилиндров. Расположение дымогарных труб имеет влияние на удобство очистки котла (выгода выдвижных труб). Продувные краны должны быть помещены внизу в доступных местах. Предохранительные клапаны должны находиться на самых высших точках котла. Насос непрерывного действия с прогревателем должен быть помещен по возможности ближе к передней топке с целью ослабления влияния поступающей в котел холодной воды на стенки топки. Очень удобно, кроме обыкновенного насоса, иметь еще и ручной. Одну из важных задач составляет прочность колесного хода и правильное на нем расположение котла; вся трудность состоит в устройстве и расположении задней оси. Долго употреблялись, да и теперь еще встречаются (как, наприм., у одноцилиндровых Л. Клейтона и Шутлеворта) так называемые полуоси, привинчивающиеся болтами друг против друга по обеим сторонам котла в топочной рубашке и состоящие из залитой в чугунный круг шейки. Встречались также и сквозные оси, прикрепленные сзади (в Л. Маршаля) или спереди топочной рубашки (в двуцилиндровых Л. Клейтона), особенно невыгодно последнее расположение, так как при этом устройстве вся задняя часть котла находится вне точек опоры, вследствие чего Л. не может иметь надлежащей устойчивости. Теперь все более входит в употребление изогнутая кольчатая ось. Она огибает до половины топочную рубашку и таким образом поддерживает заднюю часть котла с трех сторон. Шейки оси у хороших Л. делаются стальные, колеса железные с чугунными ступицами. Передок должен быть связан с задним ходом посредством тяги или цепей. Кроме искрогасителя, Л. снабжается тормозным башмаком и запасною тормозною цепью. Простота устройства составляет очень ценное качество в Л., употребляемых в сельском хозяйстве. Поэтому очень часто одноцилиндровые Л. предпочитаются двуцилиндровым, хотя последние дают значительное сбережение топлива. Цилиндр помимо кожуха должен быть снабжен паровою рубашкою и масленкою с двумя кранами для смазки. В лучших машинах все штоки делаются стальные, поршневые кольца из мягкого чугуна со стальными пружинами. Переменная отсечка предпочитается постоянной. Подшипники и сальники должны быть бронзовые, а центробежный регулятор с произвольным изменением положения клапана. Раздвижные поползушки, как и параллели, должны быть сделаны из закаленного чугуна. Наиболее употребительны Л. от 2 до 25 лошадиных сил. Вес Л. зависит от системы его и числа сил. Обыкновенный Л. в 2 силы весит около 900 кг., в 3-4 силы — около 1200 кгр., в 6 сил 2300 кг., до 8 сил — 2500 кг., в 9-10 сил — 3000 кг., в 25 сил - 4500 кг. Сообразно с этим можно рассчитать число лошадей, необходимых для передвижения Л.
А. Г.
м. Передвижная паросиловая установка, приводящая в движение различные приспособления и механизмы. — На приисках, где в воде терпят недостаток, употребляют как двигатель конные приводы и локомобили. Лат., 1895: 91; Временные горизонтальные и наклонные пути с простыми ящичными вагонами, которые могли бы подвозить пески к фабрике действующими на промыслах локомобилями. ГЖ, 1868, № 6: 510.