23 ноября 2024
450 тысяч слов
+17 за сегодня
Всё об этом слове:

Значения слова лопари

все
Словарь Ушакова
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

лопари

лопари, лопарей, ед. лопарь, лопаря, муж. Прежнее название народности саами.

Энциклопедический словарь

лопари

см. Саами.

Словарь Ожегова

лопари

ЛОПАРИ, ей, ед. арь, я, м. Старое название народа саами.

| ж. лопарка, и, ж.

| прил. лопарский, ая, ое.

Словарь Ефремовой

лопари

мн. устар.
Саами, лапландцы.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

лопари

лапландцы — народ финского племени, живущий в северных округах Швеции, Норвегии, Финляндии и в Кольском уезде Архангельской губернии. Всего их насчитывается около 25000: около 15000 в Норвегии, более 6000 в Швеции, около 1200 в Финляндии и около 2000 — в Кольском у., особенно в северо-западной его части. Сами себя Л. называют саме, самелатс; некоторые полагают, что с этим прозвищем стоит в связи и финское название Финляндии Суоми, а равно и Сум древней русской летописи; иные производят от того же корня и название самоедов. Судя по некоторым данным начальной русской летописи и хорографическим названиям, есть основание полагать, что Л. распространялись некогда на Ю. до Ладожского озера. В Швеции и Норвегии они также жили в древние времена южнее, чем теперь; на это указывают, между прочим, находимые вне области нынешнего жительства Л. "лапландские могилы". По данным языка, Л. принадлежат к финнам, и притом к западным, т. е. стоят ближе всего к тавастам и корелам, хотя язык их представляет и многие особенности, между прочим, много слов, заимствованных из древнего скандинавского и даже готского языка, что указывает на их продолжительное сожительство уже в древние времена рядом с германскими народностями. Язык Л. разделяется на несколько наречий, довольно сильно различающихся одно от другого. Лопари относятся к племенам малорослым; средний рост мужчин — около 150-155 см, т. е. очень низкий, вследствие чего многие из них не принимаются на военную службу. Сложения они сухощавого, кожа часто морщинистая; некоторые исследователи, напр. Вирхов, видят в них признаки некоторого вырождения или несовершенного развития. Тем не менее, грудь у них развита хорошо (окружность груди значительно превышает величину полуроста), и они, в общем, народ здоровый и крепкий. Голова у них короткая и широкая (брахицефалы), нос умеренный, иногда плосковатый или вздернутый, переносье довольно широкое, скулы развитые; кожа нередко смуглая, волосы прямые, большею частью черные или темно-каштановые, глаза в большинстве случаев тоже темные, черные или карие. Шведские и норвежские Л. (наши их называют фильманами) представляют некоторое отличие от русских: они в среднем несколько ниже ростом, голова у них шире, цвет кожи, волос и глаз темнее, тогда как среди русских лопарей часто встречаются особи более высокого, среднего роста, менее широкоголовые, с волосами светло-каштановыми или русыми и с серыми или даже голубыми глазами. По-видимому, шведско-норвежские Л., живущие более сплошной массой и более многочисленные, лучше сохранили отличительные черты своего типа, чем русские. Русские лопари — православные, шведско-норвежские — лютеране; первые большей частью безграмотны, у последних грамотность все больше развивается. Первоначально лопари жили по образу дикарей каменного века; весьма вероятно, что Feuni Тацита, не знавшие металлов, добывавшие себе пропитание охотой и пользовавшиеся стрелами с каменными и костяными наконечниками, были именно Л. Знакомство с металлами и разные другие культурные усовершенствования заимствованы Л. от финнов. Впрочем, в быте Л. и до настоящего времени сохранилось много первобытного. Летом, занимаясь ловлей рыбы по рекам, озерам и берегам моря, они живут в примитивных шалашах (вежах, котах); на зиму они переселяются в погосты и живут в деревянных избах (тупах, пыртах). Кроме рыболовства и звероловства, Л. занимаются также оленеводством, которое у фильманов развито более, чем у русских лопарей. Оленями пользуются Л. и для переездов, запрягая по одному в небольшие лодкообразные саночки (кережки). В новейшее время Л. стали держать и рогатый скот, а также переходить к земледелию или огородничеству, поскольку оно возможно в их холодной стране. Костюм Л. сохранил некоторые оригинальные черты, особенно у женщин, что выражается, главным образом, в головном уборе, имеющем у фильманок вид шлема с загнутой наперед верхушкой. Было высказано мнение, что Л. принадлежат к племенам исчезающим и постепенно вымирают, но более обстоятельные статистические наблюдения не подтверждают такого взгляда; хотя прирост населения у Л. и не велик, но все - таки превышает смертность. Численность настоящих Л. уменьшается, однако, от смешения с окружающими их народностями, вследствие чего получаются смешанные типы, усваивающие нередко и язык другой народности. Л. — народ смирный, робкий, честный, веселый, гостеприимный, кроткий в семейной жизни, сострадательный к бедным, почтительный к старшим; среди них почти не бывает преступлений. Подвергаясь с давних пор эксплуатации со стороны своих соседей, не скрывающих часто своего к ним презрения, и ведя жизнь исполненную лишений, обид, бедности, Л. усвоили себе, однако, и некоторые менее привлекательные качества — отсутствие энергии, леность, упрямство, подозрительность, неопрятность, страсть к вину, обман в торговле. По словам священников, Л. "в вере тверды, часовни и храмы посещают", но эта вера, особенно при безграмотности, выражается большей частью лишь в исполнении обрядов, рядом с которым уживаются масса языческих суеверий, верование в различных божеств и духов и особенно в колдунов (нойд), которые соответствуют прежним шаманам и до сих пор имеют влияние в народе. Народное творчество Л. имеет по преимуществу эпический характер; весьма распространен эпос животный (сказки) и мифологический (сказания о солнцевых сыновьях, о дочери солнца, о подземном царстве и т. д.). Есть остатки и исторического эпоса (предание о разрушении Печенгского монастыря, сказания о чуди, о богатырях). Лирика Л. бедна, но вообще Л. довольно склонны к поэзии, и самые обыденные явления в их скудной впечатлениями жизни слагаются иногда в бывальщины и песни. См. Н. Харузин, "Русские Л." (М., 1890 в "Изв. Общ. люб. естеств.", LXVI); его же "К вопросу о двух типах Л." (в "Дневнике Антр. отдела Общ. люб. ест.", 1890); Кельсиев, "Отчет о поездке к Л.", в "Изв. Общ. люб. ест." XLIX); D üben, "Om Lapland o ch Lapparne" (Стокгольм, 1873; в извлечении — в "Congr ès intern. des se. géographiques", 1876); Ecker, "Lappland u. die Lappländer" (1878); Mantegazza, "Un Viaggio in Laponia" (1884); Koechlin-Schwartz, "Un touriste en Laponie" (1882).

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc